Опубликовано: 860

Беспризорники: в стране не хватает учителей

Беспризорники: в стране не хватает учителей

Родители первоклашек столичных школ жалуются: им до сих пор не могут сказать, кто будет классным руководителем у их отпрыска – свободных учителей в школах нет. Выход из ситуации, которые видят директора школ, – привлекать к обучению малышей студентов педколледжей, но в управлении образования такое решение считают незаконным.

Ищут везде, но не могут найти

На официальной казахстанской электронной бирже труда enbek.kz за последние 2 недели было опубликовано 1 680 объявлений на 2 198 вакансий – учитель начальных классов. Есть еще 1 950 вакансий по запросу просто учитель – здесь в основном предметники, учителя-психологи и так далее. Самая большая потребность – в столице и Алматы.

Впрочем, родители школьников этих городов и без сайтов по поиску работы в курсе, что учить детей практически некому. Многим так сразу и говорят в тот момент, когда они впервые приносят в школу документы милого чада: свободных учителей нет, будем набирать!

– Нам сказали, что вакансия висит всё лето, никто не приходит. А те учителя, что есть, и без того ведут по 2 класса: один – утром, другой – после обеда. Поэтому нас в школу вроде бы приняли, но кто будет учить детей – непонятно. Девушки в приемной комиссии сказали, что если никого не найдут, то возьмут студентов колледжей, – рассказывает Айна СЕЙСЕНОВА, мама будущего ученика 84-й столичной школы.

В управлении образования столицы не отрицают дефицита педкадров. По их данным, школам Нур-Султана не хватает 330 учителей, из них 89 вакансий – педагог начальных классов с русским языком обучения.

Но, как заверил нас руководитель управления образования г. Нур-Султана Шакарим СЕЙСЕНБАЙ, студенты, а тем более колледжей, детей в столице учить не будут.

– Возможно, студенты и будут в течение года приходить на практику в школу, но с ними вести урок всегда будет педагог школы. Студенты просто не имеют права вести уроки! Но в то же время вопрос кадров нам надо решать: в планах – открывать новые школы в городе, и если ничего не делать, то мы рискуем столкнуться с тем, что педагогов, действительно, не будет хватать. Причем не только в нашем городе, но и по всей республике. Поэтому мы уже сейчас размещаем в городских учебных заведениях госзаказ на подготовку учителей. То же самое, как я знаю, делают и в других городах, – говорит Шакарим Сейсенбай.

В профильном министерстве есть статистика по всей стране. Как сообщили нам в пресс-службе ведомства, в Казахстане насчитывается 314 347 педагогов общеобразовательных школ. Общий дефицит педагогов составляет 3 439 человек.

Но, как уверяют в МОН, не всё так страшно: в 2021/22 учебном году педколледжи и вузы выпустят в школы более 12 тысяч молодых специалистов.

Мы его слепили из того, что было

Хотя и министром образования не нужно быть для того, чтобы понимать: диплом об образовании вовсе не делает человека учителем. Немногие из тех, у кого есть дети школьного возраста, их педагогов вспоминают с уважением. Потому как встречаются среди них даже абьюзеры или воры, а непрофессионализм и безграмотность и вовсе стали обыденностью.

Ведь именно за чистоту кадров в первую очередь борется минобр. Пока – пряниками: действующим учителям подняли зарплату, упростили процедуру присвоения категории. А студентам педвузов платят повышенную стипендию. Всё это медленно, но верно повышает престиж учительства. И, как хвастают в пресс-службе МОН, в прошлом году количество обладателей знака “Алтын белгі”, выбравших профессию педагога, увеличилось почти в 2 раза. А средний балл поступивших на педспециальности достиг 90 баллов.

Достаточно ли этого? В июле текущего года выпускники педвузов страны впервые сдавали квалификационные тесты. Результаты этого экзамена пока не разглашаются.

“В связи с проведением данного тестирования впервые пороговый балл для выпускников не был установлен. По результатам тестирования выпускники показали на достаточном уровне свои знания и навыки по предметной области и методике преподавания. Сегодня еще ведется количественный и качественный анализ результатов данного мероприятия. После глубокого изучения будут проработаны необходимые меры по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг” – ответили нам в МОН. В школу можно устроиться только за деньги? В управлении образования Алматы ответили на обвинения

Но, как писал летом на своей странице в “Фейсбуке” поэт и независимый наблюдатель этого экзамена Аятжан АХМЕТЖАН, за ту неделю, что он следил за процессом, свою квалификацию подтвердили 55 процентов из тех, кто пришел в центры тестирования. При этом были те, кто пытался пронести “шпоры”, были подставные экзаменующиеся и те, кто из 110 вопросов не смог правильно ответить даже на 40.

Не всё гладко и с работающими учителями. Для них государство предусмотрело курсы повышения квалификации. Основной оператор подобных курсов – АО “Национальный центр повышения квалификации “Өрлеу”.

Учит учителей “Өрлеу” уже 9 лет, прошли через его курсы более 600 тысяч педагогов, но чему научились – понять очень сложно.

– Сложно измерить эффективность курсов повышения квалификации для педагогов. Надо сравнивать результаты успеваемости учащихся, оценить взаимоотношения учителя и учеников, использование изученных на курсах методик и тому подобное, – объясняет председатель правления АО “НЦПК “Өрлеу” Асель МУХАМЕТЖАНОВА.

В то же время, как отмечает Асель Зейнуловна, кому-то подобного рода курсы повышения квалификации помогли остаться в профессии, найти новые источники вдохновения или расширить список профессиональных связей. Но этого вообще никак не изучить.

В то же время есть вполне четкие и общепринятые методы оценки работы учителей – знания учеников. И в “Өрлеу” признают, что плохие результаты казахстанских школьников в тестированиях типа PISA или TIMSS – самый красноречивый “неуд” всем. Исправлять его планируют за счет новых курсов повышения квалификации.

– Самые большие проблемы у нас с функциональной грамотностью и ИКТ-компетенцией. Наши дополнительные мониторинговые исследования показывают, что казахстанским учителям не хватает знаний в методических вопросах, педагогических подходах и в вопросах планирования урока. В меньшей степени учителя испытывают трудности в психолого-педагогическом и воспитательном аспектах, – говорит Асель Мухаметжанова.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи