Опубликовано: 1600

Астана опять указала крестьянам, куда им идти

Астана опять указала крестьянам, куда им идти Фото - Тахир САСЫКОВ

Минсельхоз РК определился с планом развития села. Теперь главной целью станет развитие крупнотоварного производства.

Такой вывод можно сделать из письма МСХ, полученного “КАРАВАНОМ”. Фермерские хозяйства и кооперативы, судя по всему, пока не сильно оправдывают ожидания. Новая программа развития агропромышленного комплекса теперь будет строиться не на 5–7, а минимум на 10 лет.

Самого плана в полном виде пока нет. Судя по комментариям экспертов, сегодня в Астане полным ходом идет рассмотрение отраслевых программ. Большинство отраслевых союзов уже достигли уровня, когда они могут писать стратегические планы на высоком уровне. А их заинтересованность в развитии вполне является гарантией качества документов.

Не самый эффективный труд

Задача первая – увеличить производительность труда и объем экспорта переработанной продукции в 2,5 раза за 5 лет.

По мнению МСХ, аграрный сектор растет стабильными темпами. За 5 лет производство сельхозпродукции увеличилось в 1,4 раза – с 2,9 триллиона до 4 триллионов тенге, продукции переработки – в 1,5 раза, с 970 миллиардов до 1,5 триллиона тенге.

В среднем темп роста производительности труда в АПК составил 24 процента. Приток инвестиций в основной капитал и в производство продуктов питания вырос на треть.

Формально инвестиции в аул растут быстрее, чем в целом по стране. Но так как АПК занимает малую долю в структуре экономики, то и суммы выходят небольшими. В итоге большая часть села живет почти натуральным хозяйством, как в средние века, денег люди не видят. Соответственно, их труд не самый эффективный. Суп без субсидий: как фермеры расплачиваются за непостоянство государственной поддержки

Чтобы это исправить, минсельхоз предлагает накачивать село, вернее АПК, деньгами, стимулировать предприятия закупать новые технологии и технику, поднимать сельскую науку и восстанавливать сеть ПТУ, где будут повышать квалификацию механизаторов, чабанов, доярок и технологов. А где и просто обучать новых людей.

Потенциал ого-го

Задача вторая. Определены позиции, по которым Казахстан имеет высокий экспортный потенциал. Конечно, это мясо – говядина и баранина. По этой продукции при соответствующей поддержке экспортная выручка может составить 2,6 миллиарда долларов. В стране есть ключевые факторы для успешного развития мясной отрасли: пастбищные угодья, орошаемые пашни, рабочая сила и кочевое прошлое.

Также определены свободные ниши. Это молочная продукция, мясо птицы, фрукты, овощи, сахар. Здесь потенциал дополнительного производства более чем 1 миллиард долларов.

В том числе мяса птицы – со 180 тысяч тонн сегодня до 740 тысяч тонн в 2027 году, молочной продукции – на 1 миллион тонн.

– Мы представили и защитили перед министерством отраслевой план развития до 2027 года. Главная наша цель – развивать мясное направление, – рассказал “КАРАВАНУ” президент Союза птицеводов Казахстана Руслан ШАРИПОВ. – Намерены в 2021 году произвести более 400 тысяч тонн мяса птицы. В 2027 году – 740 тысяч тонн. По яйцу сильно развиваться не будем. Сегодня мы полностью обеспечиваем себя этим продуктом. В прошлом году произвели 5,1 миллиарда штук яиц. К рубежному году думаем перейти отметку в 7,5 миллиарда.

Для этого надо строить птицефабрики и инкубаторы, субсидировать комбикорма, говорит эксперт. Это все узкие места в птицеводстве.

Из трех десятков статей расходов, входящих в итоговую цену мяса, можем перекрыть только 3–4 пункта: рабочая сила, сами здания птицефабрик, энергия и зерно. Все остальное предприятия импортируют. Это составляющие комбикорма, прививки, оборудование и сами цыплята.

– Сегодня мы не владеем отечественными кроссами породной птицы. Специалисты, работавшие с племенным стадом, выехали из страны. Государство практически не выделяет средств на научную работу по птицеводству. Все это хозяйство надо восстанавливать, – уверен Руслан Шарипов.

Справка “КАРАВАНА”

По данным МСХ РК, из 30 основных видов продовольственных товаров по 24 обеспеченность составляет 80 процентов и более, а по некоторым – более 100 процентов. Внутренний рынок уже насыщен этой продукцией.

По 6 видам товаров страна зависит от импорта. Это мясо птицы, яблоки, сыры и творог, колбасные изделия, рыба, сахар. Задачи по этой группе, кроме птицы, скромные – хотя бы выйти на самообеспечение. Правда, ровно эти же показатели и такие же цели по всем этим продуктам у МСХ были еще 5 лет назад. Все данные аккуратно хранятся на сайте министерства.

Больная мозоль

Задача три. Корма. Больная мозоль. По прежней программе предполагается за 5 лет увеличить заготовку комбикормов с 1,2 до 2,5 миллиона тонн, расширить посевы многолетних трав с 1,6 до 3,9 миллиона га, поднять площадь обводненных пастбищ с 43 до 61 миллиона га. Уже эти три задачи отодвигают от программы кооперативы. Почему? Потому, что обычно сельхозкооперативы создаются на базе личных подворных хозяйств. ЛПХ по-другому. Как правило, их размеры – это площадь двора, которую занимает один хозяин. Если земля у него есть, то она занята под товарную культуру, а не под корма. Пастбищные земли общие. Всё. Ничего больше нет. Выживать будут лишь те кооперативы, которые собрались вокруг сильного лидера. Что, в принципе, происходит уже и сейчас. Сможет ли Казахстан завалить Китай мясом и чем нам это грозит

Корма занимают две трети в цене мяса. Если государство не будет их субсидировать, то планы, скорее всего, так и останутся планами.

С другой стороны, у Казахстана есть все возможности поддержать АПК. Даже в самый худший год мы производим 7 миллионов тонн зерна, которые не знаем куда девать. Чтобы толкнуть их за рубеж, ведутся многочисленные переговоры. Если пустить зерно на корм скоту, его хватит, чтобы получить более 1 миллиона тонн мяса на 5 миллиардов долларов, уверены эксперты мясного союза. Одно это способно закрыть все планы МСХ.

Дешево и длинно

Селу нужны длинные и дешевые деньги. Это задача № 4. Надо повысить доступность финансирования. А учитывая, что проекты в АПК окупаются обычно дольше, чем в других отраслях, то надо и документы госпрограммы расписывать на 10–15 лет. Например, как это было сделано с программой птицеводов. Другие ресурсы – земли, технологии, кадры – в принципе, есть. Но у крупных хозяйств.

Как свести вместе АПК и банки? Кто будет заниматься поддержкой экспорта, развитием сельских территорий и социальной инфраструктуры?

Сразу встает вопрос технического регулирования и реформы налогообложения. Все это в компетенцию МСХ не входит. Но все это интересует предприятия отрасли. Сможет министерство решить вопросы – программа заработает. Не сможет – снова все будет под вопросом. Это уже задача пятая. С/х его знает: почему в Казахстане субсидии развращают крестьян

И цена вопроса

Сколько все будет стоить и кто за это заплатит? МСХ пока не знает. По крайней мере, не говорит. Но расходы можно прикинуть. В пока действующую Государственную программу развития АПК на 2017–2021 годы было заложено 3,1 триллиона тенге. В том числе из бюджета 2,2 триллиона. На каждый год по 500–800 миллиардов тенге. В новом документе цели заявлены более амбициозные. Да еще с изменением структуры села, развитием инфраструктуры и на больший срок. Получается, расходы можно смело умножать на два, а то и на три. Тогда мы говорим о 6–10 триллионах тенге на 10 лет. Минимум половина, скорее всего, больше, пойдет из бюджета.

И главное, когда будет запущена программа?

Лето – как раз то время, когда закладываются расчеты на бюджет будущего года. Предварительную заявку МСХ сделало. К осени, судя по темпам работы, новый план будет готов. Тогда его и представят. И заложат в бюджет 2019 года.

АЛМАТЫ

Что вас не устраивает в трансляциях ЧМ-2018 по футболу на казахстанских телеканалах?

  • 1. Плохая картинка

    55
  • 2. Невысокий уровень комментаторов

    310
  • 3. Отсутствие сборной Казахстана на турнире

    88
  • 4. Наши трансляции самые лучшие в мире!

    43
  • Все опросы

    Всего проголосовало: 496

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи