Опубликовано: 1500

Какое слабое звено проявится в экономике Казахстана во время карантина

Какое слабое звено проявится в экономике Казахстана во время карантина Фото - Денис ПЕРЕХОД

Карантин нанесет ущерб экономике Казахстана. Это однозначно. Но убьет ли? Мне кажется, что во многом коронавирус выступит волком, который выгрызет из экономики слабое и ненужное, но пользующееся любовью и заботой правительства. Разговор о квазигосударственном секторе.

Что это такое? Это все компании, которые работают как бы в рыночных условиях, даже зарабатывают деньги, но принадлежат они государству: напрямую правительству, отдельным министерствам или даже другим госкомпаниям.

По разным оценкам, доля как бы государственного сектора составляет от 45 до 60 процентов экономики. Директор цент­ра прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ считает по-другому: активы госсектора в национальном ВВП составляют 60 процентов. И последние годы эта цифра только растет.

За 10 лет, с 2008 по 2017 год, активы нацхолдингов раздулись с 7,5 триллиона тенге (47 процентов от ВВП) до 27,5 триллиона (60 процентов). Самое ужасное, что холдинги получают помощь регулярно и больше, чем другие секторы экономики.

Из 34 миллиардов долларов, направленных за последние 9 лет государством в экономику Казахстана, большая часть денег перекачивалась именно через шлюзы квазигоссектора. В то же время дивиденды государства от этих инвестиций составили всего 1,6 миллиарда долларов.

Подчистка чащоб началась, когда на карантин отправился только один Китай. По крайней мере, тогда эта работа была заявлена. 17 февраля Президент Касым-Жомарт Токаев принял председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталью Годунову. Она отчиталась, что выявлены системные проблемы и недостатки, которые надо решать. И первая такая проблема – квазигосударственный сектор. Как только его не секвестируют и не режут, а он живучий. Цветет и пахнет. И даже больше – требует все больше денег из бюджета. Что самое интересное, казна эти деньги безропотно дает. В общем, так и получается, что правая рука не знает, чем с азартом занимается левая.

Ситуация усугубляется тем, что в этих же госкомпаниях закупки происходят просто непрозрачно. Львиную долю договоров они заключают неконкурентным способом.

Счетный комитет проведет аудит, чтобы выяснить, есть ли для этого объективные причины.

Прямо во время встречи Наталья Николаевна напрямую предложила оптимизировать национальные холдинги. А некоторые компании квазигосударственного сектора попросту ликвидировать.

Тогда мало кто обратил внимание на это сообщение. Глава Счетного комитета регулярно отчитывается перед Президентом и парламентом. С каждым годом растут как суммы нецелевого, так и неэффективного использования бюджетных средств. Но Счетный комитет не является правоохранительным органом. Он только рекомендует. Поэтому привлечь министра или акима к ответственности за обнаруженные нарушения он не может. А отчеты и рекомендации аудиторов так и остаются на бумаге.

Сейчас всё пошло не так. Ну на самом деле, когда еще мог присниться этот кошмарный сон, когда нефть будет стоить 15–20 долларов за баррель, а дефицит бюджета вырастет до 2,5 триллиона? Между тем, по уточненным данным, для покрытия этого дефицита мы должны занять 2,4 триллиона тенге, а поступления в Нацфонд запланированы в 1 триллион, сказал первый вице-министр финансов РК Берик ШОЛПАНКУЛОВ.

Резать будут все программы. Боюсь, чиновникам на самом деле придется отказаться от дорогих машин и мягкой мебели.

А имиджевые мероприятия отменяют и так. Также будут искать лишние деньги. Одним из результатов встречи Президента и главы Счетного комитета стало постановление правительства о выплате всего дохода госпредприятий в бюджет страны за 2019 год и 70 процентов чистого дохода за 2020 год.

Почему это важно? Тот же НУХ “Байтерек” был освобожден от выплаты дивидендов на государственный пакет акций в 2013–2018 годах. Эти деньги должны были пойти на рефинансирование проектов холдинга. Но в 2014–2016 годах условие было нарушено: 30 миллиардов тенге положили на депозиты в коммерческих банках. Теперь деньги могут вернуться домой.

Лучший способ борьбы с излишествами – открытость. Счетный комитет регулярно публикует свои отчеты. Как и национальные холдинги. И у “КАРАВАНА” регулярно возникают вопросы к их работе. Зачем тратить миллиарды на офис “Байтерека”, если он не важен для группы?

Например, тот же НУХ “Байтерек” считает себя институтом развития. То есть должен создавать условия для преодоления “провалов рынка” – задач, которые не могут быть решены рыночными механизмами, и обеспечения устойчивого экономического роста. Пожалуйста! Сейчас именно такое время, когда вся экономика просела. Вперед! Помогайте стране развиваться.

Думаю, правительство сильно удивится, получив переводы от компаний холдинга в бюджет страны. Особенно пересчитав прибыль на размер капитала.

Для НУХ обычно, когда прибыльность измеряется не процентами, а долями процента. С 2015 по 2017 год доходность “Байтерека” просто снижалась с 49,4 миллиарда до 44 миллиардов тенге. А административный бюджет прирастал на 4 ярда ежегодно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи