Опубликовано: 10900

Казахстанские спецслужбы раскрыли подробности секретной операции “Жусан-2”.

Казахстанские спецслужбы раскрыли подробности секретной операции “Жусан-2”. Фото - Кадры из видеоролика об операции "Жусан-2"

Родители никогда не вернутся с чужой войны, а их дети, рожденные на чужбине, приехали на родину искалеченными – телом и душой.

Выводили в наушниках и очках

10 мая Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ сделал заявление об эвакуации 231 казахстанца из Сирии:

– По моему поручению 7 и 9 мая из Сирии эвакуирован 231 казахстанский гражданин, в том числе 156 детей. Эта масштабная гуманитарная акция стала продолжением операции “Жусан”, которая была успешно проведена по указанию Первого Президента в январе этого года.

Позднее в Сети появился видеоролик об операции под кодовым названием “Жусан-2”. На кадрах, опубликованных советником Президента Ерланом Кариным, снят вылет участников операции из точки эвакуации и прибытие в аэропорт города Актау. Мужчин из самолета выводят в специальных очках и наушниках. Несколько детей и женщина в кадре – на носилках: они получили ранения во время боевых действий.

Далее жусановцы на автобусе доставляются в специальный центр близ города. В дороге детям раздают игрушки. По прибытии участницы операции и их дети проходят медицинский осмотр.

На лавочке сидит женщина с ребенком семи дней от роду. Ей 23 года, родила троих детей. Двое старших вместе с отцом погибли при бомбежке в сирийском городе Ракка.

11 мая Духовное управление мусульман Казахстана обратилось к гражданам Казахстана с просьбой проявить снисхождение к соотечественникам, которые по незнанию и неопытности стали жертвами экстремистских организаций.

От севера до юга

13 мая в министерстве иностранных дел прошла пресс-конференция, посвященная итогам “Жусан-2”. Заместитель министра иностранных дел Ержан АШИКБАЕВ рассказал, что 7–9 мая из зон боевых действий вывезли 16 мужчин, 59 женщин и 156 детей. Операция прошла при логистической поддержке США и Сирийских демократических сил.

– Вся работа МИД и КНБ проводилась в тесной координации с центральными и местными госорганами, НПО. Часть казахстанцев утеряла национальные паспорта, большинство детей рождено на территории, ранее подконтрольной ИГИЛ/ДАИШ. МИД и загранучреждения Казахстана обеспечили консульско-правовое и логистическое сопровождение операции.

Начальник департамента КНБ Бакытбек РАХИМБЕРДИЕВ в свою очередь сообщил, что 16 мужчин и четыре женщины – участники “Жусан-2” – задержаны по подозрению в причастности к террористической деятельности на стороне ДАИШ. Вкус горькой полыни. Точка возврата для боевиков и их семей

– Возвращенные лица являются выходцами из Нур-Султана и Алматы, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Акмолинской, Карагандинской, Туркестанской, Мангистауской областей. Они уже этапированы к местам расследования уголовных дел. Вынесены решения о взятии их под арест, – сказал Рахимбердиев.

Оставшиеся 55 женщин с детьми размещены в специальном адаптационном центре близ Актау. Назначен карантин.

Дополнительно с людьми работают психологи, теологи и представители НПО. Восстанавливаются документы, удостоверяющие личность.

– По ним также проводится проверка на участие в террористической деятельности. После карантина женщины и дети отправятся к местам своего прежнего проживания, – уточнил представитель КНБ.

Цена вопроса

– Самый главный вопрос у общественности – зачем возвращать этих людей, почему нельзя закрыть им въезд в страну? Мы, как государство, выполняем свои обязательства и поэтому возвращаем их на родину. Мы обязаны обеспечить принцип неотвратимости наказания – это наша принципиальная позиция. А те, кто невиновен, должны пройти процедуру реабилитации. Это мировая практика, и она точно так же действует и по отношению к иностранным гражданам на нашей территории. Для таких случаев есть международные соглашения по реадмиссии.

Сотрудник спецслужбы рассказал, что в 2018 году выявлено свыше 50 иностранцев, причастных к терроризму и экстремизму.

– И если правительства их стран откажутся их принимать, получается, мы должны оставить этих людей у себя. Кроме того, мы не можем оставить виновных лиц за рубежом.

Если эти боевики останутся за границей, они продолжат террористическую деятельность против Казахстана. Ежегодно мы предотвращаем несколько попыток терактов со стороны зарубежных террористов.

И, самое главное, – мы спасаем жизни детей. Надо задуматься, кем эти дети вырастут за границей, если мы оставим их без помощи. Скорее всего, они пополнят ряды этих же террористов. Возвращая детей домой, мы решаем эту проблему, чтобы она не беспокоила нас в будущем, – подчеркнул Рахимбердиев.

По данным спикера, из возвращенных на этот раз 156 детей 107 – в возрасте до семи лет, 43 – от семи до 12 лет и 6 – старше 12 лет. 18 детей – полные сироты, чьи родители погибли или пропали без вести за рубежом.

Острое оружие

На вопрос о том, во сколько обошлась операция “Жусан-2”, сотрудник КНБ ответил так:

– Есть госпрограмма борьбы с терроризмом, выделяются деньги (в том числе) на реабилитацию радикальных лиц. Когда говорим о расходовании бюджетных денег, надо понимать – сегодня эти люди находятся под нашим контролем. И это обойдется намного дешевле, чем тратить деньги на перехват террористических замыслов, когда они находятся за рубежом.

– Во-вторых, когда речь идет о детских судьбах, их нельзя измерять в деньгах. Среди возвращенных 18 сирот, некоторые тяжело ранены. И эти вопросы, сколько денег потрачено, бюджетных, не бюджетных, при взгляде на этих детей отпадут сами собой, – отметил представитель КНБ.

На вопрос о том, будут ли лишать возвращенцев казахстанского гражданства, спикер заметил:

– Лишение гражданства за терроризм, введенное в 2017 году, пока ни разу не использовалось. Это очень острое оружие, его надо использовать максимально осторожно.

Бакытбек Рахимбердиев рассказал, что ранее казахстанца, одного из участников террористической деятельности, доставленного на родину, приговорили к 20 годам лишения свободы:

– То есть сроки достаточно серьезные, и опасений, что завтра или через год они выйдут на свободу, быть не должно.

Также он добавил, что в 2016–2017 годах спецслужбы предотвратили 12 терактов, в прошлом году – 5. Рассказал сотрудник КНБ и о том, что в отношении двоих мужчин – участников январской операции “Жусан-1” – вынесены судебные приговоры: 8 лет лишения свободы. По оставшимся пяти подозреваемым в террористической деятельности, среди которых одна женщина, следствие продолжается.

Напомним, в начале года из Сирии в Казахстан эвакуировали 47 наших граждан, 30 из них – дети в возрасте от одного года до пяти лет. Жили в палатках, играли в окопах: что происходит с вернувшимися из Сирии казахстанками с детьми

После месячного нахождения в адаптационном центре близ Актау женщины и дети вернулись домой.

На вопрос, ведет ли КНБ надзор за их пребыванием уже на местах, Рахимбердиев сообщил:

– Там работу больше НПО ведет. Мы угрозы с их стороны не видим. Из 10 вернувшихся в январе женщин пять устроились на обычную работу, остальные – в поиске. Никакого рецидива с их стороны нет. Сам факт того, что они побывали за границей, в рядах так называемого Исламского государства, и есть прививка от радикализма. Поехав туда, увидев, какая там несправедливость, жестокость, любой нормальный человек поймет, что только на родине он может нормально жить.

Сны о бомбежках

Возвращенная из Сирии женщина и родственники тех, кто уехал в горячую точку, рассказали на брифинге о пережитом.

– В 2010 году я вышла замуж за религиозного мужчину. Я тогда не знала, что такое “джихад”. В 2012 году он уехал на работу, не сказал, куда именно, а спустя месяц вышел на связь… В Сирию я выехала год спустя, – рассказала 33-летняя женщина.

В Сирии она родила двоих сыновей, один из них умер сразу после рождения. От первого брака в Казахстане осталась восьмилетняя дочь. На родину несчастная пыталась вернуться после гибели мужа в 2017 году.

– Там всех вдов помещают в один дом, где нет воды, еды, света – никаких условий. Через четыре месяца и десять дней после смерти мужа (такой вот срок) приходят мужчины, чтобы выбрать жену. Многие от безысходности соглашаются, чтобы жить отдельно. Есть случаи, когда женщина выходит замуж, а через пару дней супруг умирает. Некоторые выходили замуж по 19 раз, – поделилась женщина.

– Мы не могли сообщить о своем местонахождении, такого не было, что сидишь, по телефону разговариваешь (как обычно). Если поймают с телефоном, узнают, что ты передала сообщение, – смертная казнь…

Когда за нами прилетел самолет и нам на казахском языке сказали “сәлем”, я была безумно рада. Все эти годы я всегда внутри чувствовала, что предала свою страну.

Я бесконечно благодарю Нурсултана Назарбаева, что он дал нам шанс. Мы четыре месяца уже здесь, но у меня есть скованность в общении с людьми. Есть страх, что сейчас прилетит самолет и будет бомбить. Но потихоньку все идет. Я устроилась на работу, сын ходит в садик, – рассказала женщина. Там никто не живет по Корану: история казахстанца, который обманул свою семью и уехал в Сирию

Другая женщина с нетерпением ждала “Жусан-2”, ведь вернулись ее невестка и четверо внуков. Сын погиб.

– Сын уехал с семьей на отдых в Турцию в 2015 году, а через месяц заявил, что отправился в Сирию на войну. Мы светская семья. До того, как сын обратился в радикальный ислам, у нас не было даже разговоров на эту тему. У него высшее образование, красный диплом, золотой ребенок был, – рассказала она.

У третьей женщины дочь отправилась за товаром в Бишкек в 2016 году. О том, что она уехала в Сирию, женщина узнала уже от спецслужб.

– Дочь в Сирии смотрела за чужими дагестанскими детьми. Там ужас, говорит, что творится. Два месяца спали на улице под дождем. Они днем и ночью плакали, просили вернуть их домой.

По информации КНБ, сегодня в Сирии остается около 300 соотечественников, в том числе 150–170 детей. Операции по возвращению граждан страны продолжатся.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи