Опубликовано: 23500

Секретами казахских амазонок заинтересовались американский археолог и британские сценаристы

Секретами казахских амазонок заинтересовались американский археолог и британские сценаристы

Принято считать рассказы об амазонках мифами, однако женщины-воительницы были реальными действующими лицами нашей истории. Они наравне с мужчинами участвовали в боевых действиях, возглавляли воинские подразделения, походы, становились героинями на полях сражений.

У отваги нет пола

Американский археолог Жанин Дэвис-Кимбэлл очень внимательно изучала эту тему, даже приезжала в Казахстан. Она обнаружила, что женщин-воинов было много среди древних евразийских сообществ и кочевников. Дэвис-Кимбэлл руководила несколькими археологическими экспедициями на российско-казахстанской границе, в районе Покровки. Она обследовала полсотни захоронений кочевников-сарматов, в которых были и женщины с оружием. До сих пор точно не установлено, где проживали легендарные амазонки, но, как правило, мифы рождаются не на пустом месте, и, возможно, что именно образ этих воинственных дев был заложен в народный фольклор.

Авторитетный казахстанский археолог Зейнолла САМАШЕВ в своей практике неоднократно встречал женские захоронения с оружием:

– Женщины-воительницы с предметами вооружения встречаются сплошь и рядом. В Берельском могильнике (Восточный Казахстан), где мы уже почти 20 лет работаем, значительная часть изученных нами курганов содержит женские погребения с оружием, – рассказывает он. – Тут надо подходить не однобоко и говорить не только о воительницах, но и какова роль женщины в таком мобильном обществе, которому присущ воинственный динамизм. В этом обществе женщина не могла находиться в стороне, в условиях постоянных перекочевок, передвижений, она поневоле должна была заниматься военными делами и… самозащитой. Мы раньше не обращали внимания, но оказалось, что значительная часть элитных погребений – именно женские, то есть это указывает на особое уважение и их статус в сакскую эпоху. Дама из кургана: подробности сенсационных раскопок в Восточном Казахстане

По словам корифея отечественной археологии, специфического “женского” оружия у дам в те далекие времена не было:

– Оружие и для мужчин, и для женщин было общее: для дистанционного боя – лук со стрелами, для ближнего – кинжалы, всевозможные ножи. И защитное вооружение – щит, доспехи, шлем и т. д. Последние делались индивидуально в зависимости от физического строения человека. Возможно, что могла быть какая-то дополнительная защита – например, нагрудная, отличающая женские костюмы.

В прошлом году мы раскопали царицу, при ней были кинжал и роскошное парадное облачение. Что интересно, рядовые люди носили точно такие же кинжалы вне зависимости от социального статуса – держали при себе оружие ближнего боя. Иногда в кинофильмах показывают, как женщины у себя под камзолом прячут ножи, кинжалы и прочее оружие, которое потом используют.

Интересуюсь: могли ли женщины возвыситься в своем обществе за счет освоения воинского мастерства?

– Это зависело от индивидуальных качеств – не каждый мужчина и не каждая женщина выдвигаются на передовую позицию. Как и в наше время, это случается благодаря личным качествам и характеру, но основной фактор – природная мужественность человека, и это божий дар. Благодаря личной отваге женщины возглавляли воинские подразделения. Мифы не на голом месте возникли. Таких легенд, когда храбрые женщины становятся предводительницами, очень много, в том числе и в наше время, – рассказывает Зейнолла Самашев.

Вершина женского героизма

Историк и писатель Арман НУРМУХАНБЕТОВ считает, что в культуре Великой степи было особое отношение к женщине:

– Глубочайшие традиции возвышения женщины были характерны для кочевников. В обществе не было гендерного противостояния, все было гармонично. Женщины были в составе воинских подразделений армии Великой степи, в том числе саков, сарматов. Они участвовали в сражениях наравне с мужчинами, мало того, часто возглавляли воинские части. Эта тенденция сохранялась вплоть до распада кочевой цивилизации.

Одна из знаменитых амазонок недавнего прошлого – Бопай-ханым, сестра Кенесары- хана, которая отличалась мужественностью и воинскими навыками.

Такие женщины были не только на территории Казахстана, но и в других регионах, таких как Китай, Иран, Индия, Турция. Нужно понять уникальность степной цивилизации, в которой женщине отводилась особая роль, где не было никаких гендерных предубеждений. Мол, если ты женщина (иди скобли казан), смотрели на качества и способности отдельного индивида. Если она превосходна в боевых искусствах, то соответственно таких женщин ценили, слушались, за ними шли.

В каждом роде, ауле существовали выдающиеся девушки-воительницы. Но ни в коем случае нельзя говорить об отдельных племенах из амазонок – это стопроцентный миф.

Никакими артефактами, материальными свидетельствами не доказано, что на какой-то территории жили исключительно женщины. Да, есть могильники, в которых часто встречаются именно женские захоронения, подчеркнут их высокий статус и доказывается воинская составляющая из-за присутствия в курганах оружия. Но, опять же, эти могильники – часть захоронений какого-то племени, где присутствовали и мужчины тоже.

По словам пропагандиста культуры Великой степи Армана Нурмуханбетова, пик участия женщин в войнах в целом совпадает с кульминацией кочевой культуры, которая, по его мнению, приходится на сарматский период.

– Когда выходцами из Степи на территории Ирана, Турции, включая Ближний Восток, было создано Парфянское государство, наиболее яркой была экспансия сарматов в междуречье Дуная, мощное движение докатилось вплоть до Северной Италии. Археологами зафиксировано нахождение довольно большого числа женских захоронений с оружием за этот этап. Сарматский период, считаю, был вершиной женского героизма на полях битв, – говорил он.

Брутальная среда влияла на девушек

Возможно, что авторы, описывающие амазонок, могли принять женские дружины за отдельный народ, состоящий лишь из лиц женского пола.

– Вероятно, они встречали женские отряды самообороны, которые формировались в момент, когда мужчины уходили в поход, – предполагает Данияр БАЙДАРАЛИН, эксперт в области искусства стрельбы из традиционного лука. – То есть аул был беззащитным, и женщинам ничего не оставалось, как самим брать в руки оружие и патрулировать район своего проживания. Путешественники видели их и могли предположить, что они – отдельно живущий народ. Например, если говорить о времени ближе к нашему, в момент Джунгарского нашествия многие роды были согнаны со своих пастбищ, с мест проживания. Они проходили через такие этапы, когда практически весь род мог быть истреблен или захвачен в плен, гибли множество мужчин, женщинам приходилось плечом к плечу вставать на защиту дома, несмотря на то что им грозили плен, унижение или смерть. Это явление существовало и было продиктовано суровыми условиями выживания в степи.

Историк Жумажан БАЙЖУМИН также объясняет, что сама кочевая среда способствовала появлению девушек-воинов.

– Вообще, их никогда на войну не гнали, просто условия кочевого общества были очень суровыми, брутальными, они стимулировали рождение женщин мужского склада, боевых. Есть известный каракалпакский эпос – “Кырк кыз” (“40 девушек”), вот там говорится об отряде девушек, которые живут на острове, в крепости, и возглавляет их 15-летняя Гулаим. Это единственное произведение, где указаны девушки-воины и то, чем они занимаются – защищают свою родину от захватчиков. Не думаю, что какие-то женщины себе прижигали грудь, избавлялись от мальчиков, а девочек оставляли (как это описано в мифах об амазонках) – этого, конечно, быть не может, это легенда. Возможно, что наподобие “40 девушек” существовали какие-то женские отряды. Алтын мадам. Золотой человек был женщиной?

***

Осенью прошлого года в Казахстане сняли фильм о сакских девушках-воительницах “Amazons” – это часть международного проекта “Warrior Women” (“Женщины-воины”) телеканала “Smithsonian channel”.

– Британцы написали сценарий, основанный на бестселлере американки Эдриенны Мейор, профессора Стэнфордского университета – “Амазонки: жизнь и легенды женщин-воинов в Древнем мире” (2014). Она в том числе изучала сакский период, – рассказывает продюсер фильма Нарын ИГИЛИК. – Целью было показать, как жили женщины-воины. Создатели взяли историю трех вымышленных сестер-амазонок и представили жизненный цикл одной из них. Как она росла, как ее воспитывала мать, как училась стрелять из лука, охотиться. Как обучалась воинскому ремеслу, затем проявила себя на войне и стала правительницей племени. Помимо основной сюжетной линии в картине с комментариями выступают историки, археологи и др.

Планируется, что показ фильма состоится уже в конце этого года.

КОММЕНТАРИИ

[X]