Опубликовано: 3400

Когда север станет югом

Когда север станет югом Фото - Тахир САСЫКОВ

Идея переселить южан на север и разгрузить регион витает в умах чиновников давно. Каждый год появляются новые планы, как же сдвинуть жителей южно-казахстанского региона с насиженных мест. Но покорять северные окраины они не спешат…

Колоритный юг и сдержанный север – два “полюса” нашей страны. Там живут люди разных темпераментов и взглядов на жизнь. Вот уже много лет в кабинетах чиновников зреет идея сделать их близкими соседями и заодно решить кучу экономических и социальных проблем. Густонаселенный юг, где самая высокая рождаемость по стране, уже исчерпывает потенциал занятости, там один из самых высоких уровней безработицы в стране. Между тем на севере с каждым годом цифры статистики демонстрируют стремительное падение рождаемости. При этом население этого региона одно из самых пожилых по стране. А работы – непочатый край.

Новые правила не понравились южанам

Каждый год правительство изобретает новые идеи, как простимулировать южан к переселению. Прошлые годы бюджет был готов щедро поощрять тех, кто намерен паковать чемоданы. В рамках программы “Дорожная карта” были выделены миллионы тенге.

В программу попадали все желающие выехать из Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской и Мангистауской областей в Павлодарскую, Восточно-Казахстанскую, Северо-Казахстанскую и Костанайскую области.

Но хитрые южане не спешили бросаться в новую жизнь как в омут с головой. Даже те, кто согласился, не продавали дома на юге, а вскоре некоторые, попытав счастья на севере, вернулись на родную землю.

Впрочем, 2016-й можно назвать ударным годом, благодаря мощной господдержке удалось переселить около сотни семей. Любо-дорого смотреть, как старались местные акимы районов, устраивая промоушн. Что произошло с программой переселения казахов-южан на север страны

Почти час я любовалась сайтом отдела занятости района имени Мусрепова. В лучших традициях репортажного жанра чиновники рассказывали о жизни переехавших на север южан. Вот история семьи Керимкуловых, за ними – Исламовых… Фото с работы, около дома. Итого семь семей, которые прибыли в этот северный район в прошлом году.

Некоторые получили почти по полмиллиона тенге субсидий. Государство помогало отстроить дома. Но, похоже, 100 семей, рискнувших круто изменить жизнь, оказалось недостаточно для того, чтобы чиновники с чувством исполненного долга сообщили, что бюджетные деньги освоены эффективно.

В 2017 году резко изменили правила поддержки. Больше никаких домов – только арендное жилье. Людям возмещают расходы на переезд в размере 35 МРП на человека. И помогают с расходами на аренду жилья в течение года. Желающих стало еще меньше. Между тем чиновники уверяют, что провели серьезное исследование и знают, какие миграционные настроения витают в регионах.

К сожалению, найти результаты этих исследований нам не удалось. Зато на руках у нас оказался скрининг, проведенный палатой предпринимателей “Атамекен”. Эксперты обошли дворы жителей Сарыагашского района, который является одним из самых густонаселенных в южном регионе. Среди вопросов к местному населению был и касающийся возможности переехать на север.

Переезд или ссылка на север?

Оказалось, что настрой местных жителей совсем не соответствует масштабным планам чиновников. Из опрошенных жителей всего два процента ответили, что могли бы рассмотреть вариант переезда. И большая часть из них готова сменить место жительства на областной центр либо переехать в пределах своего района. Лишь 0,2 процента респондентов сообщили, что готовы отправиться в поисках лучшей жизни в северную область страны. На вопрос, по какой причине граждане юга готовы сменить место жительства, большинство респондентов ответили: из-за отсутствия возможности устроиться на работу. Далее респонденты назвали причины: отсутствие собственного жилья, а также проблемы в том месте, где они проживают, которые не решаются годами. Часть респондентов указала на низкий уровень дохода.

На конкретно заданный вопрос, что заставило бы вас переехать на север, люди ответили: возможность получения жилья, работы или даже собственного бизнеса.

Большинство же жителей, несмотря на трудности с работой, считают, что переезд на север это подобие ссылки. Люди, привыкшие годами жить по одному укладу, воспринимают перемены как большое испытание. И даже поддержка государства не может изменить их сознание. Тем более что изначально программа переселения обнаружила некоторые сомнительные нюансы.

Так, южане, у которых были дома в обжитых селах и аулах, с теплицами и возможностью хотя бы так кормить свою собственную семью, не согласились переезжать на север, где предоставляли дома на отшибе.

Руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Аскар Нурша считает, что процесс переселения пройдет более гладко, если будет естественным, а для этого нужно повышать качество жизни в регионах. Одними разовыми субсидиями людей не заманишь.

– Демографический рост на юге создает давление на рынок труда, и там остро стоит проблема с занятостью. Между тем на севере идет отток трудовых ресурсов. Там много причин. Это и снижение рождаемости, и отток населения в Россию. Я не скажу, что сейчас идет волна, как это было в 90-е, но некоторые люди все же уезжают, и это результат программ, которые сейчас действуют в РФ. Куда более масштабна внутренняя миграция – из северных регионов в ту же Астану.

Уезжает в основном молодое население. Поэтому средний возраст по статистике в Северо-Казахстанской области уже выше 45 лет. По прогнозам через 10–20 лет там вообще просядет рынок труда. В связи с этим вопрос о переселении стоит остро.

У нас юг – это трудоизбыточный регион. В силу различных факторов, в том числе и климатических, многие репатрианты выбирают именно этот регион как место жительства. В основном это приезжие из Узбекистана.

Все это еще больше усугубляет ситуацию на рынке труда. Существуют программы, которые стимулируют южан к переселению. Но нужны еще и другие стимулы для населения. Необходимо расширять производство, создавать точки притяжения. Тогда миграция будет естественной. Сейчас же внутренняя миграция показывает, что идет отток населения в крупные города и в западный регион – центр нефтедобычи. Что люди ищут там? Работу. А еще качество жизни. Люди хотят жить лучше, и это их право. Поэтому надо повышать не только уровень жизни в регионах, но и стандарты качества жизни. Чтобы люди имели такой же доступ к услугам инфраструктуры, как и жители того же Алматы.

На север за мозгами!

Хорошим стимулом для переселения на север может стать заманчивая возможность получить бесплатное качественное образование в местных колледжах. Из-за снижающегося количества молодых людей в местных альма-матер остаются свободные места. И это для кого-то реальный шанс, считает эксперт по народонаселению Аида АЛЬЖАНОВА:

– Дом, работа – это все приходящее и уходящее. А вот получение навыка и знаний остается с человеком навсегда. Поэтому север может заинтересовать людей возможностью получения образования. Но необходимо провести информационную работу среди населения, многие южане просто не знают об этих перспективах.

– Но как быть с ментальностью, северяне и южане – это абсолютно разные люди, смогут ли они прижиться? Многие именно этого боятся…

– Да, южан видно сразу. В той же Астане, где их сейчас много. Они более приветливые, гибкие в малом и среднем бизнесе и быстрее адаптируются. Поэтому проблем быть не должно. Они могут привнести на север своей душевной теплоты. Северяне более сдержанные, возможно, из-за более сурового климата. На самом деле у севера много плюсов. Там и конкуренция на рынке труда ниже, и коррупция ниже. Для людей, которые хотят заниматься бизнесом, это большая ниша. Когда южане это поймут, процесс переселения пойдет сам по себе.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи