Опубликовано: 290

Автомобиль – не роскошь, а средство пополнения казны

Автомобиль – не роскошь, а средство пополнения казны Фото - архив "Каравана"

Министерство энергетики предлагает отменить налог на транспорт для малолитражек. Если акциз на бензин решат поднять.

На прошлой неделе стало известно, что министерство национальной экономики подготовило проект постановления правительства об изменении ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Сегодня акциз за одну тонну бензина составляет 10 500 тенге, а с 1 декабря он должен вырасти до 24 435 тенге. В итоге, если в эти дни в цене за литр бензина на акциз приходится 8 тенге, к концу года будет уже 18 тенге. По словам министра национальной экономики Руслана ДАЛЕНОВА, главная причина этого шага – рост социальных расходов государства.

В ответ министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ в качестве компенсации “для наиболее уязвимых слоев, которые владеют автотранспортом” предложил отменить налог на транспорт для малолитражных автомобилей. Правда, ими Канат Алдабергенович назвал машины, оснащенные двигателями с объемом до 3 литров.

В прошлом году минфин заработал на транспортном налоге граждан 58 миллиардов тенге.

Это сравнимо с суммой акцизного сбора за бензин и дизтопливо – 67 миллиардов тенге. Если транспортный налог все-таки будет отменен, а размер акциза увеличен, выигрыш бюджета в 2020 году составит 35–40 миллиардов тенге. Сумма в принципе неплохая. "Хоть на 30 тенге повысьте, толку не будет": почему повышение акциза на бензин не спасет Казахстан от вывоза топлива из страны

Сколько человек получит освобождение от этого вида налогов? Комитет по статистике сообщает, что всего в Казахстане катается почти 3,7 миллиона легковушек. Почти все они принадлежат физлицам. Под министерское определение “малолитражка” попадает 3,4 миллиона единиц. Только 198 тысяч машин в стране имеют двигатель с объемом больше 3 литров. Итого под налоговую амнистию попадают девять из десяти “железных коней”.

Кстати, распределение “роскошных” тачек в принципе хорошо показывает, где живут более обеспеченные казахстанцы. Свыше половины “многолитражек” зарегистрированы в Алматы, Нур-Султане и Алматинскрй области. Меньше всего их в Туркестанской области – только 946 штук.

Позволит ли отмена налога компенсировать рост цен на ГСМ?

Самый популярный объем двигателя – от 1,5 до 2 литров. Такими оснащена половина нашего автопарка. Для них норматив потребления – 300–400 литров в год. Транспортный налог – 11 тысяч тенге. Если акциз вырастет только на 10 тенге, экономия каждого отдельного автолюбителя составит 7 тысяч тенге. А вот порог безразличия – 1 100 литров.

В 2013 году министерство финансов посчитало, что автомобиль с 3-литровым двигателем является роскошью. Тогда был предложен первый проект закона о налоге на роскошь. Он принят не был. На сайте минфина до сих пор идет обсуждение его концепции. Но налоги на автомобили с мощными моторами выросли. Для транспортных средств с объемом 2,5 литра ставка составляет 6 МРП, до 3 литров – 9 МРП, до 4 литров – 15 МРП, более 4 литров – 117 МРП.

Выходит, Канат Бозумбаев все-таки ввел налог на роскошь. Но каким-то замысловатым путем.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи