Опубликовано: 350

Чего хотят женщины: в Казахстане приступили к созданию Карты гендерных нужд

Чего  хотят  женщины: в Казахстане приступили к созданию Карты гендерных нужд Фото - Тахир САСЫКОВ

В Казахстане появится “Карта гендерных нужд и потребностей населения”. Это очень востребованный документ в развитых странах мира: в соответствии с ним закладывается бюджет, строятся школы, детсады, открываются рабочие места и т. д. Также он выявляет проблемы неравенства полов во всех сферах жизни – в политике, экономике, медицине, образовании, бизнесе… Эксперты единодушны: карта должна быть во всех министерствах,

акиматах, комиссиях, ведь в этом году в мировом рейтинге гендерного равенства наша страна находится на 80-м месте, тогда как в 2006-м была на 32-м.

А детей забыли посчитать…

Группа экспертов уже приступила к работе, определены индикаторы анализа карты – доступ женщин, мужчин к доходам, карьере, работе, управлению, политике, образованию, медицинским, цифровым услугам. С точки зрения гендера рассмотрят и такие аспекты, как семья, бытовое насилие, преступность. Анализ будет проведен в 17 регионах Казахстана. Эксперты намерены получить ответы на многие вопросы, например, почему социальные ресурсы и блага более доступны женщинам на севере и минимально – на юге страны? В чем причина высокого разрыва в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами? (8,4 года, в среднем 75,5 года живут женщины и 67 лет – мужчины). Почему от травм, несчастных случаев в 2020 году скончались 2 000 женщин и 8 000 мужчин?

– В Казахстане существуют серьезные региональные различия в доступе к социальным благам и социальным ресурсам со стороны женщин и мужчин. И зачастую при принятии политических решений не учитывается эта региональная и гендерная специфика, – говорит эксперт проекта “Карта гендерных нужд и потребностей: влияние региона, этничности и класса” ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”, магистр социологии Карагандинского университета им. Е. А. Букетова Татьяна РЕЗВУШКИНА. – Например, государство закладывает в бюджет строительство детсадов. Возникают вопросы: где, в каком количестве и для кого они будут построены? Так, в Туркестанской области рождаемость 7,29 ребенка на одну городскую женщину, и потребность в детсадах намного выше, чем в Карагандинской области, где рождаемость 2,02. Сколько же детсадов построят в Туркестане и сколько в Карагандинской области?

Больше всего семей, где численность более 10 человек, в ЮКО (1 609) и в Алматинской области (1 512).

Многодетных матерей больше проживает в Туркестанской области – 62 890, Алматинской – 41 408, Жамбылской области – 26 430 человек. Достаточно ли построено в этих регионах детсадов, школ, поликлиник? Все ли многодетные мамы получают адресную социальную помощь (АСП)? Имеют ли они доступ к качественной питьевой воде, элементарным благам цивилизации? В пошлом году мы провели мониторинг 17 кризисных центров, приютов в регионах и выяснили: есть проблема, которая не учитывается министерством труда и социальной защиты при их финансировании. Речь идет о дополнительных расходах на содержание детей, которые пребывают там вместе с мамами. Статистика показала: в приюте могут находиться 15 женщин и 45 детей. Это только один из примеров гендерных нужд и потребностей населения.

Имея на руках карту, уполномоченные органы (министерства труда и социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, национальной экономики, Нацкомиссия по делам женщин и семейно-демографической политике и т. д.) должны видеть все болевые точки и расписывать очередные программы, проекты в соответствии с данным документом.

Женщины менее склонны брать и давать взятки, чем мужчины

– В Казахстане 52 процента населения – женщины. Нам интересно посмотреть, как они участвуют в политике, образовании, при принятии решений, – говорит эксперт проекта, PhD кандидат, старший преподаватель университета им. Сулеймана Демиреля Айгерим КУСАЙЫНКЫЗЫ (она занимается темой гендерной экономики более пяти лет). – С какими гендерными стереотипами сталкиваются на работе, дома, во всех сферах экономики? Например, какие проблемы могут быть у женщин, которые работают в промышленности, шахтах? Есть ли у них карьерный рост? Существует ли разница в заработной плате с мужчинами?

Если среди обладателей знака “Алтын белгi” преобладают девушки, почему после университета на рынке труда мы всё еще видим дефицит кадров в тех сферах, которые считаются, к сожалению, традиционно женскими, – в медицине, образовании?

Нам известно, что во время эпидемии COVID-19 пострадали сотрудники сферы здравоохранения, где более 70 процентов – женщины. С какими трудностями они столкнулись и как государство это компенсировало?

Участие женщин в политике, принятии решений у нас тоже минимальное, – продолжает эксперт. – В Казахстане всего две женщины-министра. Что касается экономических прав, женщины в сельских регионах часто сидят дома, на рынке труда не задействованы. Вообще, во всем мире женщины считаются социально уязвимой группой, они больше всего пострадали от пандемии, безработицы. И у них часто минимальная зарплата, а еще домашний труд – приготовление еды, стирка, уход за детьми, который не оплачивается.

Любопытная информация недавно прозвучала на “круглом столе” “Обзор гендерных исследований в Казахстане”, что прошел в Алматы. Оказывается, женщины менее склонны брать и давать взятки, чем мужчины. Исследование проведено в ЕС, оно показало: система ценностей человека влияет на его отношение к коррупции. Так, мужчины любят рисковать, хотят жить захватывающей жизнью, более амбициозны, чем представительницы прекрасной половины, и стремятся к материальному успеху, что может привести к неэтичному поведению, коррупции. Экономист Всемирного банка Дэвид Доллар даже предложил нанимать на госдолжности больше женщин, чтобы снизить уровень коррупции.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи