Опубликовано: 13100

Какие права и льготы имеют абитуриенты с инвалидностью при поступлении в ВУЗы РК

Какие права и льготы имеют абитуриенты с инвалидностью при поступлении в ВУЗы РК

Важно об этом знать не только поступающим и их родным, но и тем, кто работает в приемных комиссиях казахстанских университетов.

Ответить на этот вопрос нам помог председатель комиссии по правам людей с ограниченными возможностями им. К. Иманалиева и советник акима Алматы по вопросам обеспечения прав и улучшения качества жизни людей с инвалидностью Вениамин АЛАЕВ.

Если у вас вдруг возникло недоразумение с членами приемной комиссии, необходимо ссылаться на п. 3 ст. 29 Закона РК “О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан”: “При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование государственных образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно медицинскому заключению не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования”. Помочь состояться

Также помните, что право на образование гарантируется вам Конституцией РК: cт. 30 “Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении”. И, наконец, в Конвенции о правах инвалидов, которую Казахстан ратифицировал в 2015 году, есть ст. 24 “Образование”, где говорится, что государства-участники признают право инвалидов на образование, кроме того, “обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление”. То есть вузы должны стремиться создавать доступную среду (пандусы, лифты, специальные туалеты и др.) для нужд особенных студентов.

– Недавно к Ляззат Калтаевой обратились представители алматинского филиала Казахского общества глухих: трех их ребят не допустили к конкурсу на получение образовательного гранта в одном из вузов Алматы. Во время участия в селекторном совещании при “Нур Отан” с министром образования Ерланом САГАДИЕВЫМ 4 октября, я попросил дать разъяснение по данному случаю. И получил ответ, что абитуриенты, имеющие III группу инвалидности (которая не прописана в ст. 29, п. 3 Закона РК “О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан”), но со статусом “инвалид с детства”, имеют право претендовать на грант и находиться в приоритете среди других поступающих. То есть инвалиды с детства – могут иметь любую группу инвалидности, важно при поступлении подавать документы как “инвалид с детства”, – комментирует Вениамин Алаев. – Этот случай скорее исключение, как правило, работники, приемные комиссии знают законы.

Алаев отметил, что на сегодня в Алматы есть вузы, которые по доброй воле инициируют грантовые программы для людей с инвалидностью, есть учебные заведения, которые традиционно активно принимают особенных студентов.

– У нас идет общая тенденция к улучшению положения: люди с инвалидностью все больше стремятся поступать в вузы, а университеты идут навстречу, особенно после ратификации Казахстаном Конвенции об инвалидах. Но, видимо, ограниченность ресурсов не всегда позволяет им делать большее. Если взять международный опыт, сравнительно недавно в Украине приняли закон – если нет инфраструктуры для студентов с инвалидностью, у вуза отзывают лицензию. Могли бы работать, если не болячки

– К сожалению, не у всех студентов и их родителей есть знание законов, на что они имеют право претендовать, и еще нужен характер. Кто-то умеет отстоять свои права, кто-то не захочет и, возможно, не будет никуда поступать, – говорит Ляззат КАЛТАЕВА, председатель ОО “Ассоциация женщин с инвалидностью Шырак” депутат городского маслихата, студентка программы MBA в Алматы. – Нам часто пытаются предлагать дистанционное образование как самый лучший вариант для людей с инвалидностью. Как одна из возможностей – мы согласны, а как единственная и самая лучшая – нет, и это принципиально. Я – за инклюзивное образование: это дорога к инклюзивному обществу. Если дети будут ходить в обычные садики, школы и вузы, то со временем другие ребята просто не будут замечать разницы. Сегодня в своем вузе среди студентов-очников я вижу молодежь на коляске, на костылях, радует, что эта картина становится обыденностью.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи