Опубликовано: 22900

Что ждет казахстанские школы в сентябре

Что ждет казахстанские школы в сентябре Фото - Тахир САСЫКОВ

Можно вечно смотреть на то, как течет вода, как горит огонь и как в Казахстане реформируют школьное образование. То профильное ведомство решит внедрить двенадцатилетку, то математику с физикой на английском, то учебники новые придумает…

Чем “порадуют” школьников и их родителей через полтора месяца деятельные чиновники и почему все их нововведения заходят в общество с таким трудом? Мы попытались разобраться в ситуации.

Никаких оценок, только СОР

Вот уже несколько лет в школах внедряется новый формат обучения. По замыслу минобра, современные ученики должны быть не просто зубрилками скучных правил из учебников, но теми, кто сможет эти правила понимать и применять в жизни. Специально для этого были разработаны учебники нового образца, наделавшие в сентябре прошлого года немало шума. Особенно много нареканий заработали учебники русского языка для 5-го и 7-го классов.

Родителей смутили не только отсутствие правил правописания, но и наличие постоянных отсылок к популярным программам телевидения, видеоконтенту из Интернета и прочие элементы интерактива.

После критики со стороны не только родителей и учителей, но и спикера сената, минобр согласился немного переписать книги, но концепция осталась прежней.

– Учебники обновленного содержания являются средством организации самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Поэтому вместо большого объема текстовой информации даются разнообразные пояснительные тексты, задания и упражнения, направленные на формирование функциональной грамотности школьников. Большое внимание уделяется аппарату ориентировки: предисловиям, примечаниям, указателям, приложениям, словарям, условным обозначениям, шрифтовым выделениям и иллюстрациям, – рассказала нам директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Шолпан КАРИНОВА.

Останется в новом учебном году и критериальная система оценки знаний.

Для тех, кто последний раз сталкивался со школой больше года назад, поясним: с прошлого года в классах, обучающихся по обновленной программе, отменили оценки за уроки и домашние задания. Вместо них теперь ученики сдают СОР – суммативную оценку за раздел и СОЧ – суммативную оценку за четверть.

По сути, это всем знакомые контрольные работы, но никогда раньше знания детей не оценивали исключительно по контрольным работам. А теперь оценивают. И, как говорят родители, понять, как учится ребенок, стало очень сложно, многие уверяют, что за счет СОР и СОЧ их дети стали меньше стараться на уроках и, как следствие, хуже учиться. В минобре с такой точкой зрения не согласны. Не так страшен СОР, как родителям казалось

– Критериальная система оценивания внедряется всего первый учебный год, поэтому выводы делать рано. Но для мониторинга внедрения критериального оценивания при обновлении содержания образования в школах страны осуществлен выборочный сбор данных качества знаний учащихся по итогам первой и второй четвертей в 251 школе республики. Анализ данных показал положительную тенденцию в показателях качества знаний учащихся в текущем учебном году по сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного года, – уверяет Шолпан Каринова.

По ее мнению, причина низких оценок в том, что ни дети, ни учителя пока еще не поняли СОР и СОЧ до конца. Хотя минобр и начал готовить последних к новой системе оценки знаний учеников еще в 2012 году: только за последние 3 года более 200 тысяч педагогов прошли соответствующие курсы повышения квалификации, работает системно-методический комплекс smk.edu.kz, на котором размещено около 40 тысяч методических материалов, в том числе по критериальному оцениванию в разрезе классов, предметов, языков обучения, а в школах появились координаторы по системе оценивания.

На 200 процентов! Или 35 тысяч тенге

Тут, конечно, можно задуматься о качестве и курсов повышения квалификации, и об уровне функциональной грамотности педагогов, но, с другой стороны, кто нынче идет в учителя? Либо единицы, для которых профессия – это призвание, либо большинство тех, кто не смог поступить на бюджетные отделения других факультетов. Чем прославилась Зинаида Сабитова, автор скандального казахстанского учебника русского языка за 7-й класс

– Необходимость реформирования среднего образования действительно назрела уже очень давно, но, на мой взгляд, начата она была немного не с того. Наше министерство любит ссылаться на международный опыт, в частности Финляндии. Я была в этой стране и тоже восхищена их образованием. Но начали они не с учебников, а с повышения статуса учителя.Там педагог получает зарплату выше средней по стране, эта профессия почетна и даже элитарна: на педагогические специальности имеют право поступать только лучшие выпускники школ, причем даже среди них проводится жесткий конкурс, – говорит о самом важном педагог с многолетним стажем, мажилисвумен Ирина СМИРНОВА.

Она отмечает, что руководство профильного ведомства ведет работу по повышению статуса учителя. Например, после многочисленных жалоб учителей освободили от обязанности ходить по домам с переписными листами, красить заборы и выписывать газеты по разнарядке. Но краеугольный камень всех проблем так до конца и не решен: оплата труда учителя все еще далеко не самая высокая в стране.

Чтобы было понятно, насколько все печально в этой сфере: с сентября 2017 года те педагоги, которые преподают физику, информатику, биологию или химию на английском языке, получают доплату в размере 200 процентов от базового должностного оклада, или 35 394 тенге. И это те цифры, которыми минобр гордится.

ЗаPISAлись…

К слову, добавки к зарплате в несколько тысяч тенге – не единственное, о чем в профильном ведомстве говорится как о достижении. Есть еще международные тесты грамотности. Мы будем наблюдать упадок в образовании - эксперты о раздельном обучении в школах Казахстана

– На сегодняшний день Казахстан принял участие и получил результаты по трем международным сопоставительным исследованиям: международное исследование качества естественно-математического образования TIMSS с 2007 года, международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS с 2016 года, международное исследование образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA с 2009 года, – говорит Шолпан Каринова.

Первые два исследования проводятся Международной ассоциацией оценки образовательных достижений IEA. Их особенностью является то, что они оценивают академические знания и навыки учащихся 4-го и 8-го классов по математике и естествознанию – в TIMSS и чтению – в PIRLS.

Третье исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития. PISA оценивает функциональную грамотность обучающихся: как 15-летние подростки умеют применять полученные знания по чтению, математике и естествознанию в реальной жизни.

– Наши школьники имеют результаты на уровне ТОП-10 лучших образовательных систем мира по итогам TIMSS-2015. Школьники четвертых классов, впервые приняв участие в PIRLS в 2016 году, в среднем набрали 536 баллов по читательским навыкам. Это позволило Казахстану занять 27-е место среди 50 стран. Данный результат сопоставим с показателями сверстников из Германии, Канады, Австрии и Словацкой Республики, – с гордостью рассказывает Шолпан Каринова.

Что касается PISA, то с ним у Казахстана случился конфуз. Хотя минобр до сих пор и рассказывает о том, что казахстанские подростки демонстрируют стабильный рост в международном рейтинге, по данным ОЭСР, Казахстан все годы находится в списке отстающих стран по функциональной грамотности.

А результатов за 2015 год по Казахстану на сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вообще нет. Они пропали в 2016 году, через неделю после того, как казахстанские чиновники поведали о том, что тестирующиеся из Казахстана сделали большой скачок в знаниях. Тогда минобр признался, что проверяющие из ОЭСР заподозрили наших учителей в помощи 15-летним подросткам – слишком уж сильно последние “поумнели”. Но, как уверяли чиновники, это на время проверки, и скоро наши сногсшибательные результаты вновь будут доступны мировому сообществу. На дворе 2018 год, скоро ОЭСР будет проводить новое тестирование PISA, а данные о Казахстане за 2015 год на их сайте так и не появились. В Казахстане могут отменить традиционное школьное образование

– Есть несколько мнений о том, что произошло в 2015 году. Первое – это то, что сопровождающие учителя помогли подросткам дать верные ответы, второе – среди детей было слишком много представителей школ для одаренных детей и Назарбаев Интеллектуальных школ. А цель PISA – выявить потенциал общеобразовательных школ. Но в любом случае – прошло три года, это значит, что в этом году будет проводиться новое исследование PISA, и я очень надеюсь, что выводы из той ситуации были сделаны, – говорит Ирина Смирнова.

Но где гарантия, что те же самые махинации не применялись при исследованиях TIMSS и PIRLS? Может, их просто не заметили? На такие подозрения наталкивает то, что в 2007 и 2011 годах Казахстан в рейтинге TIMSS едва входил в ТОП-20, и то не по всем параметрам, а в 2015-м – моментальный прорыв.

Следующий тест TIMSS будет в 2019 году, PIRLS – в 2020-м. И от всех этих трех тестов зависит многое. Во-первых, чем выше результат, тем больше ведущие мировые вузы и мозговые центры уделяют внимания стране, тем больше они готовы вкладывать в развитие человеческого капитала государства. Во-вторых, в этом году впервые от Казахстана сдавать международный экзамен пойдут те, кто учится по обновленному содержанию. То есть этот тест – оценка всех действующих образовательных реформ.

– Почему у родителей и экспертов так много вопросов к новой методике преподавания? Она, по сути, неплохая и в Назарбаев Интеллектуальных школах дает отличные результаты.

Но надо ведь понимать, что нельзя просто перенести кальку с элитной школы, где в классе 10–12 человек и лучшие преподаватели, на общеобразовательные школы, где в классе может быть и 40 детей!

Поэтому мы и говорим, что нужна адаптация, нужно более широкое обсуждение. Но я очень часто замечаю нехорошую тенденцию: в тех, кто критикует реформы образования, МОН видит злейших врагов. Но это ведь не так! Родители, учителя и общественность поднимают тему не ради критики, а потому что понимают, что дети – это наше будущее, – говорит Ирина Смирнова.

А пока минобр проводит реформы, неравнодушные к судьбе своих отпрысков родители копят деньги на репетиторов и частные школы. Обучение в последних стоит более 100 тысяч тенге в месяц, но эта сумма отпугивает немногих.

Напротив, как рассказала мне в приватной беседе директор одной из таких школ, в последнее время желающих к ним попасть стало больше. Конкурс в частные школы обычно проводится еще весной, и если пару лет назад на одно место претендовали 3–5 учеников, то теперь – до десяти.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи