Опубликовано: 1600

Акимат и министерство ссылаются друг на друга: почему Ильясу Есенберлину так и не установили памятник в Алматы

Акимат и министерство ссылаются друг на друга: почему Ильясу Есенберлину так и не установили памятник в Алматы Фото - Ильяс Есенберлин с внучкой Асель около школы № 25

На протяжении 10 лет Фонд имени Ильяса Есенберлина пытается сдвинуть с мертвой точки вопрос установки памятника выдающемуся классику казахской литературы в Алматы. Пока инициатива не находит поддержки у чиновников. Обращение к Президенту, городским властям и даже письмо, написанное от лица деятелей культуры, – результатов не дали.

Ильяс ЕСЕНБЕРЛИН, на минуточку, самый покупаемый в стране и переводимый за рубежом казахский автор. Его произведения изданы миллионными тиражами.

Так неужели он не заслужил, чтобы память о нем увековечили в любимом городе?

“А воз и ныне там”

В Алматы, где прошла творческая жизнь Ильяса Есенберлина – здесь были написаны все его знаменитые романы – нет ни одного памятника писателю. Более того, во всей стране единственный монумент автору легендарной трилогии “Кочевники” был установлен в 2015 году в рамках празднования столетнего юбилея на его малой родине – в Атбасаре, и то за счет спонсоров. До этого его родственники инициировали рассмотрение вопроса о появлении такового в южной столице. Но им то отказывали, то выражали полную поддержку, но по факту он так и не появился.

– В 2012 году мы впервые подняли этот вопрос, далее – предложения направлялись в разные годы, – рассказывает “КАРАВАНУ” сын писателя Козы-Корпеш ЕСЕНБЕРЛИН, директор фонда имени И. Есенберлина. – Сначала нам сказали, что все, кто не был рожден в Алматы, не имеют права на установление памятника – такой был закон. Но, видимо, его решили отменить или забыли о нем, потому что, если посмотреть, кому в Алматы их поставили: довольно многие не являются уроженцами города. Отец родился в Атбасаре, попал в детский дом, но, понимаете, там никого не осталось – ни родных, ни близких, и он туда не ездил. В 18 лет он приехал в Алматы и остался, вся жизнь его прошла здесь.

Мы не можем пройти комиссию, которая утвердит, что памятник нужен городу. Говорят, что там есть очередность. Мне сказали, что можно ускорить решение вопроса, если найти спонсора. Мы его нашли в 2016 году, но дело заволокитили. Уже писали и Президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ в виртуальную приемную, получили одобрение. Но снова тишина. В этом году на открытии памятника Герольду Бельгеру подписали обращение деятелей культуры Казахстана об установлении памятника Ильясу Есенберлину, отдали его в руки акиму города Бакытжану Сагинтаеву. Нам обещали проведение комиссии в мае – ее так и не было. До этого ранее она проходила, но вопрос опять не включили в повестку, хотя был утвержден памятник Розе Баглановой. Акимат и минкульт всё время друг на друга ссылаются, на какие-то комиссии, а вопрос так и не решается. Как говорится, а воз и ныне там.

Предложений – не поступало

Помню, как в 2014 году, когда мы познакомились с сыном писателя, запрос к городским властям уже активно прорабатывался фондом. Но в том году комиссия по охране памятников истории и культуры г. Алматы отказала ему, мотивировав тем, что в некоторых городах Казахстана уже имелись улицы имени Есенберлина, и порекомендовав установить памятник в Атбасаре. Всё это время родные не теряли надежды и продолжали обращаться в госорганы. В ответе за подписью акима Сагинтаева от 15 августа 2019 г. сказано: “В городе Алматы именем Есенберлина названа улица, и на фасаде дома № 67 по улице Жамбыла, где жил писатель, мемориальная доска. Вместе с тем в министерство культуры и спорта РК направлено письмо для рассмотрения вопроса об установлении памятника И. Есенберлину в городе Алматы на заседании Государственной комиссии по установлению новых сооружений монументального искусства. При положительном решении комиссии акиматом города Алматы будет проведена работа по установлению памятника”.

А вот что говорится в ответе министерства культуры РК в начале 2020 года: “Безусловно, вклад известного казахского писателя И. Есенберлина в развитие казахской литературы неоспорим, и увековечение его памяти – наш долг. В то же время установление памятников (композиции) осуществляется в установленном законодательством порядке. Решение данного вопроса, прежде всего, требует одобрения идейного предложения со стороны комиссии по установлению новых сооружений монументального искусства, действующей при министерстве. Для включения вопроса в повестку дня заседания данной комиссии акимату необходимо внести предложение в министерство о намерении сооружения памятника с подтверждением финансирования. В случае одобрения идеи на втором этапе на рассмотрение указанной комиссии представляется рабочий проект памятника в сопровождении сопутствующих материалов, в том числе решение об отводе земельного участка. Отведение земельного участка, согласно действующему законодательству, является компетенцией местных исполнительных органов, в данном случае – акимата города Алматы”.

В марте этого года известные деятели культуры обратились к акиму города Алматы Бакытжану Сагинтаеву с просьбой поддержать инициативу по установлению памятника Ильясу Есенберлину. Среди подписавших обращение – Олжас Сулейменов, Мурат Ауэзов, Дулат Исабеков и другие.

– Ильяс Есенберлин – самый активный писатель-прозаик, который первым открыл в нашей литературе тему “История казахов”, – прокомментировал “КАРАВАНУ” Олжас СУЛЕЙМЕНОВ. – Его роман “Кочевники” пробил эту тему и в кино. Он, как писатель и большой человек, достоин долгой памяти в нашем городе, где развернулось его дарование.

“КАРАВАН”, в свою очередь, также направил официальные запросы в управление культуры г. Алматы и министерство культуры РК, чтобы найти концы и прояснить ситуацию. В первом случае нам ответили, что вопрос по установлению памятника Есенберлину будет внесен на рассмотрение комиссии по охране памятников истории и культуры г. Алматы в ближайшее время. Так, заседание данной комиссии должно состояться… на этой неделе (на момент написания материала – проведено не было. – Прим. авт.)! Ильяс ЕСЕНБЕРЛИН: "Кочевники" и жажда жизни

В связи с этим теперь логичным смотрится ответ, полученный от минкульта: “В соответствии с подпунктом 9 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”, работу по установлению сооружений монументального искусства ведут местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы. В соответствии с действующим законодательством, для установления сооружений монументального искусства местные исполнительные органы направляют предложения об установлении сооружения на рассмотрение комиссии по установлению сооружений монументального искусства (далее – комиссия), созданной при министерстве культуры и спорта Республики Казахстан, с приложением документов, подтверждающих заслугу выдающейся личности и (или) значимость исторического события. При этом рабочий проект сооружения рассматривается комиссией на качественное творческое исполнение, раскрытие портретного сходства и отражение исторического события, и с учетом представленных ситуационной схемы, макета генерального плана сооружения определяется правильное расположение сооружения. 

Одобренные комиссией рабочие проекты сооружений выполняются в размере натуральной величины установления и устанавливаются местными исполнительными органами. При поступлении соответствующего предложения от акиматов об установке данного памятника министерством будет обеспечено его рассмотрение на комиссии в установленном законодательством порядке.

Доводим до сведения, что на сегодняшний день на рассмотрение соответствующего предложения от акиматов об установке памятника И. Есенберлину не поступало”.

“Устал просить”

В качестве места, где памятник писателю, по мнению его близких, гармонично бы вписался в городскую среду, называется сквер одной из старейших в Алматы гимназий – № 25, что на пересечении улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра. Школа носит имя Ильяса Есенберлина с начала 2004 года, ну и вообще является довольно легендарной в городе – ее оканчивал нынешний Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, а также эпатажный российский политик Владимир Жириновский. Там же учились дети и внуки писателя Есенберлина. Сам он жил буквально в 200 метрах от нее и часто бывал в ней.

Гимназия № 25 имени Ильяса Есенберлина в Алматы. Фото Тахира Сасыкова

Гимназия № 25 имени Ильяса Есенберлина в Алматы. Фото Тахира Сасыкова

– Можно было бы создать памятник вроде тех, как у Шамши Калдаякова или Шакена Айманова – посадить на скамейку или на качелю, – продолжает Козы-Корпеш Ильясович. – Я когда-то хотел установить памятник отцу возле дома, где мы жили, но без разрешения городских властей никто на это не имеет права, опять же, без прохождения комиссий: одна должна утвердить, другая – подтвердить.

Я уже устал ходить, просить. Несколько лет назад, когда начался ремонт в 25-й школе, там как раз всё меняли, обновляли, я активизировался. Но вопрос опять завис. В школе есть уголок, посвященный отцу, мы там встречи, мероприятия по книгам проводили. В 2019 году было 50 лет с момента выхода “Кочевников” – к этой дате не успели, думал, хотя бы к 30-летию Независимости, но тоже не успели. Ладно, с датами. Мне обидно, как всё это происходит. Может, это какая-то зависть или не хотят о нем говорить? А может, просто забыли? Я не хочу хвалить отца, но есть же какие-то критерии. Я не против новых памятников, но зачем же забывать тех, кто оставил след в культуре Казахстана?

Книги всенародно любимого писателя переведены более чем на 30 языков мира, их общий тираж составляет около 7 миллионов экземпляров – что является абсолютным рекордом среди писателей нашей страны. В советское время некоторые из его произведений были настолько в дефиците, что молодежь переписывала их от руки.

Чтобы создать свою знаменитую трилогию об истории казахов, Ильясу Есенберлину практически пришлось стать ученым-историком. Он копил материалы, изучал архивы и лишь к 50 годам сел за написание.

В большую литературу он пришел в довольно зрелом возрасте. За последующие 19 лет им были написаны 19 романов и 2 трилогии. Кстати, Ильяс Есенберлин был горным инженером по специальности, участником ВОВ – воевал под Ленинградом, где получил ранение в ногу, из-за которого всю жизнь хромал.

Есенберлин был одним из первых, кто написал о национальной истории. Он внес огромный вклад в развитие литературного казахского языка. Высокую оценку его творчеству дал Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, назвав книгу “Кочевники” “энциклопедией жизни казахского народа”. В этом году впервые будет издано полное собрание сочинений Ильяса Есенберлина при поддержке бизнеса, к которому Президент РК Касым-Жомарт Токаев написал приветственное слово к читателю: “Познать казахскую историю невозможно без глубокого изучения трудов Ильяса Есенберлина… Трилогия писателя “Кочевники” и роман “Золотая Орда” внесли огромный вклад в восстановление нашей исторической памяти. Занимая особое место в казахской литературе, творчество писателя неизменно остается востребованным среди любителей истории и почитателей художественного слова”.

Подтверждением любви народа к его литературному наследию является то, что в этом году 4 частными издательствами переизданы следующие книги: “Кочевники”, “Золотая Орда”, “Лодка, переплывающая океан”, “Влюбленные”. Семья и поклонники творчества выдающегося писателя рассчитывают, что смогут достучаться до чиновников и, наконец, увековечить в Алматы память об Ильясе Есенберлине.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи