Опубликовано: 2100

Кто ворует мыло и металл на дачах: подробности выживания на дачных массивах

Кто ворует мыло и металл на дачах: подробности выживания на дачных массивах Фото - Турарские дачи во всей красе. Фото Елены КОЭМЕЦ

6 часов утра. Сквозь сон слышу звуки возни, странные крики во дворе. Оказалось, дерутся местные воровки-сороки: не поделили приготовленные собакам кости.

А нахожусь я на Турарских дачах, что в 65 километрах от Алматы. Степь, степь, и вдруг – оазис. Всё благоухает. А на грядках пашут дачники – загорелые, в вылинявшей от солнца одежде. Тем, кто находился в городе на карантине, нужно наверстать упущенное время…

“Это песня – про дачу снова, в городе летом очень хреново…” Сергей Шнуров попал в точку.

Знаю по себе – у родителей здесь тоже дача. С 1988 года. Тогда доступные по цене участки “за тридевять земель” улетали, словно горячие пирожки на базаре. Все хотели дачу подальше от города. Машина была роскошью, автобусы ходили с автовокзала “Сайран” по Шамалганской трассе. А дальше километров 5 по холмам мы шли пешком. На себе несли ящики с рассадой, а папа нес младшую сестру, газовый баллон.

Почва здесь глинистая. Чтобы сделать террасы под грядки на холмах, уходила масса времени и сил. Зато урожай в отдельные годы был рекордный! Снимали по 10 ведер клубники, по 30–40 ведер огромных помидоров. Несколько лет назад уродилось столько винограда, что делали вино. В огромных 20-литровых бутылях. Нашествие вредителей, суровая зима – и нет винограда.

Большое преимущество гигантского дачного массива (в нем 25 садоводческих обществ, расположены они на территории Жамбылского и Карасайского районов) – вода. Собственная скважина обеспечивает полив с апреля по октябрь.

Живущие здесь постоянно запасаются живительной влагой на всю зиму. И вода не “цветет”. Как-то один дачник, сотрудник лаборатории, сделал ее анализ. Оказалось, она насыщена серебром. Теперь люди везут фляги и бутылки в город.

“Дворец” на старой урючине

Современные дачники – не чета тем, что были 30 лет назад. Люди рассекают по холмам на квадроциклах, а зимой – на снегоходах. Используют солнечные батареи, современные технологии орошения. Контейнеры, вагоны приспосабливают под жилье, применяя утеплители, светоотражающие материалы. Возводят капитальные дома, высоченные заборы. У многих – бассейны, бани, ухоженные газоны.

Немало и скромного деревенского жилья, с печкой, как наш домик.

Некоторые сооружают хижины из того, что бог пошлет.

Владимир Шалагин и его

Владимир Шалагин и его "дворец"

– Господа, доброго дня и здравия, – приветствует с улыбкой сосед, 78-летний любитель шахмат алматинец Владимир ШАЛАГИН.

У художника (долгие годы пенсионер работал в художественной мастерской, подрабатывает и по сей день) свой креативный взгляд на то, как должен выглядеть дачный домик, в котором можно хранить инструмент, спрятаться от палящего солнца и дождя. “Дворец”, как он называет конструкцию из палок, рам, шпагатов, возвел на старой урючине:

– Даче уже 30 лет. Раньше это был трехэтажный дворец, потом стал домик, а теперь – сарай. Подпорки сгнили, ветер всё разрушил. Не хватает сил, времени перестроить. Как построю, зимой буду жить. Кормиться тем, что вырастил. Уже чеснок посадил. Будут помидоры. Травы много, по колено – из-за карантина не мог на дачу попасть. Транспорт не ходит. До рынка “Алтын Орда” доехал на автобусе. Блокпост прошел пешком. Потом на перекладных. Тяжело, пока город закрыт.

“Я в тайге жила, где медведи, тигры. И там не боялась”

Есть среди дачников и свои знаменитости. Несколько лет назад умерла баба Валя – 91-летняя женщина регулярно приезжала сюда. Наравне с молодыми окучивала, поливала грядки. Много пенсионеров, которым по 80 и более лет. У одних – знатные цветы, у других – малина, третьи кур держат. Излишки саженцев, рассады, семян, яйца, молоко люди продают на субботнем рынке. К примеру, столовая ложка любых семян стоит 200 тенге. Рассада – 250 тенге за 10 штук.

Субботний базар

Субботний базар

Пенсионерку из Алматы Надежду во время прогулок сопровождает трехлапая овчарка Дружок. На даче женщина живет 8 лет, в городскую квартиру не хочет возвращаться. Занимается огородом. Держала кур. Сейчас всё хозяйство – Дружок и 7 кошек, да еще котята родились. Подобранных животных женщина стерилизует за свой счет. Иногда помогают волонтеры. Зимой к ней во двор приходят все бездомные обитатели дач – животные знают, что найдут у сердобольной хозяйки еду и кров.

Интересуюсь: а как в ее дом попал Дружок?

– Хозяин не заметил щенка, придавил на машине – тот лежал под задним колесом, – рассказывает Надежда. – Сказал – лечить не буду. Заплатила соседу 15 тысяч тенге, поехали в Алматы, в ветклинику. Несколько часов ждали, пока щенку операцию сделают. Ему вырезали часть кишок, срастили штырем тазобедренный сустав, лапу. Привезли обратно. Через месяц на такси опять повезла в больницу. Ветеринары не смогли штырь вытащить. Потом смотрю – нога отекает. Гангрена началась. Снова такси наняла. Ветврач сказал, что Дружок – не жилец. Я ему – отрезайте лапу. Отрезали. Через полгода раны появились. Опять взяла такси – и в город. Вытащили штырь. Это была четвертая операция. Дружку пошел шестой год. Он – мой любимец. Охранник из него плохой, добрый слишком…

– Откуда такая любовь к животным?

– В детстве я любила спать в курятнике с цыплятами. Родилась на Сахалине, потом меня увезли на Украину, после в Алма-Ату переехали. Очень хотела быть ветеринарным врачом. Но выучилась на пчеловода.

– Не боитесь одна жить?

– Нет! Я в тайге жила, где медведи, тигры. И там не боялась.

“Люди устают от города, смога. Хотят чистые овощи, ягоды выращивать”

На даче живет и сторож садоводческого кооператива “Светлячок” 56-летний Бек ТУРСУН. Участок он купил в далеком 1991-м.

– Сам я сельский житель, из близлежащего поселка Мынбаево, – рассказывает Бек. – При Союзе чабаном работал. Уже 30 лет – сторожем. Каждый день с псом Барри обхожу дачи. Слежу, чтобы был порядок. Выращиваю всё – картошку, помидоры...

– А если кому вдруг скорая помощь понадобится, как быть? Далеко же…

– Вызывают люди, часто. Бегу, возле центрального магазина встречаю “карету”, водитель самостоятельно не найдет дом. Бывало, по ночам встречал.

– Вообще покупают здесь дачи? Смотрю, много заброшенных участков…

– Покупают. Молодежи много приезжает. Люди устают от города, смога. Делятся планами – хотят чистые овощи, ягоды выращивать, хозяйство завести.

Цены на голые участки и участки с домами сильно разнятся. В “Светлячке” брошенные участки можно купить за 300–400 тысяч тенге (6 соток). Говорят, продают дачи и за миллионы.

Из молодежи активно осваивает свой участок житель южной столицы Максим ЗОСИМОВ:

– Я по профессии энергетик, работал в этой сфере 15 лет. После серьезно увлекся садоводством. У нас питомник клубники. Покупаем семена в Европе, Беларуси, Украине, России, в том числе у коллекционеров. Всего выращиваю 70 сортов клубники, много новых, которых у наших дачников нет. Сделал автоматический полив, применяю спецтехнологии, чтобы на меньшей площади вырастить как можно больше и меньше работать физически.

“За две недели образовалась огромная свалка”

Узнав, что я делаю материал о дачниках и дачных буднях, председатель ПК садоводческого товарищества “Светлячок” и всего Турарского дачного массива Вагиф ГАЙИБОВ попросил в газете поднять вопрос о несанкционированной свалке, что находится в Карасайском районе:

– Просто не знаю, как бороться с нерадивыми дачниками. Сколько раз делал замечания! Есть специальная яма по другую сторону дороги, на выезде с дач. Нет, люди из машины на ходу пакеты выбрасывают в степь. За две недели образовалась огромная свалка!

Больная тема – добраться до дач и обратно. Автобусы от стоянки напротив автовокзала “Сайран” уходят в 6–6.30 утра. Днем их почти нет. Обратно в город в воскресенье последний автобус отъезжает в 16 часов дня.

Перевозками занимается областной частник, он и устанавливает правила. Политика простая: не нравится – иди пешком.

Спрашиваю: как дачный массив пережил карантин? Среди соседей есть такие, кто остался без куска хлеба: нет дачников – нет заработка. Люди нанимались копать землю, строить, красить, белить, полоть грядки, охранять дома.

Слышала, что с закрытием города на пустующие дачи хлынули “любители” цветного металла. А еще ходили слухи, что от голода безработные дачники съели всех собак.

– После введения карантина к нам приехали “металлисты”, – говорит Вагиф Гайибов. – Вызвали полицию. Участковые дежурили здесь круглые сутки. Набеги “металлистов” пресекли. Собак не съели – вон сколько их бегает!

Несколько лет назад наш дачный домик вскрыл воришка. Оказалось – сосед, мама обнаружила в его доме свой фонарик. А еще дачников периодически обворовывают сороки – таскают с умывальников куски мыла. Что они с ними делают – загадка!

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи