Опубликовано: 460

Деньги не пахнут, но воняет так, что глаза режет

Деньги не пахнут, но воняет так, что глаза режет Фото - Стоки проходят биологическую очистку. Здесь живут специальные микроорганизмы, которые питаются отходами жизнедеятельности. Фото Ольги ЗОЛОТЫХ

В Актау вот уже больше 10 лет канализационно-очистные сооружения дышат на ладан. Это КОС-1, которые расположены в нижней зоне города, почти на берегу моря. Два года назад в верхней части Актау, наконец, сдали КОС-2, которые с горем пополам построили за 10 лет.

Они несколько разгрузили старые очистные сооружения. Но те продолжают работать и собирать стоки с 12 микрорайонов областного центра. Предприятие терпит убытки, средств едва хватает на поддержание в работающем состоянии оборудования. Власти Актау отмечают – на месте старых КОС скоро появится канализационно-насосная станция, а всю территорию очистных сооружений превратят в парк.

Пять лет назад после проливного дождя здесь прорвало канал водоочистных сооружений. Резервуары переполнились, и вода пошла в Каспий. Тогда коммунальщики успокоили – в море попала уже очищенная вода. Больше, как уверяют специалисты, такая ситуация не повторится. Но гарантировать ничего не могут: канализационно-очистным сооружениям в этом году исполняется полвека.

Они занимают площадь в 24 гектара и принадлежат государственному коммунальному предприятию “Каспий жылу, су арнасы”, которое занимается водоотведением и канализацией в городе. Всё оборудование и технологии – еще со времен СССР.

Канализационные стоки, которые поступают из города, проходят несколько ступеней очистки.

Сначала они попадают на песколовки, затем вода проходит в отстойники – там оседают все мелкие частицы, которые не собрал песок, и образуется ил. Его распределяют на иловые карты, где он сушится, а удобрение реализуют озеленителям. Далее стоки проходят биологическую очистку. Здесь живут специальные микроорганизмы, которые питаются отходами жизнедеятельности. Следом вода идет на химическую очистку. До 2000 года воду, которую после химической очистки проводили через дополнительные фильтры, сбрасывали напрямую в море. Сейчас доочистки нет, поэтому воду сливают в радиоактивное хвосто­хранилище Кошкар-ата. Она не позволяет распространяться опасной пыли. В озеро воду сбрасывают по трубам, причем за пользование ими ГКП “КЖСА” ежегодно платит немалые деньги. Еще во времена перестройки трубы приватизировали 2 частные компании, а “КЖСА” теперь их арендует.

− В год платим за аренду примерно 25 миллионов тенге. Забрать обратно эти трубы в собственность государства – трудный процесс, никто этим не занимался. Сейчас строится новый коллектор, и, как только его сдадут, мы сможем уйти от аренды и пользоваться своими трубами бесплатно. При должном финансировании строительство коллектора будет завершено в этом году, − говорит Бакыт ШАПКАН, директор ГКП “Каспий жылу, су арнасы”.

Оборудование на КОС-1 изношено на 80 процентов. Спасти ситуацию и не допустить такого износа могли бы КОС-2. Спохватились местные власти вовремя – еще в 2008 году, но вот строили канализационно-очистные сооружения № 2 долго – больше 10 лет. Деньги при этом потрачены баснословные – 4,5 миллиарда тенге.

Теперь с вводом КОС-2 в эксплуатацию капитально ремонтировать КОС-1 – это в буквальном смысле спустить деньги в канализацию. Проще снести до основания. Что и планируют сделать.

− По плану КОС-1 должны демонтировать, а на площади примерно в 2 гектара построить канализационно-насосную станцию (КНС), которая все стоки будет перекачивать на КОС-2. Остальную территорию отдадут под парковую зону. Теперь нам нужны средства для ПСД, а это 45 миллионов тенге. Только после ПСД и прохождения госэкспертизы мы сможем начать строительство КНС, − добавляет Бакыт Шапкан.

Но для того, чтобы всё снести и поставить насос, необходимо довести мощность вторых канализационно-очистных сооружений до 60 тысяч кубометров. Сейчас их мощность – всего 30 тысяч. В настоящее время они не способны принять стоки со всех микрорайонов Актау – это примерно 43 тысячи кубов.

Оборудование на КОС-1 изношено на 80 процентов

Оборудование на КОС-1 изношено на 80 процентов

− Планируется дальнейшее расширение КОС-2, это будет второй этап. Сначала увеличим до 60 тысяч, а затем, в перспективе, с учетом строительства новых микрорайонов – и до 70 тысяч кубометров. Проект уже есть, ПСД готова, сейчас рассматриваем вопрос реализации за счет частных инвестиций. Тогда можно будет говорить о ликвидации КОС-1. Тем более, по санитарным нормам, канализационно-очистные сооружения не должны находиться в черте города, − рассказывает Бердибек КАРТБАЕВ, руководитель областного управления энергетики и ЖКХ.

Еще лет 20 назад КОС-1 находились за пределами города и соседствовали только с пляжем. Но затем на берегу моря началось активное строительство – сейчас здесь частные особняки. Особый “шарм” жилому массиву у моря придает зловонный запах от КОС-1.

− Летом в жару, когда ветер дует со стороны очистных – а он большую часть времени дует именно оттуда, дышать невозможно, аж глаза режет от этой вони. “Бонусом” идут полчища мух. Да, мы все прекрасно знали о том, что наш жилой массив будет расположен у очистных сооружений, но все эти годы нам говорили, что их снесут. Более того, постоянно говорят о развитии туризма. Но какому туристу понравится нежиться на пляже, вдыхая запах фекалий? Вот уж поистине – незабываемый отдых! – шутит Валентина ПРОСКУРИНА, одна из первых жительниц жилого массива “Приморский”.

Сейчас в ГКП “КЖСА” обеспокоены растущим долгом населения. Дебиторская задолженность предприятию составляет 180 миллионов тенге. Борьба с должниками не приносит результатов.

− Есть те, кто не платит по 5 лет. Мы с ними судимся, но на суды уходит время. И пока судебные исполнители работают, набегают следующие долги. Мы, конечно, ставим заглушки, но это сезонные работы – мы их можем ставить только летом и весной. В остальное время мы не знаем, как воздействовать на должников. У нас есть свои кредиторы, которым мы должны, и надо с ними расплачиваться. А чем платить, если нам не платят? У нас убыточное предприятие. Немного исправить ситуацию могло бы повышение тарифов – они были утверждены еще в 2015 году и с тех пор не менялись. А за это время выросло в цене всё: и топливо, и запчасти, и оборудование. С 2022 года повышение всё же будет, но небольшое – на 5−7 процентов. Мы запрашивали больше, но нам утвердили намного меньше, − говорит руководитель ГКП “КЖСА”.

Мощности второй канали­зационно-насосной станции будут увеличены минимум через 5 лет. Всё это время КОС-1 должны продержаться без аварий. По словам специалистов предприятия, это возможно только при должном финансировании из бюджета. Но последний раз деньги выделялись в 2017 году.

АКТАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи