Опубликовано: 130

Чемпионом РК по футболу станет маркетолог

Чемпионом РК по футболу станет маркетолог

Пару месяцев назад в футбольной Европе разразился скандал: испанская “Севилья” заявила, что хочет забрать себе Ганнерзавра – талисман английского “Арсенала”. “Мечты действительно сбываются. Добро пожаловать, Ганнерзавр”, – написала в “Твиттере” пресс-служба команды.

Это была шутка. Но она стала бомбой, разорвавшейся в стане “канониров”. Лондонцы были возмущены до глубины души. “Я никогда не прощу клуб за это увольнение”, “Арсенал”, упасть ниже уже невозможно. Позор клубу”, – писали болельщики. Оскорбленные фанаты объявили подписку, чтобы вернуть своего маскота. С обязательным требованием, чтобы он и дальше развлекал их на игре. Тогда менеджменту команды будет стыдно за то, что поднял руку на символ.

А стыдно должно быть, потому что клуб пестовал своего маскота с 1994 года. Тогда “Арсенал” провел конкурс среди детей на разработку талисмана. Победил 11-летний Питер Лавелл, который придумал “громадного, но дружелюбного динозавра, который показывает ярость и мощь футбольной команды”. С тех пор он слился с образом “канониров”.

Ганнерзавр стал телезвездой. Он катался на машинах, танцевал особые па, выдумал хитрое рукопожатие для соперников. Когда начали развиваться социальные сети, маскот освоил новые специальности, чтобы заботиться о футболистах: стирал их форму, сажал цветы на территории клуба. В 2013 году Ганнерзавр даже пришел на свадьбу своего повзрослевшего создателя.

Всё это время костюм динозавра носил один человек – фанат футбольного “Арсенала” Джерри Куай. И вот летом 2020 года во время пандемии руководство клуба решило сократить должность актера. Основание простое: играем без болельщиков. Зачем нам маскот? Этот момент и подловила “Севилья”, ударив противника по самому больному месту – по репутации.

Именно репутация позволяет европейским футбольным командам зарабатывать больше, а значит – и выигрывать. Чистая экономика. Рынок – это коммуникации. Хочешь зарабатывать – общайся с теми, кто дает тебе деньги. То есть с болельщиками. Как раз испанцы в этом поднаторели. Например, менеджеры “Барселоны” прямо говорят футболистам, что их нанимают не тренеры, а болельщики.

Хочешь играть в “Барсе” – общайся со зрителями и журналистами. А лучше – влюби в себя фанатов.

От размера этой любви зависит и цена на именные аксессуары, которые продает клуб фанатам. На аксессуарах он зарабатывает больше, чем на продаже прав на телетрансляцию. Даже вход в Зал славы каталонцев платный – 15 евро. Хочешь сфотографироваться с бутсой Неймара или золотым мячом Месси – плати еще. Все понимают, что это копии. Но приятно же! Если ты не болельщик, таких денег ты не отдашь. Одним словом – маркетинг!

За счет таких продаж профессиональные команды – футбольные, баскетбольные, хоккейные, бейсбольные и велосипедные – могут премировать своих лучших спортсменов. Это важно, так как федерации устанавливают жесткие рамки на фонд оплаты труда. Например, в НХЛ потолок зарплат в сезоне 2019/20 составил 81,5 миллиона долларов. На один клуб. На 21 игрока. А если у тебя герой типа Александра Овечкина? “Вашингтон Кэпиталс” подписал хоккеиста на 10 миллионов долларов в год. Всё. Других звезд такого масштаба команда позволить себе уже не сможет… «Стыдно за то, что происходит со сборной» - Кайрат Боранбаев

Примерно такую же схему вознаграждения с потолком зарплат предложила внедрить министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова. То есть будет жестко установленный ФОТ. Из него клуб и сможет покупать спортсменов.

В этом году на профессиональный спорт РК выделено 55,5 миллиарда тенге. На будущий – только 22 миллиарда.

Наш спорт ждет лихорадка. И это хорошо. Потому как новшество заставит отказаться от легионеров, а хозяева поставят на руководство нормальных управленцев. Если хотят сохранить свои клубы.

В футбольной команде играют 26 человек. По правилам на игру может быть заявлено не более 6 легионеров. То есть иностранцев в казахстанском футболе ровно четверть. Большая часть из этих игроков приезжает к нам не ради спорта. Им интересны лишь деньги. Обычная их цена – 1–2 миллиона долларов. Или евро. Вопрос: зачем нам легионеры, которые стоят больше, чем 3–4 наших спортсмена? Завтра они уедут. И увезут бюджетные деньги. От них ничего не останется. Где выгода?

Клубы в Казахстане финансируются из 3 источников: из бюджета местного, квазигосударственных компаний и частных предприятий. Акимат Шымкента дал “Ордабасы” 6,2 миллиарда тенге из 243,3 миллиарда, выделенных из республиканского бюджета. Акимат Костанайской области – “Тоболу” 3 миллиарда таких же дотационных денег. Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин правильно отреагировал на выступление Актоты Рахметоллаевны, что 2 первых источника суть государственные деньги.

В футболе я вижу только одну команду, которая может работать в таких условиях. Это “Кайрат”. Не потому, что я живу в Алматы. Всё проще. Только она сегодня зарабатывает. И из этих денег клуб может премировать лучших футболистов сверх нормы.

Алматы – самый богатый город в стране, скажете вы. Правильно. Но и в этой плохой ситуации есть выход. Вторым по объему рынком сбыта футбольной атрибутики и прав на трансляции для европейских футбольных команд стал, как ни странно, Китай. Европейцы заботливо окучивают этот рынок годами. “Бавария” регулярно выезжает в Поднебесную на серию выставочных игр. И китайские команды бьются за право побороться с “тевтонским катком”. Так создается имидж. И почему тот же “Тараз” не может выехать на гостевой матч с сильной командой 1-й – 2-й лиги из Талгара или Каскелена? И денег заработает, и с народом пообщается. Хорошее это дело. Денежное.

Алматы
adil.urmanov@yandex.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи