Опубликовано: 2400

Что станет с уникальным НИИ, изучавшим последствия радиации в Семее, после слияния с медвузом

Что станет с уникальным НИИ, изучавшим последствия радиации в Семее, после слияния с медвузом  Фото - Алла БЕЛЯКИНА

Сколько тысяч казахстанцев умерли от ядерных испытаний?

В Семее обсуждают, что будет с уникальным НИИ после слияния с крупным медицинским вузом. Речь идет об институте, который много десятилетий изучал последствия радиации под грифом “совершенно секретно”.

“Совершенно секретная” медицина

Семипалатинский полигон начал отсчет ядерной эпохи в Казахстане 70 лет назад, в 1949 году. Вскоре после этого был создан специальный институт по изучению воздействия радиации на человеческий организм. Начиная с 1957 года НИИ радиационной медицины и экологии не раз менял свое название, но не предназначение. Вплоть до конца 80-х годов о нем знали лишь специалисты. И только в 90-е годы после снятия грифа секретности архивисты смогли открыто продемонстрировать доклады и отчеты медиков, фиксировавших пагубное воздействие радиации на всех, кто живет вблизи полигона.

– По результатам исследований определено, что в трех поколениях около 1 миллиона 400 тысяч человек являются условными пострадавшими, из них 160 тысяч – это те, кто жил непосредственно в период открытых наземных испытаний, – подчеркнул директор НИИ радиационной медицины и экологии Талгат МОЛДАГАЛИЕВ.

Второе и третье поколения, жившие при подземных испытаниях или рожденные пострадавшими от радиации, точно так же получили дозу облучения и унаследовали различные генетические патологии. Поэтому на протяжении последних нескольких лет НИИ радиационной медицины составляет беспрецедентный документ – Государственный научный автоматизированный регистр пострадавших от ядерных испытаний. Такого аналитического исследования не велось еще нигде в мире.

– На сегодняшний день в регистре числится 367 950 записей. На 232 580 человек уже сформировано полное досье. Также есть регистр смертности вследствие воздействия радиации, в котором зафиксировано 135 370 человек, – пояснил Талгат Молдагалиев.

Помимо этого НИИ радиационной медицины и экологии занимается изучением радиоэкологической обстановки вокруг территории полигона и воздействием радиации на здоровье человека. И на протяжении двух десятилетий научно-исследовательский институт был и остается единственным учреждением, занимающимся специализированной медицинской реабилитацией пострадавшего населения.

– При нашем институте в 2001 году было открыто консультативно-диагностическое отделение на 120 посещений в смену. Работает стационар на 40 коек, – уточнил директор НИИ.

Конечно, для пострадавшего региона – этого мало. К тому же для обследования и лечения пострадавших институт даже не имеет своих помещений. Их приходится арендовать. Да и что такое 40 коек для города, в котором проживают 360 тысяч человек? А ведь есть еще и сельские районы, прилегающие непосредственно к территории бывшего полигона. Поэтому, когда общественники узнали о том, что НИИ радиационной медицины и экологии прекратит свое существование, они обратились с вопросом о судьбе института в областной акимат и к депутатам. Люди взволнованы, что пострадавший от ядерных испытаний город останется без специализированной медицинской помощи. Семипалатинский полигон: история в документах

Миллиард вместо 250 миллионов

Но специалисты заверяют, что после оптимизации НИИ радиационной медицины и экологии не только не потеряет своей уникальности, но и получит новые перспективы развития.

– Институт вошел в состав нашего университета, но не исчез. Саму структуру НИИ мы сохранили полностью, – говорит ректор медицинского университета г. Семея Ерсин ЖУНУСОВ. – Более того, существенно улучшится материально-техническая база научно-исследовательского института. С 2019 по 2023 год в него ежегодно будет инвестировано до 1 миллиарда тенге. С 1 июня уже повышена зарплата медперсоналу на 30 процентов, что касается научных кадров, то младшему научному сотруднику мы подняли зарплату до 150 тысяч, старшему научному сотруднику – до 200 тысяч, ведущему научному сотруднику – до 250 тысяч.

Глава вуза заверил, что разработана пошаговая программа, которая в течение пяти ближайших лет существенно улучшит положение института. К примеру, будут расширены стационар и консультативное отделение, куда будут закуплены новое лечебное оборудование и современная медицинская мебель. Будет отремонтировано и само здание НИИ, построенное еще в 1962 году. Планируется пристроить к нему приемное отделение, открыть палату интенсивной терапии.

– Слабая материально-техническая база – это не вина моих коллег из НИИ. Но бюджет, который выделялся институту, не давал возможности совершенствоваться. Выделяемых денег хватало только на зарплаты персоналу, покупку лекарств и питание пациентов. Годовой бюджет составлял всего 250 миллионов тенге. А у медицинского университета бюджет – 6 миллиардов. И мы готовы вкладываться, закупать современное оборудование, улучшить материально-техническую базу, чтобы совершенствовать работу НИИ, – подчеркнул Ерсин Жунусов.

Остается напомнить, что побывавший в Семее в апреле глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ отметил, что социальная и медицинская помощь пострадавшему населению должна оказываться на высоком уровне.

– Проводятся специальные исследования эффективности мероприятий по защите и реабилитации пострадавших от ядерных испытаний на бывшем Семипалатинском полигоне. До конца года мы уточним уровень вреда, причиненного ядерными испытаниями, жителям прилегающих к полигону территорий и их потомкам и определим социальные гарантии. Поручаю правительству подготовить конкретные предложения по размеру социальной помощи населению прилегающих к полигону территорий, – заявил Президент.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи