Опубликовано: 350

Эпатажные крохи: как монстры помогают детям справляться со страхами

Эпатажные крохи: как монстры помогают детям справляться со страхами Фото - Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

Есть ли польза от антистресс-игрушек и почему сначала нужен Колобок, а потом – Алдар Косе

В летний сезон 2021 года в Казахстане в 103 раза выросли продажи антистресс-игрушек. Старая новая забава заходит на ура не только взрослым, но и детям. В фаворе у юных казахстанцев также куклы-монстры и оружие. “КАРАВАН” узнал, в какие еще игры играют современные дети и насколько они безопасны.

Попиты и эпатажные крохи

На смену спиннерам – вращающимся игрушкам из подшипника и трех лопастей, слаймам – слизи, из которой можно сооружать различные формы, сквишам – поролоновым игрушкам, снаперсам – силиконовым эспандерам с присосками пришли pop-it и simple dimple. Силиконовые игрушки с резиновыми пузырьками, которые лопаются при нажатии, стали настоящим трендом 2021 года среди юных и взрослых казахстанцев, утверждают представители крупнейшей торговой платформы онлайн. На эти игрушки отечественные пользователи готовы потратить от 500 до 10 тысяч тенге.

И пока одни называют попиты злом и демонстративно сжигают антистресс-игрушки вместе с радужным флагом (как это на днях сделал малоизвестный блогер), дети и взрослые продолжают скупать эту забаву. В чем мы убедились, посетив крупнейший столичный магазин детских игрушек. При нас девочка купила 5 штук попитов.

– Это хит продаж, – говорит консультант детского магазина игрушек Екатерина. – Попит – это полноразмерная игрушка, а симпл-димпл – ее карманная версия. Кстати, на Западе, в Германии, например, подобные антистресс-игрушки только начали появляться. А Китай очень быстро реагирует на тренды и запросы – именно в Поднебесной произведено большинство этих и других игрушек.

Среди стран – производителей игрушек значатся также Испания, США, Россия, Беларусь.

– Вне времени остаются куклы: младенцы, Барби, изготовленные из силикона, пластмассы и других материалов, одетые по последнему слову моды в натуральные ткани и кожу, с качественными аксессуарами. Популярны пупсы с озвучкой.

Не сдают позиций, несмотря на высокие цены, куклы ЛОЛ (англ. Lil Outrageous Littles, в переводе на русский – “немного эпатажные крохи”, оригинальная кукла ЛОЛ стоит 36 тысяч тенге) и реборны, напоминающие настоящих малышей. Приобретают и коллекционных кукол, а также кукол Монстер Хай, – рассказывает собеседница.

На отдельной полке разместилась детская косметика: тени, губная помада, лак для ногтей российского производства.

– Девочки любят такие наборы. Хотя лично я не стала бы покупать своей дочери помаду и прочие средства – рано, портит кожу и взгляд на естественную красоту. Ведь, привыкнув к нарядному фасаду, ребенок уже во взрослой жизни не захочет выходить “без парада”. И, кстати, когда я была за границей, не встречала наборы детской косметики. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, это бич наших женщин – всегда быть при параде, накрашенной, хорошо одетой. Женщинам западным важнее собственный комфорт и простота, – делится своими мыслями сотрудница магазина.

Спрашиваем о косметике для мальчиков – учитывая тренд на метросексуальность, возможно, и юным мужчинам уже есть чем припудрить носик. Выясняется, что пока такой косметики на прилавках детских магазинов нет.

А вот другое предложение – наборы для уборки и готовки – по гендеру потенциальных клиентов не разделяет: на коробке набора для домашних поваров фото мальчика в колпаке и фартуке.

В большом ассортименте представлена классика жанра в мире детских игрушек – различные виды оружия. По соседству с традиционными пистолетами, автоматами стоят бластеры “Нерф” – оружие на основе пены.

В каждом возрасте – своя потеха

Насколько безопасны антистресс-игрушки, оружие, куклы-монстры и прочая продукция игрушечной индустрии? Действительно ли попиты изначально предназначены для лечения неврологических расстройств и к чему может привести их регулярное использование здоровыми детьми? С этими вопросами мы обратились к специалистам.

Татьяна ОСТАПЕНКО в области детской психологии работает с 1994 года и рассказывает, что все игрушки можно поделить на развивающие, терапевтические и интерьерные.

– У взрослых нет понимания психологического подбора игрушек, и они часто покупают детям то, что нравится им, чего им не хватало в собственном детстве, не ориентируясь на возраст ребенка. В этом случае игрушка всегда будет неправильной, независимо от того, как она выглядит – страшной и агрессивной или симпатичной. Всё есть яд, всё есть лекарство, поэтому очень важно знать возрастные особенности ребенка, неслучайно ведь на этикетках указывают рекомендуемый возраст использования, – говорит детский психолог.

Так, некоторым родителям кажется, что игрушки типа пирамидок – это пустая трата денег, и уже в 2 года покупают малышам сложные, не по возрасту игрушки. Или трехгодовалым мальчикам приносят машинки на дистанционном управлении, а потом ругаются, что дети их разбирают, ломают. 

– Один папа так возмущался, что в 2,5 года его сын не реагировал на такую машинку, просил обследовать малыша на предмет умственной отсталости. Спрашиваю: во что играет? Оказалось, кастрюли вытаскивает из шкафа, крышки складывает. Но машинка интересна в 6−7 лет! Или иногда родители дают ребенку много взрослой, не по возрасту информации, читают взрослые сказки. Не про Колобка, а сразу переходят к Алдару Косе, братьям Гримм. Но для разного возраста существуют свои герои! И в раннем детстве – до 3 лет – ребенок может воспринимать главным героем только животное, потом могут добавляться механические вещи типа паровозика. И лишь потом главным персонажем становится человек. А когда родители сразу приносят взрослые вещи ребенку, они не вызывают интереса, – говорит детский психолог.

И добавляет: игрушка для малышей до 3 лет должна помещаться в детскую ладошку, пока у них не сформирован пинцетный захват, когда они могут 2−3 пальчиками захватывать предметы.

– С 3 до 5 лет появляются накопленные детские чувства и потребность их выражать. Детям становятся интересны “страшные” игрушки: войны, пистолетики, дротики, топорики, молотки. Такие забавы относятся к терапевтической части игрушек и помогают выплескивать внутреннее напряжение, – говорит специалист.

Но если вы купили чаду дартс, а он гоняется с дротиками за братиком или сестренкой, надо объяснить, что это неправильно. А вот устроить соревнования на лучшего метателя в коробку или дерево – идея хорошая. Хорошо снимают напряжение, агрессию и динозавры, как и прочие “зубастые” игрушки.

– У мальчишек игра в войнушку заложена на инстинктивном уровне, – продолжает психолог. – Если нет соответствующих атрибутов для игры, то ребенок возьмет палки для “фехтования”, “гранаты” в виде камушков. В детском мозгу есть функция заменителя, и ребенок всегда найдет способ выражения потребности в игрушках.

Нет кукол – найдет подходящую веточку, нарисует фломастером глазки, завяжет носовой платочек – будет лялька. Юбочку для нее можно сшить из майки, от мамы, правда, влетит, зато у куклы будет новая одежда. В 90-е, когда была разруха, девочки так и делали.

Так же у мальчишек: при отсутствии игрушек, которые будут выражать агрессию, они их найдут. И для этого сейчас не надо выходить на улицу – достаточно заполучить в руки мобильный телефон или планшет.

– А мамы и рады вручить его ребенку – лишь бы не кричал и не мешал. И ребенок находит игры, даже малыши живут в виртуальном пространстве, потому что мы им реальность подменяем, – констатирует эксперт и напоминает об опасности подобного получения гормонов удовольствия.

– Наши дети подсажены на дофаминовую зависимость: сидят в социальных сетях, смотрят мультфильмы, играют в видеоигры, физически ничего не делают, но при этом им хорошо. Они разучились получать удовольствие от движения и даже от реальных игрушек. Многие родители жалуются, что у ребенка целая игровая комната, а он сидит в телефоне. Потому что с игрушками надо самому придумать сюжет, привлечь напарника. Мама чаще всего занята, друзей приводить нельзя, как и ходить в гости, тем более в условиях карантина. А с мобильником проще – зашел, выбрал игру и наслаждайся.

Включайте фантазию!

Что касается попитов, симпл-димплов и прочих антистресс-игрушек, психолог не видит в них опасности.

– Мы в свое время тоже пленку лопали, просто это была упаковка от разных вещей. Изначально игрушка была создана для людей с нарушениями сенсорной обработки, а не только с аутизмом. При таком диагнозе у детей сложности с обработкой информации, получаемой извне, им сложно в духоте, в общественном транспорте, они не переносят внешний шум, при котором не могут сконцентрироваться. Также для них важен определенный тип одежды или ткани.

И такие игры направлены на то, чтобы человек мог сбрасывать напряжение, получаемое из внешней среды, через те же пупырышки, с которыми он проделывает монотонные действия. С развивающей точки зрения детям старшего возраста и взрослым такие игрушки неинтересны, но они идут именно как антистресс, – говорит Татьяна Остапенко.

Покупать ли такие игрушки детям? Как считает психолог, запрещать играть с ними ребенку точно не нужно.

– Зачем-то ребенку нужна эта игрушка, возможно, с ее помощью он стабилизируется. Если видите, что ребенку, кроме попита, ничего не интересно, тогда придумайте разные варианты игры, чтобы он не просто монотонно нажимал на кнопки. Например, добавьте задание на скорость или сыграйте в попит, как в морской бой, загадав определенную ячейку. Включите фантазию, и даже такая простая штука, как попит, станет интересной. А еще можно делать разнонаправленные движения: нажимать кнопку в первом ряду правой рукой, во втором – левой. Такие упражнения развивают межполушарные связи, – говорит специалист и вспоминает, как раньше ту же функцию выполняли ладушки и “На златом крыльце сидели…”.

– Благодаря таким перекрестным движениям развивались межполушарные связи, и ребенок, приходя в школу, умел собирать и систематизировать, классифицировать информацию. Сейчас у детей этого навыка нет, а родители считают глупостью стучать в ладошки друг другу, проскакивают этот этап, и в итоге межполушарные связи формируются дольше. Хотя именно это умение позволяет ребенку не путать буквы, писать зеркально, легче читать и ориентироваться на листе бумаги, – подчеркивает психолог.

Избавляет от страхов

Ну а как быть с интересом детей к куклам-монстрам? Если ребенок хочет страшную вещь, то она для него про что-то, говорит детский психолог: "Психику ребенку могут испортить только родители": почему дети любят игрушки-монстры

– Спросите, зачем ему такая игрушка, и не говорите, какая она страшная, уродец, еще таких денег стоит. Вероятно, через присвоение такого монстра, а значит, возможность управлять им, ребенок избавится от страхов.

Как-то я спросила маленького пациента, почему среди прочих игрушек он выбрал самую страшную, на что услышала: “Он умеет видеть ночью, никого не боится. В темноте из шкафа вылезают монстры, и мне с этой куклой не так страшно”. То есть, когда ребенок получает эту игрушку, он словно присваивает себе эту суперспособность.

В ходе разговора собеседница отмечает другой фетиш, но уже родительский – оригинальность игрушки.

– Можно купить игрушку за 40 тысяч тенге, а можно на рынке – за 800 тенге. На терапию ко мне приходят дети, которые часто ищут оригинальные фирменные знаки на игрушках в кабинете. Бывает, что родители даже с маленькой зарплатой стараются приобрести чадам дорогие игрушки. Но в таких случаях смысл игры сводится к накопительству оригинала. А ведь на самом деле игра – это символическое отражение внутреннего мира. И родителям важнее смотреть, как играет ребенок, какие фигуры выбирает для игры. Это может показать, что проживает ребенок, что для него важно. Если ребенок попросил монстра или другую мертвоподобную страшную куклу, поиграл и забыл, не сокрушайтесь, что деньги потрачены впустую – ребенок отработал свою проблему. Поэтому важно устраивать с детьми разбор игрушек, – отмечает психолог.

По поводу реборнов – младенцев, напоминающих живых малышей, специалист говорит, что, с точки зрения психологии, игрушка не должна быть натуральной.

– Максимально приближенные к реальности предметы – это как раз из категории игрушек для интерьера, для полочек-шкафчиков. А ребенок не должен путать реальность и игру – последняя всегда несколько утрирована.

Когда у мальчиков пистолеты, ножи похожи на настоящие, это, конечно, цепляет, но одновременно убирает иллюзорность из игры. И это не есть хорошо – между игрой и реальностью всегда должна быть ступенька, ребенок всегда должен понимать: вот сейчас я играю, а вот сейчас это про реальность, – говорит Татьяна Остапенко и приводит пример, как стирание границ между разными мирами приводит к ДТП.

– Мой знакомый заигрался в ГТА (компьютерная игра) и попал в серьезную аварию. Потом сам признавался: спутал игру и действительность, забыл, что его джип – не танчик.

Не рекомендует психолог увлекаться и детской косметикой.

– А уж если покупаете, то прививайте дочерям культуру раскрашивания себя с воспитательными элементами. Здесь, как и в игре с оружием, важно донести до ребенка мысль о правилах игры, которые ребенок перенесет в жизнь. Игра – это вообще про то, чтобы дети натренировали навыки, которые пригодятся в жизни.

Ну а если ребенок не интересуется игрушками, скорее всего, это звоночек про особенности развития. Тогда имеет смысл обратиться к клиническому психологу или психоневрологу, потому что игра – это всегда отражение развития мышления, – подчеркнула специалист.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи