Опубликовано: 650

Чем цветочный бизнес лучше госслужбы, или Почем тюльпановая радость

Чем цветочный бизнес лучше госслужбы, или Почем тюльпановая радость

Золотой век закончился. Владельцы магазинов цветов в преддверии 8 Марта уже не ждут баснословных доходов – надеются “отбить” хотя бы то, что вложили. Пандемия и карантин спровоцировали падение спроса на розы, мимозы и прочие творения природы и человеческих рук.

Дорогое удовольствие

ГУЛЬНАРА (на фото) в цветочном бизнесе уже 20 лет. Начинала продавцом в ларьке на рынке, где были только гвоздики и розы, потом уходила на госслужбу. Но вернулась к любимому делу – дарить людям радость.

– С цветами как-то проще и понятнее. Ты им – любовь, они тебе – красоту взамен. А на госслужбе много негатива, не смогла я там. В своем магазинчике я с каждым цветком разговариваю, холю и лелею, стебельки подрезаю, воду освежаю. И покупатели рассказывают, как потом наши красавцы у них долго стоят и глаз радуют, – делится с нами бизнесвумен.

Сейчас у нее одна точка по продаже цветов, вторую пришлось закрыть из-за убытков – пандемия подкосила некогда прибыльное занятие.

– Работать офлайн во время карантина нам запретили, только на доставку. Но кому нужны цветы, когда прежний мир рушится, повсюду пандемия, офисы закрываются, границы – тоже?.. Соответственно, и товар мы не получали, ведь работаем с Нидерландами, Эквадором, Колумбией, Израилем. Был только Степногорск (розы) по очень завышенной цене. Вот только потихоньку приходим в себя. У меня свое помещение, а многие арендуют. Сплошные убытки, – признается предпринимательница. – Ждем 8 Марта, хотя с каждым годом выручка на праздник становится всё меньше: продукция дорожает, да и фирмы-однодневки в праздник бойко торгуют, из России фурами завозят много цветов и продают возле гипермаркетов.

К слову, подорожание – не прихоть владельцев цветочных магазинов. На цену влияет множество факторов – от исходной цены, которую выставляет садовник в далеких Нидерландах или Эквадоре, до транспортных расходов и процента бракованной продукции.

– На комнатные растения с карантина цены взвинтились. Мы их почти не заказываем – люди перестали брать. А главный цветок Международного женского дня – тюльпан – в наши магазины уже завезли. 500 тенге за штуку. Ирисы – по такой же цене.

8 Марта цена останется такой же, иначе последних клиентов растеряем. Розы голландские – от 800 тенге до 2 тысяч тенге (роза "Эксплорер" с высоким стеблем). В ассортименте сейчас 14 расцветок, бывает, и до 25 доходит. Степногорская роза – от 400 до 800 тенге. Почему так дорого? Из каких стран в Казахстан везут цветы на 8 марта

Вообще нам выгоднее торговать товаром, привезенным из-за рубежа, чем местным.

“Иностранцы” красивее, качественнее, дольше стоят. И дороже. Это вообще дорогое удовольствие, чтобы взрастить один цветок, нужно приложить много усилий, времени и затрат, – подчеркивает Гульнара.

От роз до помидоров

Аспандияр АЛИЕВ в цветочной теме почти 30 лет. Уроженец Сарыагашского района в 90-е годы выращивал овощи-фрукты и цветы в родном регионе, реализовывал там же, потом освоил север, куда в итоге и переехал. Несколько лет назад мужчина занялся выращиванием тюльпанов в теплице близ Петропавловска, в селе Петерфельд.

– Луковицы мы завели из Нидерландов, своих ведь институтов нет. Хотя родина тюльпанов – Южный Казахстан. Сейчас снимаем тюльпановый урожай. Если из 10 тысяч высаженных луковиц снимем 7 тысяч – это хорошо. Оптовым закупщикам отдаем по 160–200 тенге за штуку. Заказчики у нас – в Петропавловске и других городах Казахстана. Один год мы “попали” на круглую сумму: топили всю зиму теплицу, тонны угля сожгли, столько усилий затратили, а тюльпаны выросли, как камыш: высокие, но пустоцветы – бутона нет.

Как-то пытались розы выращивать, но не выдержали эти нежные создания северных морозов. Один год хризантемы сажали, но не смогли продать весь объем, – рассказывает предприниматель и добавляет, что после снятия тюльпанового урожая снова высадит огурцы и помидоры.

Аспандияр говорит, что поставщики цветов уже в феврале заявили продукцию дороже, чем на 8 Марта в прошлом году.

– На морозы ссылаются, они ведь волной по Европе прокатились. Самый последний бизнес сейчас – это цветы. Дорого, невыгодно, и 8 Марта конкуренция большая – тюльпанами торгуют даже таксисты. И клиенты сейчас умные – завозят цветы из России, где есть газ и выращивать их дешевле обходится, чем нам на угле. В позапрошлом году один из моих земляков приехал сюда, на север, тоже хотел цветочным делом заняться. За 15 дней так попал на бабки, что закрыл магазин и сбежал на юг, обратно помидоры растить, – рассказывает бизнесмен.

Однако, несмотря на убыточность производства, наши собеседники не собираются его оставлять.

– Мы ничего другого не умеем делать, да и прикипели к этому делу душой. На моих глазах за 20 лет начинались истории любви, делались предложения руки и сердца, потом уже с детками клиенты приходят. Один парень из Германии 2 года заказывал цветы девушке, потом приехал к ней и забрал с собой. Недавно ребята писали, что им очень не хватает наших цветов.

Или, бывает, бабушка зайдет, стоит, на пороге мнется. Понимаю, что ей давно никто не дарил цветов, и вручаю букетик. Такие слезы радости на глазах…

Так что, несмотря на все сложности, пандемии, закрытые границы, цветы всегда приносят радость. А мы, продавцы, – проводники этой радости. С весной, дорогие читатели “КАРАВАНА”! – сказала в завершение разговора Гульнара.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи