Опубликовано: 2800

Казахстанские подростки активно интересуются друг другом: к чему это приводит

Казахстанские подростки активно интересуются друг другом: к чему это приводит Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Тот, кто думает, что их отпрыск пубертатного периода занят исключительно компьютерными играми и смешными видеороликами в Интернете, скорее всего, ошибается. Медианный возраст их сексуального дебюта – 15 лет.

При этом половина подростков, живущих половой жизнью, не боятся заразиться “нехорошими” болезнями, а 36 девочек-подростков из тысячи в прошлом году стали мамами. Как уверены эксперты, решить проблему можно раздачей среди школьников бесплатных контрацептивов и введением в программу уроков сексуального воспитания.

Замкнутый круг малолетних мамаш

По данным экспертов Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) в Казахстане, статистика подростковых беременностей неуклонно растет. Если в 2010–2011 годах рожали 30 девочек из тысячи, то в 2016-м – 36. При этом еще 62 процента подростковых беременностей закончились абортом.

– На самом деле многие девочки не идут на официальный аборт, потому что для этого нужно согласие родителя или опекуна. Кто-то пользуется услугами подпольных эскулапов, а кто-то использует и более опасные для здоровья методы искусственного прерывания беременности. Так что реальная ситуация еще хуже, – говорит программный сотрудник ЮНФПА Юлия ЛЫСЕНКОВА. Молодежь сейчас интересует, как “пожрать и оттянуться”

Что же касается тех девочек, которые решаются сохранить жизнь малышу, то и в их взрослой жизни зачастую мало веселья. По данным исследований, многие из них остаются без высшего образования и достойного заработка. Как следствие, терпят физическое и моральное насилие в семье.

Почти половина из опрошенных сотрудниками ЮНФПА женщин, ставших мамами до 19 лет, считают нормой рукоприкладство супруга за невкусный обед, плохо убранный дом или другую бытовую провинность.

– Что самое тревожное, создается замкнутый круг: многие девочки, рожденные малолетней мамой, сами рожают в раннем возрасте и сталкиваются с теми же проблемами, что и родительница, – говорит Юлия Лысенкова.

Отдельного внимания заслуживает статистика венерических заболеваний среди подростов. Точных данных нет, но, согласно опросам молодежи, половина из тех, кто ведет половую жизнь, даже не задумывается о соответствующих рисках. И, даже распознав у себя тревожные симптомы, практически никто не идет в поликлинику.

– Чаще всего, если подростки сталкиваются с этой проблемой, они не говорят о ней родителям, потому что боятся их реакции. Они не обследуются, соответственно, не лечатся либо занимаются самолечением, тем самым загоняя болезнь в хроническую форму… Подростки не имеют доступа к медуслугам, не могут прийти к врачам за помощью на условиях анонимности. Чтобы получить эту помощь, они должны прийти с родителями, – говорит о проблеме исполнительный представитель ЮНФПА в Казахстане Раймбек СИСЕМАЛИЕВ. – На селе ситуация хуже во много раз. Там дети не идут в фельдшерский пункт, потому что все друг друга знают, и завтра фельдшер может рассказать всем обо всем... Надо учить фельдшеров, говорить им, что они не имеют права передавать информацию о состоянии здоровья пациента третьим лицам. Их нужно наказывать за это. Нужно добиваться повсеместного соблюдения врачебной тайны. Гормональные бури и сексуальные штормы подростков

Таблетки от детей и уроки про “это”

Вместе с тем решать проблему подросткового секса эксперты предлагают в комплексе. Глупо делать вид, что ничего не происходит, пора предпринимать меры для того, чтобы положение дел перестало нести социальную угрозу обществу. Потому в ЮНФПА предлагают в первую очередь ввести в школьную программу курс сексуально-нравственного воспитания. Это, как уверены эксперты, не только не повысит интерес подростков к сексу, но и отсрочит возраст сексуального дебюта. Кроме того, юноши и девушки, даже решившись на “взрослые” отношения, будут ответственнее подходить к вопросам контрацепции. Свои тезисы эксперты подкрепляют данными различного рода исследований как в Казахстане, так и за рубежом.

Также сотрудники ЮНФПА согласны по своим каналам вести закуп оральных контрацептивов для девушек-подростков.

– Мы проводили маркетинговый анализ. Взяли самые распространенные в Казахстане оральные противозачаточные таблетки и сравнили их стоимость. Так вот, у нас они стоят дорого. Что делает их недоступными для подростков, которые часто испытывают финансовые трудности и материально зависимы от своих родителей.

Мы предлагаем министерству здравоохранения закупать контрацептивы для девушек, живущих половой жизнью, с использованием системы закупок ЮНФПА. В этом случае цена на эти препараты будет в десятки раз меньше.

Например, один из препаратов стоит сегодня в Казахстане 10 584 тенге в год на одну женщину. При предлагаемой нами схеме он будет стоить 1 101 тенге, – говорит Раймбек Сисемалиев. Каждая сотая казахстанская девушка родила ребенка в возрасте 15–18 лет

Таким образом, если учесть, что сегодня государство тратит деньги на роды, аборты, выплату пособий по рождению малышей, то в течение пяти лет экономия бюджетных средств составит до 1,5 миллиарда тенге. Кроме того, по самым пессимистичным прогнозам, количество родов среди подростков снизится на 5 процентов, а абортов – на 10.

В минздрав со своим предложением эксперты ЮНФПА пока еще не обращались, но, как заверил нас министр здравоохранения РК Елжан БИРТАНОВ, его ведомство любую такую инициативу международных организаций принимает с радостью.

– Практика закупа медикаментов через ООН у нас уже есть. В частности, именно так закупаются противовирусные препараты для больных ВИЧ. На следующий год есть договоренность по 13 позициям, и этот закуп действительно в разы дешевле, чем мы смогли бы осуществить по своим каналам. Потому что у них, как у международных организаций, есть собственные способы. Так что мы готовы к любым предложениям от международных организаций, – говорит министр.

Астана