Чем грозит казахстанскому спорту открытие границ - Караван
  • $ 514.65
  • 544.6
-8 °C
Алматы
2024 Год
9 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем грозит казахстанскому спорту открытие границ

Чем грозит казахстанскому спорту открытие границ

Отечественный спорт может измениться до неузнаваемости. Суд ЕАЭС обязал Казахстан допускать к своим соревнованиям спортсменов из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана на общих с местными основаниях.

  • 22 Декабря 2018
  • 1456
Фото - Caravan.kz

Сложный ответ на простой вопрос

Седьмого декабря в доме номер 5 по улице Кирова города Минска, где располагается суд Евразийского экономического союза, было жарко.

Большая коллегия суда отвечала на вроде бы простой вопрос: являются ли спортсмены такими же работниками, как, к примеру, столяр, бухгалтер или менеджер?

По закону вроде являются. На практике же, если любой казахстанец может работать в России на общих с местными гражданами основаниях (как и россиянин – в Казахстане), то футболисты и другие спортсмены сталкиваются с так называемыми лимитами на легионеров. Хотя эти две страны вместе с Арменией, Беларусью и Кыргызстаном входят в ЕАЭС, одним из главных принципов которого является свободное перемещение рабочей силы (пункт 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).

“Дело Давида Юрченко”

Футбольная сборная Армении никогда не играла на чемпионатах мира и Европы. А очень хочется. Особенно когда у тебя есть такая звезда, как Генрих Мхитарян из лондонского “Арсенала”. Или Маркос Пиззелли из “Актобе”, признанный лучшим футболистом чемпионата Казахстана этого года. Или не один год выступающий в чемпионате Португалии Геворг Газарян.

Но хороших игроков много не бывает. Вот Федерация футбола Армении, как в свое время казахстанская, и ищет по всему миру людей, способных усилить команду.

Так она вышла на вратаря Давида Юрченко, родившегося в Туркменистане, но с восьми лет живущего в России. У футболиста мама – армянка, да и сам игрок был не прочь выступать за сборную Армении, уж коль в другие национальные команды не зовут.

Готов был Юрченко ради этого и гражданство поменять, но с одним условием: если его команда (а выступает он за красноярский “Енисей”) не будет возражать против его статуса легионера. Клуб возразил, и вратарь отказал сборной Армении.

А Москва против

Этот случай далеко не единичный, но показательный. Еще летом 2016 года Армения обратилась в Евразийскую экономическую комиссию, обвинив Россию в нарушении прав ее профессиональных спортсменов. Комиссия убедилась, что это так, и потребовала от стран ЕАЭС отменить всяческие лимиты. Однако с этим не согласилась Москва. Пришлось суду ЕАЭС давать разъяснения по поводу неоднозначной 97-й статьи.

Выводы оказались не в пользу России. Почему в казахстанском футболе работает все меньше отечественных тренеров

Суд объяснил, что пресловутый лимит на легионеров ограничивает их законные права на получение работы, а клубам невыгодно брать в команду иностранных футболистов.

В свое время к таким выводам пришел суд Европейского союза, рассматривая дела Жана-Марка Босмана и Игоря Симутенкова, которые произвели революцию в футболе, и сегодня никого не удивляет, когда в составе лондонского “Челси” или “Ливерпуля” нет ни одного англичанина.

Однако Москва продолжает стоять на своем. Министр спорта Павел Колобков заявил, что равные с россиянами права будут только у спортсменов из Беларуси, с которой РФ имеет союзные отношения.

Все остальные – казахстанцы, кыргызстанцы и армяне – так и останутся для них легионерами.

Беззащитный спорт

Для нашего спорта позиция Москвы некритична. Вряд ли в том же футболе она может опасаться конкуренции со стороны казахстанских игроков. А вот наш спортивный рынок без лимита беззащитен.

В футбольных клубах все места легионеров, за редким исключением, заняты. Сколько бы таких мест ни было выделено – три, пять, семь или десять. Действующие на этом рынке финансовые схемы (в том числе не прописанные ни в каких документах) – самые прибыльные для всех его участников.

Правда, в минувшем году в командах нашей премьер-лиги было на удивление мало россиян – всего трое (в 2017-м – 9, в 2016-м – 13): Андрей Аршавин (“Кайрат”), Никита Бочаров (“Ордабасы”) и Марат Быстров (“Тобол”).

Шестеро представляли белорусский футбол, четверо – армянский и один – кыргызстанский. Итого: 14 из стран ЕАЭС. Спросом пользовались другие игроки. К примеру, одних только украинских футболистов прошло через наш чемпионат порядка 20 человек. Однако можно не сомневаться, что с открытием футбольных границ игроков из Украины легко сменят российские легионеры. Гражданство-то здесь играет второстепенную роль.

Национальные интересы

Сегодня в Казахстане устроиться на работу для специалиста из страны ЕАЭС труда не составляет. Достаточно иметь при себе удостоверение личности, медицинскую справку, диплом об образовании, справку об отсутствии судимости и другие не столь сложные в получении бумаги. После этого заключается типовой договор – и вперед, на работу.

Точно так же, по мнению суда ЕАЭС, могут поступать и спортсмены. И вот тут представьте себе такую ситуацию.

Регион N для участия в республиканских соревнованиях с солидными призовыми набирает команду не из местных ребят, а из спорт­сменов страны – партнера по ЕАЭС. Причем включает в состав, естественно, атлетов более высокого класса.

С ними заключаются типовые гражданско-правовые договоры на время проведения этих соревнований. Команда побеждает, ребята, получив деньги за выступление, возвращаются домой, а отдел, отвечающий за развитие спорта в регионе N, бодро рапортует о безупречно проделанной работе. Все счастливы! И не нужны региону N для побед ни спортивные площадки, ни бегающие/прыгающие там дети.

P. S. В высшей лиге хоккейного чемпионата Казахстана формально лимит на игроков из стран ЕАЭС отсутствует. Не случайно турнир носит статус открытого.

Тем не менее по регламенту в заявке на матч среди 22 игроков как минимум 13 должны иметь гражданство Казахстана.

Это ли не пресловутое ограничение для приезжих работников клюшки и шайбы? И что скажет суд, если туда обратится ущемленный в правах иностранный хоккеист?

Алматы