... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Как собственникам жилплощади в Казахстане получить отчеты о расходовании средств на содержание их дома

31.07.2019

Отчетный период.

До 10 августа собственники должны получить отчеты о расходовании средств на содержание их дома за второй квартал. Правда, не нужно думать, что получение отчетов о тратах управдомами – спасение от их воровства. Ознакомившись с некоторыми документами, имеющимися в открытом доступе за прошедшее время на сайте жилищной инспекции Алматы, пришлось сделать вывод – дорога к благополучию
для собственников будет долгой и трудной.

Это не означает, что ничего нельзя сделать, – можно. Воришкам только кажется, что они умело путают следы и пудрят мозги. Для людей здравомыслящих, имеющих опыт вести финансы своего хозяйства, разгадать нечистую игру будет несложно. В помощь и наши рекомендации.

Что сделано, а что нет

Начнем с новой уловки, ранее она мне не встречалась: в отчетах отсутствует информация “I. Остаток на текущем счете в банке второго уровня, на который перечисляются взносы (платежи) собственников помещений (квартир) на 01_________20___г.”. Цитата взята из реального отчета, видите, они даже не заполнили дату, на которую должны были зафиксировать остатки. Для чего это сделано: так собственники не могут реально проконтролировать расходование средств.

Пример приведу по тому же отчету: за 2-й квартал 2018 года на текущий счет поступили взносы от собственников – 313 222 тенге. Израсходовали 196 907 тенге. Значит, на первое число 3-го квартала на текущем счете должен быть остаток в размере 116 315 тенге. Но этих сведений в отчете за третий квартал нет, как и во всех остальных. В результате за год растворились в воздухе более полумиллиона тенге, и это данные только по одному дому.

Не нужно думать, что ребята из органа управления просто забыли дописать цифры, и деньги лежат на счете. Их забывчивость неслучайна, и отгадка нашлась буквально сразу – в отчете отсутствует строка о расходах на заработную плату руководителя КСК.

Здесь остановимся и вспомним, либо узнаем, у кого как, что “Отчет по управлению объектом кондоминиума” не берется с потолка и не заполняется абы как. Существует специальная форма отчета, которая была утверждена правительством, и там про зарплату прописано четко: “Административные расходы: итого _____, в том числе: 1. Затраты на содержание штатного персонала:_____”.

Другой документ, утвержденный правительством, еще более определенно описывает, какие именно расходы здесь должны быть отражены: “Административные расходы (управление): расходы на оплату труда руководителя и сотрудников органа управления объекта кондоминиума”.
Процитировали мы главный в сфере начислений и расходов документ, многие наши читатели уже о нем знают, но нелишне и им напомнить название: “Методика расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума” (утверждена приказом и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 246). Так вот наш герой – председатель КСК – был обязан поделиться информацией, сколько денег он получил с этого дома на заработную плату себе и бухгалтеру. Дяденька этого не сделал, схитрил…
Мы неслучайно расписываем подробно название документов, цитируем их, потому как если вы увидите аналогичную историю в своем КСК, то вам придется серьезно аргументировать для того, чтобы из этих чертей выбить данные. Вообще, нужно помнить, что вся эта шатия, имеем в виду исключительно недобросовестных председателей кооперативов, сильно не любит, когда у них начинают спрашивать про их любимые деньги, вот и распихивают их по темным углам в отчетах. ЖКХ-овская новь Коммуналка 2.0

Курочки по зернышку

Но вернемся к нашему отчету.

Итак, в нем нет данных об остатке на банковском счете, нет сведений о заработной плате, но имеются цифры о заплаченных налогах. Правительство разрешает списывать на расходы предприятия социальный налог – 9,5 процента от заработной платы, и социальные отчисления за участников системы ОСС (обязательная система социального страхования) – 3,5 процента. Об этом тоже важно знать и помнить, так вами будет сложно манипулировать и протаскивать приписки.

Впрочем, при желании эти платежи легко проверить, делаются они исключительно через банк и отражены в банковских платежках и выписках со счета. Если посмотреть на сумму, указанную в рассматриваемом нами отчете, то можно вычислить и заработную плату. Пусть не с точностью до тиына, но с этого дома управдом получает в месяц около 30 тысяч тенге, в кооперативе больше десятка домов, так что на круг у него выходит около 400 тысяч тенге, если минуснуть пенсионку и ИПН, а это 20 процентов, то выйдет где-то 300 тысяч.

Дальнейшее отношение зависит от того, насколько честен перед собственниками председатель, нет ли левых актов о якобы выполненных работах, не завышены ли платежи в отчетах на другие расходы и уложился ли он в рамки для заработных плат административного персонала. Правительство в методике, о которой писалось выше, ограничило размер заработной платы и начислений на нее (социальный налог и социальные отчисления) 25 процентами. В ежемесячном сборе на содержание общедомового имущества доля этих расходов не может превышать указанного размера.

Теперь о других уловках нечистых на руку. Понятно, что больше всего мухлюют с актами выполненных работ: либо их вовсе не делали и заплатили, либо работу сделали, но по документам показали большую сумму, чем за нее отдали. Этот вариант требует долгого разбирательства и отдельного материала, но есть случаи, лежащие на поверхности. Например, в 3-м квартале были якобы закуплены почтовые ящики. Если собственники их не видят, то время спросить, где они.

Другие излюбленные манипуляции недобросовестными председателями тоже можно проверить, любят они завышать расходы на оплату электро-энергии и услуги банка. В первом случае необходимо потребовать обеспечить вам допуск к общедомовому прибору учета электроэнергии, такие стоят в каждом доме. Сняли показания, пришли через месяц, снова сняли показания – перемножили и получили результат. Не хотите ходить каждый месяц, контролируйте показатели раз в квартал, – любое внимание собственников будет тормозить желание председателя заниматься приписками.

Увидеть махинации с размером оплаты за банковские услуги можно сразу. В любом банке Казахстана существует прайс-лист на услуги, с ним можно ознакомиться на сайте банка либо придя в отделение – не важно, вам там будут рады. В каждом регионе один и тот же банк устанавливает свои расценки, исходят они из платежеспособности тамошних предприятий. Мы будем оперировать средними данными по Алматы. Открыть счет КСК будет стоить 2 500 тенге, ежемесячное обслуживание – 1 000 тенге, комиссии за снятие наличных со счета – 0,4 процента от суммы, перечисление денег в другой банк за товар/услуги/ налоги – 600–800 тенге.

Повторюсь, точную и более подробную информацию именно по вашему банку вы можете легко узнать сами, мы же хотели только показать, что суммы по этим расходам в одном отдельно взятом доме не могут составлять 30–40 тысяч тенге в квартал, как это можно видеть в некоторых отчетах.

Читаем, конспектируем

Ну и скажем несколько слов о двойной оплате за одни и те же услуги. Как правило, этим грешат председатели КСК, где по недогляду собственников им удалось заставить их платить дважды за техническое обслуживание инженерных систем дома и аварийку. Если без жульничества, то услуги сервисной организации (в квитанциях обычно обозначается – ТО/аварийка) в квитанциях выделены отдельной строкой и не включены в ежемесячный сбор на содержание дома. Значит, и в отчете, где орган управления отчитывается по расходам именно за поступившие ежемесячные сборы, их нет. Если жульничать, то услуги сервисной организации также будут выделены отдельной строкой в квитанции, но также будут еще входить в ежемесячный сбор на содержание общедомового имущества.

Те деньги, что уплачены собственниками отдельной строкой в квитанции, идут сервисной организации, а те, что в ежемесячном сборе, – в липкие лапки управдома. Но отчитываться-то ему за них надо, поэтому в отчете будут значиться нужные ему цифры. Смотреть нужно в строке “Услуги по обслуживанию систем центрального отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения в местах общего пользования, вентиляции и подготовке к отопительному сезону; услуги по устранению аварийных ситуаций...”. Там могут быть суммированы и другие разные расходы, поэтому нужно настаивать, чтобы вам дали сведения по каждому виду работ/услуг.

Считаем, будет полезным привести точное название документа, где вы сможете увидеть образцы самых важных бумаг в КСК: протокол общего собрания, листы регистрации, лист голосования при проведении письменного опроса, отчет по управлению объектом кондоминиума. Записываем и запоминаем: приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 243. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 30 марта 2015 года № 10573. “Об утверждении типовых форм протокола собрания собственников помещений (квартир) и листа голосования при проведении письменного опроса собственников помещений (квартир), отчета по управлению объектом кондоминиума”.

Закон “О жилищных отношениях” изменится, после рассмотрения проекта в сенате в него будут внесены поправки, но те документы, которые нами назывались, могут претерпеть изменения в содержании, но останутся и будут обязательны для исполнения органами управления, как бы они в будущем ни назывались. Это предусмотрено законопроектом, и это не вызвало возражений при обсуждении нижней палатой, так что рассчитывать размер ежемесячных сборов на содержание общедомового имущества, фиксировать волеизъявление собственников в протоколах и листах голосования и отчитываться ребята из органов управления будут по правилам.

Алматы