Опубликовано: 15700

ТОП-7 главных изобретений кочевников

ТОП-7 главных изобретений кочевников

Степь всегда считалась мощным инновационным хабом. Сколько всего полезного придумали люди, жившие на этих землях, сегодня уже сложно подсчитать. Мы сделали подборку значимых изобретений степняков, некоторые из которых еще тысячи лет назад разошлись по миру и используются по сей день.

Изобретение № 1

Безусловный лидер этого обзора степных инноваций – одомашненная лошадь. Приручение дикой лошади – одно из самых значительных изобретений, которые вывели человека на другой по качеству уровень жизни. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, это, скорее всего, произошло в степях Казахстана.

– Лошадь – наш традиционный бренд, достояние, гордость. Казахская порода жабагы существует семь тысяч лет в своем естественном ареале, – рассказывает Виктор НОВОЖЕНОВ, специалист по древним и современным коммуникациям Евразии, археолог, востоковед. – Это единственная порода лошадей в мире, которая сохранила свой исконный ареал обитания. Она может развиваться только в ковыльных злаковых степях, которые у нас есть в Сарыарке, в Северном и Центральном Казахстане. Наши доказательства – это и археологический памятник Ботай (IV–III тыс. до н. э.), и огромное количество находок костей лошади на поселениях эпохи бронзы. Ботай – история через тысячелетия

Хотя есть малочисленная группа ученых, которая ставит под сомнение одомашнивание лошади именно здесь, при этом никто не отвергает факта, что огромные табуны здесь уже паслись 7 000 лет назад и люди активно использовали этих животных. Конечно, морфологические признаки доместикации лошади по костям установить не удается, но тем не менее косвенных признаков очень много.

Исследователи Ботая, прежде всего казахские и английские, считают, что доместикация лошади – состоявшийся факт, там нашли следы кумыса на стенках древней посуды. То есть местные жители уже использовали кобылье молоко, это очень важно.

Потому что у многих народов, например, в древности имелась непереносимость или попросту отторжение организмом коровьего молока и молока вообще. Потребовалось много лет человеческой эволюции, чтобы люди начали его пить. С кобыльим молоком ровно такая же история. Мы четко знаем, что 99 процентов костных останков на этих поселениях – конские. Это значит, даже если они не скакали верхом на них и не использовали в повозках, то, по крайней мере, кушали и использовали как своеобразные “живые” консервы, согым по-нашему.

Животное очень долгое время одомашнивали. Это сегодня нам кажется всё просто: увидел, что пасется конь, вскочил и поскакал на нем верхом, а в древности это было невозможно.

Лошадь была дикая, обитала исключительно в табуне и элементарно боялась находиться в одиночестве. У нее был сильный и устойчивый стадный инстинкт.

Самых первых запрягали в пары, и им даже закрывали глаза, придумывали шоры, чтобы они могли смотреть только вперед и никого не бояться. Все цивилизации, которые мы знаем в истории человечества, использовали лошадей как величайшее достижение и большую редкость и платили огромные деньги, чтобы получить готовых обученных лошадей из регионов, где они одомашнивались. Исключение, подтверждающее правило, – инки и другие индейцы Южной Америки, отрезанные океаном от Ойкумены. Кто первым приручил коня

Грядет сенсация

Считается, что на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры в степи уже использовали колесницы. Их появление произвело фурор, революцию в военном деле. Очевидно, что у населения, не имеющего опыта использования лошадей, такого изобретения просто не могло возникнуть. Вообще наличие лошади дало толчок к появлению очень многих полезных не только в бою вещей. Много сторонников теории, что первые стремена также принадлежат к числу степных изобретений.

– Степная конструкция древних повозок была основана на тех же технологиях, что и юрта. Жердь поливали горячей водой и после нагрева сгибали в круг – шанырак, это классическая технология, которую изобрели в степи, – продолжает Виктор Новоженов. – В пятом Пазырыкском кургане (IV в. до н. э.) было найдено 4 типа повозок! Есть масса свидетельств на эту тему в древних письменных источниках, в той же Ассирии, у египтян, которые, очевидно, восприняли колесницу вместе с гиксосами, это было почти на 500 лет позже, чем она появилась в степи. Кстати, сейчас под Павлодаром нашли интересную находку, я считаю, что это большая сенсация.

Впервые обнаружена кимакская повозка развитого средневековья (XII век) с установленной на ней юртой!

Вся конструкция благодаря уникальной технологии реставратора Крыма Алтынбекова скоро будет представлена общественности. Это уникальный случай, ведь нигде на территории степей Евразии юрт на колесах не находили. Мы только знаем, что средневековые путешественники Марко Поло, Гильом де Рубрук писали, что степняки ставили юрты на колеса, это были их передвижные жилища, но материальных свидетельств раньше не было…

Колесница эпохи бронзы. Рубеж III и II тысячелетий до н. э. Реконструкция К. Алтынбекова и В. Новоженова. Фото О. Белялова

Колесница эпохи бронзы. Рубеж III и II тысячелетий до н. э. Реконструкция К. Алтынбекова и В. Новоженова. Фото О. Белялова

Железные сабли

Тюрки переняли опыт своих предков, и многие существующие вещи ими были значительно усовершенствованы.

– Они сделали лошадь полностью автономной. И придумали так называемые ламеллярные доспехи, или защитную броню для коня и всадника. Это такие пластины, которые защищали их в бою, для того времени изобретение по значимости было сродни появлению атомной бомбы. Еще раньше тюрки первые в Центральной Азии начали плавить железо, это был их главный секрет.

Благодаря Жужаньскому каганату, который славился своими металлургами, но был покорен тюрками и на основе которого возник Тюркский каганат, начинается массовое производство железа.

Китайцы в то время еще использовали бронзовое оружие, которое по прочности было слабее. Это изобретение было конкурентным преимуществом местного населения. Секретами казахских амазонок заинтересовались американский археолог и британские сценаристы

До того как тюрки изобрели стремена, невозможно было использовать саблю – изогнутый меч. Стремена – не просто для удобства, чтобы залезть на лошадь верхом и скакать на ней, а прежде всего это возможность встать и, опираясь на них, с максимальным усилием рубануть саблей по врагу. Сила удара возрастает многократно. Для такого способа ведения войны появилось удобное высокое седло. До сих пор казахи используют седло особого типа, у него высокая передняя часть, чтобы удобно сидеть на лошади и можно было использовать лук, копье. Это всё придумали и реализовали тюрки, что обеспечило им небывалое ранее могущество.

И сервис на высоте

– Я на историю тюрков смотрю с точки зрения древних коммуникаций. Самая знаменитая трансконтинентальная дорога в истории Центральной Азии и Евразии – это, конечно, Шелковый путь, и вот здесь много чего придумали тюрки, – рассказывает Виктор Новоженов. – Они создали первую империю на территории Евразии, которая связала все степи и самые крупные очаги цивилизации, существовавшие на рубеже новой эры и в первой половине I тысячелетия.

Мир переживал серьезный период переселений, движений народов, и в этих условиях тюрки смогли себя впервые в истории проявить тем, что создали огромную империю. Тюркская империя была изначально кочевая, потому что объединяла народы, которые двигались в степи.

Мы иногда забываем, что основа цивилизации казахов и тюрков – это степь. Империя тюрков – образец того, как можно построить в условиях суровой климатической природной среды успешное государство, которое соединяло границы Китая и Причерноморья, Балканы, Южную Европу, где развивались многие тренды того времени. Тюркские корни древней цивилизации: китайцы произошли от казахов?

Тюрки не просто контролировали Шелковый путь – хотя без поборов, грабежей караванов, конечно, не обходилось, они быстро сообразили, что гораздо полезнее и выгоднее для себя поддерживать, развивать транспортную инфраструктуру, снабжать эту дорогу и получать от этого больше дохода.

Поэтому придумали караванные города – это были своего рода сухие порты. Там были ремонтные мастерские, сервисные склады, питание, обеспечение для караванщиков. Представьте, что такие караваны раньше в день могли идти не более 30 километров. И это все создавало империю тюрков, которые обслуживали и охраняли Шелковый путь. Причем большая ошибка думать, что по нему только верблюды шли, были еще и фуры того времени, на которых грузы перево­зились, и здесь у тюрков тоже были большие достижения.

По китайским источникам известно тюркское племя хунтайджи-чернотележники, которое умело изготавливать повозки с большими колесами, – это союз племен теле, или тегрек, который сформировался до Тюркского каганата, часть его потом вошла в каганат.

Они славились как знатные производители крепких повозок на больших колесах и хорошо проявили себя в плане создания инфраструктуры ремонтной базы повозок, которые использовались на Шелковом пути. Древние предки казахов съели свыше 365 000 лошадей

Вообще в плане колесного транспорта были большие достижения и сильные традиции изготовления повозок. Та же юрта – тоже тюркская инновация и следствие мобильного образа жизни, до этого не было разборных жилищ в том виде, в котором мы юрту понимаем (остов – кереге, уыки, покровный войлок). Были другие конструкции – шалаши, примитивные палатки, но в таком виде, чтобы она могла еще и зимой служить, в суровых условиях, не было.

Следующие вещи, также связанные с мобильностью, – это, конечно, продукты питания длительного хранения, которые позволяли не зависеть от холодильников, от погребов. Они обеспечивали автономность, абсолютную свободу в бескрайней степи, подвижность, позволяли быть независимыми от табуна, отары, от кочевья.

Кумыс, курт, жая – продукты длительного хранения, это конкурентное преимущество позволяло жителям степей совершать длительные походы и обеспечивать пропитанием еще и караваны с грузами.

Самое главное, что все эти инновации пригодились на Шелковом пути для его функционирования как экономической модели для огромной территории, которая исторически существовала многие тысячелетия и становится образцом прогресса, поступательного развития и в наше время.

Алматы

Зачем на свадьбе в Шымкенте был преподнесен торт за $170 тысяч?

  • 1. Было много народу, кушать было нечего

    124
  • 2. Чтобы показать миру, что в Казахстане нет кризиса

    50
  • 3. Это очередные понты

    740
  • 4. Чтобы удивить Геннадия Головкина, который посетил эту свадьбу

    70
  • 5. Дешевле не было))

    120
  • Все опросы

    Всего проголосовало: 1104

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров