Что могут творить председатели КСК по новому закону о ЖКХ - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+12 °C
Алматы
2024 Год
14 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что могут творить председатели КСК по новому закону о ЖКХ

Что могут творить председатели КСК по новому закону о ЖКХ

Пока поправки в жилищное законодательство обсуждаются в профильном комитете сената, мы продолжим разглядывать вариант, вышедший из нижней палаты парламента. В общем-то, его сейчас и рассматривают сенаторы.

  • 2 Октября 2019
  • 6528
Фото - Caravan.kz

Нужно сказать, что мы со всем вниманием отслеживаем прохождение документа, наши постоянные читатели помнят, что с первой реформаторской концепцией начали разбираться едва ли не два года назад. А что делать, слишком многих эта жилищно-коммунальная революция коснется, поэтому пустить на самотек это дело никак не можем.

Что исчезло и что пришло

Как писалось ранее, после того, как депутаты мажилиса внесли более 500 поправок в правительственный вариант законопроекта (это только то количество, которое было озвучено, а сколько было еще – широкой аудитории неизвестно), – так вот, после их глубокого вмешательства в документ проект Закона “О жилищных отношениях” наконец-то стал более понятным и прозрачным для собственников.

Обратили мы внимание и на то, что из нынешней версии исчез акцент на цифровизацию (слово-то какое придумали!) жилищно-коммунальной сферы, ну это когда все процессы заведены на единый сайт, а все участники могут в режиме реального времени наблюдать, сколько света нагорело, воды утекло, сколько денег и куда с банковского счета ушло. Так вот с этим, видимо, решили пока не спешить.

Выскажу версию: скорее всего, сам сайт еще не готов, не вполне понятно, что и как там будет работать, необходимо подготовить самих участников.

Скорее всего, подумали и о том времени, которое потребуется для проведения реформы системы управления жилыми домами: а ну-ка, ликвидируй все КСК, проведи в каждом доме общее собрание собственников, избери председателя ОСИ, открой по два счета на каждый дом в банке, зарегистрируй объект кондоминиума, выдай технический паспорт. Да пока всё это в масштабах страны проведешь – какая уж тут ЕАИС.

Нет, в проекте закона наличие электронных ресурсов упоминается, и разрешено его использовать для голосования на общем собрании собственников, но вот сам алгоритм того, как именно и в какой последовательности это должно происходить, мы в нынешнем варианте не увидели, да и от ст. 10-6, где описывалась эта система ЕАИС, фактически ничего не осталось. Убеждена: штука эта нужная для собственника, задумка была хорошая, и после первого этапа реформы к ней обязательно вернутся. Два разных мира: в чем отличия в законах о ЖКХ в России и Казахстане

Теперь о других положительных переменах в жилищном законодательстве.

Возможно, мы уже об этом говорили, но изменения эти по своей сути революционные, так что процитируем еще разок п. 6 ст. 32: “Председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества обязаны ежемесячно предоставлять всем собственникам квартир, нежилых помещений информацию о движении денег по текущему счету и о расходовании денег на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума путем размещения информации в общедоступном месте, определенном собранием”. Обратили внимание на формулировку? Не собственник имеет право или просто председатель ОСИ предоставляет, а очень жестко: “Председатель объединения… обязан ежемесячно предоставлять всем собственникам… информацию о движении денег по текущему счету и о расходовании денег…”. Ну вот это уже дело.

Просто музыка какая-то

Еще одно ноу-хау – привязка платежей для накопления на капитальный ремонт к каждой квартире либо нежилому помещению. Сейчас, даже если и открыт КСК отдельный сберегательный счет, деньги лежат там в одной куче. Предлагается же эту кучу разложить по полочкам: “По сберегательным счетам банком второго уровня ведется автоматизированный учет денег с разбивкой по каждой квартире, нежилому помещению, а также на постоянной основе размещается информация по сберегательному счету в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, с соблюдением требований законодательных актов Республики Казахстан к порядку раскрытия банковской и иной охраняемой законом тайны”.

Иными словами, каждый собственник может обратиться в свой банк и узнать, сколько денег у него скопилось, не было ли каких-то левых поползновений, захочет узнать общую сумму накоплений на весь дом – спросит у председателя, и тот будет обязан ему сказать.

Появилась для собственников недвижимости и обязанность: каждый из них обязан заключить договор с ОСИ (объединение собственников имущества), а также управляющим этим домом, если они его на общем собрании захотят нанять, либо с управляющей компанией, если они, конечно, всем скопом захотят передать свой дом под их управление.

ОСИ – это неизбежность, от которой собственники не смогут избавиться, даже наняв управляющего или перейдя на обслуживание в управляющую компанию, такой будет порядок.

Сейчас мы немного перескочим с темы управления на прозу жизни. Вроде банальная вещь – депутаты нижней палаты прописали очень подробно, что именно относится к общедомовым инженерным системам, а вот сегодня этого нет, и собственник всегда может услышать от управдома в ответ: мы за ваши стояки не отвечаем, они у вас в квартире, поэтому ремонтируйте их сами. Ан нет – и в новом варианте проекта Закона “О жилищных отношениях” этому посвящена ст. 40, приведем только коротенькую выдержку из нее: “…Системы: …водоотведения, состоящие из стояков, канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, до первых стыковых соединений в квартире, нежилом помещении…”.

Ну! Музыка просто какая-то, я лично из этого поняла только несколько слов: стояки, тройник и патрубок, но в случае чего председателя ОСИ всегда можно будет ткнуть лицом в бумажку, и никуда голубчик не денется, будет менять общедомовое хозяйство в отдельно взятой квартире.

О судах уже и говорить не приходится: вроде банальная вещь – всё подробно расписать, а насколько проще и легче при этом собственникам будет защищать свои права.

Опять эта пеня

Вернемся к управлению – кто в доме хозяин?

Хозяин в ОСИ (объединение собственников имущества) останется тот же – общее собрание собственников, только его участники при наличии кворума решают все вопросы про текущее управление и деньги. А вот начальников станет больше – появится совет дома, который избирается из числа собственников. Полномочий у него по сравнению с нынешним вариантом закона станет даже больше, отчего выглядит он повнушительнее нынешнего.

Естественно, в начальниках остаются управдомы в лице председателя ОСИ, к ним добавляется еще управляющая компания. Если собственники решили нанять профессионала, то – управляющий ОСИ.

Признаться, с ходу понять, как эта вся камарилья будет между собой разбираться, сложно. В прежнем варианте было четче прописано: при заключении договора с управляющей компанией председатель ОСИ является представителем собственников, подписывает от их лица акты приемки работ, перечисляет деньги, собирает собрания и тому подобное. Сейчас все это передано управляющей компании, что логично, поэтому функционал или роль управдома от ОСИ мне пока непонятны, но покрутим еще, покумекаем, как там будет дело делаться, и отпишем.

И в заключение вернемся к деньгам. Мы хвалили депутатов нижней палаты за то, что они нас услышали, и убрали инструмент давления на несогласных и неудобных собственников для председателей – да, мы говорим про пеню. Они действительно прописали все очень хорошо в ст. 32. Но, как выяснилось, в ст. 50 все оставили, как и было: “п. 5. При несвоевременной оплате собственником квартиры, нежилого помещения расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума за каждый просроченный день (начиная с первого дня последующего месяца) на сумму долга начисляется пеня в размере, определенном законодательством Республики Казахстан.

Слушайте, ну какие еще примеры нужны?! Пожилых женщин в Алматы местная управдомша замордовала пеней, накрутила на них 0,2 процента за каждый день просрочки, да еще вытащила якобы одобренные собранием правила, что в начале погашается пеня, а только потом сам долг. Старухи боролись, как могли, даже в суд пошли, у одной из них на нервной почве стало сердце отказывать, и она угодила в больницу. Вы сами-то, уважаемые депутаты, ГПК РК читали, где про пеню написано? Похоже, нет. А иначе бы знали: помимо того, что неустойка, то есть пеня, может взыскиваться в размере ставки рефинансирования, так еще ее размер может быть любым, каким заблагорассудится, если это прописано в договоре. Так вот через это появляются задним числом принятые мутные правила, протоколы собраний, где пеня в десятки раз больше, чем ставка рефинансирования.

А технологию мы показывали не раз: председатель КСК ворует деньги собственников, не отчитывается перед ними либо появляется графа в квитанции за какие-то там дополнительные работы, а когда те начинают возмущаться и отказываются платить, в квитанциях появляется эта самая пеня величиной со слона. Как председатели КСК наживаются на пенях услуг ЖКХ

Напомню еще, что понятие “пеня” в жилищном законе появилось тогда, когда никаких преференций для КСК не было и эти дела рассматривались в обычном режиме. Сейчас председателю КСК нужно только дойти до соседнего подъезда, где сидит нотариус, сунуть ему бумагу о накопившемся долге, тот поставит санкцию на исполнение – и вперед, к судебным исполнителям. Что может быть еще проще сделать, если речь идет только о долгах, а не о желании самоутвердиться на несчастных старухах, посмевших возражать взбесившейся дамочке.

Акции эти проводятся показательно, специально про таких жильцов распускаются грязные слухи, чтобы остальным поднимать голос было неповадно. И вот это безобразие вы, господа депутаты, снова узаконили…

Обращаться сейчас к нижней палате не имеет смысла, но вот сенаторов просим этот инструмент убрать.