Опубликовано: 560

Как из мусора делать деньги, или инструкция по сохранению окружающей среды

Как из мусора делать деньги, или инструкция по сохранению окружающей среды Фото - BFM.ru

Ежедневно в мире производятся сотни тысяч тонн пластика, а разлагается он минимум в течение 100 лет.

Свой вклад в решение проблемы его утилизации с некоторых пор вносит и столица Казахстана, здесь крупные торговые сети перестали выдавать бесплатные пакеты. Но остроту вопроса эта мера снимает лишь частично.

Энергия отходов

О том, как уменьшить количество отходов, дать отработанному материалу вторую жизнь и снизить нагрузку на окружающую среду, говорили участники форума Торгово-промышленной палаты Франция – Казахстан.

Гендиректор компании СП “КАТСО” Жерар ФРИЕС отметил, что свалки являются основным фактором глобального потепления. В 2010 году мировые выбросы парниковых газов составили 847 миллионов тонн.

К 2020 году этот показатель по расчетам достигнет 959 миллионов. Помимо очевидных минусов свалок эксперт упомянул плюсы, в том числе то, что биогаз, образующийся в результате биохимического распада отходов, улавливается и сжигается, генерируя энергию.

– Во Франции на одного жителя в год приходится 350 килограммов бытовых отходов. Этот показатель снизился за последние 6 лет. Также правительство официально запретило пластиковые пакеты, не подлежащие вторичной переработке. Мы производим 10 тонн пластика каждую секунду, а распадается он от 100 до 1 000 лет. Стараемся его перерабатывать, но это частичное решение проблемы, – подчеркнул эксперт. Мусор или жизнь: как быть с переработкой мусора и не превратиться в Гану

Новая жизнь автохлама

Генеральный директор “Оператор РОП” Сергей ЮРЧА рассказал об успехах Казахстана на ниве утилизации отходов на примере работы компании.

– Принцип РОП – расширенных обязательств производителей (импортеров) – введен в 2016 году. Распространяется он на транспортные средства и их отдельные компоненты, а также на упаковку (бумага, пластмасса, стекло, металл), электрическое и электронное оборудование (бытовая техника, ртутьсодержащие лампы, батарейки), – сообщил Юрча и поделился данными о реализации ряда проектов.

С начала действия программы авторециклинга в 2016 году у населения принято 112 735 старых авто, выдано 36 087 скидочных сертификатов на покупку новых автомобилей, приобретено 19 366 новых транспортных средств.

– Уровень утилизации извлекаемых из ВЭТС (вышедших из эксплуатации транспортных средств) компонентов и составляющих (аккумуляторы, масла, жидкости, шины) достиг 90 процентов. В каждом регионе открыты пункты по приему автомобилей, создан объект по их переработке и утилизации – пока единственный в Центральной Азии такого рода проект полного цикла переработки автохлама. В 2020 году компания планирует добиться снижения эмиссии углекислого газа до 207 667 тонн, – сообщил генеральный директор ТОО.

В республике действуют 22 предприятия по переработке автокомпонентов: 17 специализируются на использованных шинах, 2 – на отработанных аккумуляторных батареях и 3 – на отработанных маслах.

Из шин производят резиновую крошку – ценный полуфабрикат для строительства спортивных площадок, плитки, брусчатки и других покрытий, в том числе травмобезопасных. С КазДорНИИ мы провели работу по возможности ее применения в строительстве дорог. Получены рекомендации, теоретические и нормативные основы для этого, осталось реализовать, – рассказал представитель “Оператор РОП”.

Третий блок работы – в 2018 году было собрано и переработано 8 994 тонны пластмассовой упаковки, 31 594 тонны бумажной, картонной и 22 722 тонны стеклянной тары. В стране представлено 22 предприятия по переработке отходов упаковки. По словам эксперта, из-за недостатка сырья для предприятий по переработке отходов бумаги и картона в начале года даже ввели запрет на ее экспорт с территории Казахстана.

– Здесь важным аспектом является организация сбора – это наиболее сложный процесс. Исторически сложилось, что отходы дома мы не разделяем и выбрасываем их в контейнеры в смешанном виде. Соответственно в таком виде они попадают на полигон или линии сортировки. А загрязненные отходы представляют низкий коммерческий интерес, – отметил Сергей Юрча.

По данным спикера, в прошлом году было установлено свыше 9 000 контейнеров на территории населенных пунктов и 77 приемных пунктов для предоставления возможности сдать вторсырье за вознаграждение. До конца года появится еще чуть более 3 000 контейнеров и 70 приемных пунктов.

Места всё меньше

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан ПРИМКУЛОВ, сам когда-то побывавший на французских предприятиях по утилизации отходов, рассказал, что делает Казахстан в этом направлении:
– На стадии завершения находится новая редакция Экологического кодекса, куда мы закладываем ряд мер, которые будут способствовать улучшению ситуации. Переходим на европейский классификатор, он позволит более четко разграничивать виды опасных и неопасных отходов.
Министерство прорабатывает вопросы внедрения термической утилизации ТБО с целью получения электро-энергии. Опыт Франции в этой части нам интересен. В редакции кодекса также есть нормы по внедрению принципа, “waste energy” (“энергия отходов”), который позволит обеспечить инвестпривлекательность отрасли, – сказал Примкулов.

Гендиректор компании “Clean city” (занимается вывозом ТБО с территории столицы) Дуслан АХМЕТОВ озабочен тем, что на спецполигонах для захоронения утилизационных отходов остается всё меньше свободного места. Решение вопроса он видит в их переработке, но для более глубокого процесса нужен опять же селективный сбор.

– А здесь уже важно участие граждан. Ежедневно с территории Нур-Султана мы вывозим до 1 200 тонн отходов. На территории города установлено 2 815 контейнерных площадок, 13 759 контейнеров, 140 заглубленных контейнеров. Автопарк включает 86 единиц спецтехники, 54 мусоровоза, в том числе для сбора мокрой и сухой фракции, – рассказал Ахметов.

Все отходы с территории столицы отправляются на мусороперерабатывающий комплекс компании “Kaz Recycle Service” мощностью 300 тысяч тонн в год. Здесь происходят сортировка, переработка, брикетирование.

– Из отходов пластмассы изготавливаются полимерные гранулы, а на линии по переработке бумаги изготавливается эковата. Также запущен пиролизный цех, позволяющий перерабатывать неутильные виды пластмассы. С лета 2018 года в Нур-Султане запущен проект по модернизации системы управления отходами за счет инвесторских средств, – проинформировал представитель мусоровывозящей компании.

Пересмотреть тарифы

Управляющий директор Ассоциации переработчиков, утилизаторов и мусоровывозящих организаций ТБО Азамат АЯЙБЕРГЕНОВ предлагает ввести налоговые преференции по снижению КПН и отмене или снижению НДС для участников рынка.

– Также нужно обозначить приоритет в госзакупках продукции из вторсырья; предусмотреть льготное долгосрочное финансирование для предприятий по утилизации ТБО, ведь срок их окупаемости 10–20 лет, а сегодня кредитование выдается максимум на 5–7 лет; упростить выделение земельных участков для строительства предприятий по утилизации ТБО, – считает Аяйбергенов.

Спикер заострил внимание коллег на том, что низкие тарифы за вывоз мусора не позволяют инвесторам и предпринимателям участвовать в бизнесе по управлению отходами.

– Тариф в Нур-Султане составляет 246 тенге и не поднимался с 2012 года. За домофон приходит около 370 тенге, за мусор – 246. Хотя каждый день машины ездят, вывозят, работают люди. Нужно или тарифы пересмотреть, или ввести дотации, – считает Аяйбергенов.

Его поддержал вице-министр экологии Примкулов:
– В Казахстане самые низкие тарифы среди стран СНГ, не говоря о Европе. Только в Алматы на утилизацию и переработку мусора они повысились на 549 тенге. В тарифе столицы есть только вывоз и утилизация, а переработки мусора нет. Хотя эта методика существует. Тарифы должны подниматься поэтапно, при этом они не могут быть одинаковыми для всех регионов.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи