Опубликовано: 3700

ВС Кыргызстана - вчера и сегодня

ВС Кыргызстана - вчера и сегодня

Окончание

В правительстве Кыргызстана уже давно начали поговаривать о реформировании вооруженных сил с учетом изменившейся геополитической ситуации в регионе. И военная реформа не заставила себя долго ждать. В 1998 году была создана программа по проведению военной реформы в кыргызских Вооруженных Силах, но назвать ее реформой можно с большой натяжкой. Реформа, в общепринятом смысле этого слова, подразумевает разработку и принятие концептуальной программы, в которой должна быть отображена концепция национальной безопасности, а также составлен каталог угроз, меры, которые должны принимать ВС по их ликвидации, в том числе - реорганизация армии в соответствии с теми целями и задачами, которые она должна выполнять. Но кыргызская военная реформа ограничилась лишь штатной реорганизацией частей и подразделений Министерства обороны. Второй попыткой стало принятие Военной доктрины Кыргызской Республики на переходный период до 2010 года, утвержденной 23 марта 2002 года Решением Совета Безопасности. Согласно ей Вооруженные силы Кыргызстана должны стать профессиональными, в основе которых будут находиться компактные и мобильные подразделения, необходимые для обеспечения безопасности страны и способные быстро реагировать на возможные угрозы. Речь идет о создании сил охраны государственной границы, сил немедленного реагирования, сил быстрого развертывания и сил общего назначения. Данные подразделения должны будут укомплектованы военнослужащими из числа сверхсрочников или контрактников. Силы общего назначения составляют основу Вооруженных Сил Кыргызстана, содержатся в готовности к мобилизационному и оперативному развертыванию в составе заблаговременно созданных группировок. Предназначены для отражения агрессии извне и изгнания агрессора (крупных формирований международного терроризма) с территории Кыргызстана самостоятельно или в составе коалиционных группировок вооруженных сил участвующих государств. Силы быстрого развертывания состоят из органов управления, соединений, частей и подразделений сокращенного состава, содержатся в готовности к доукомплектованию, оперативному развертыванию на заданных направлениях в целях наращивания боевых возможностей группировок сил немедленного реагирования и охраны государственной границы в приграничном вооруженном конфликте любого масштаба, а также для прикрытия государственных объектов, имеющих важное стратегическое значение. Могут применяться самостоятельно или в составе коалиционных группировок Вооруженных Сил участвующих государств. Силы немедленного реагирования состоят из мобильных частей и подразделений специального назначения полного состава МО, ВВ МВД, СНБ, Национальной гвардии и содержатся в постоянной готовности к выполнению задач прикрытия государственной границы, обеспечения развертывания других сил, локализации и уничтожения бандформирований международных террористов в приграничной зоне во взаимодействии с силами охраны государственной границы. Строительство Вооруженных Сил Кыргызской Республики осуществляется в три этапа в соответствии с задачами обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями государства: - первый этап - с 2002 года по 2003 год; - второй этап - с 2004 года по 2007 год; - третий этап - с 2008 года по 2010 год. На первом этапе планировалось: - создание эффективной законодательной базы в области обеспечения военной безопасности в соответствии с изменениями военно-политической обстановки; - завершение оперативного планирования применения и всестороннего материально-технического обеспечения Вооруженных Сил; - совершенствование подготовки сил немедленного реагирования для выполнения задач по противодействию проникновения бандформирований международных террористов на территорию Кыргызской Республики. На втором этапе: - подготовка и содержание Вооруженных Сил, способных после доукомплектования и отправки на место выполнять задачи в вооруженных конфликтах локального масштаба самостоятельно или в составе Коллективных Сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. На третьем этапе: - подготовка и содержание Вооруженных Сил, способных самостоятельно или в составе Коалиционных Вооруженных Сил государств-участников ДКБ выполнять задачи в вооруженных конфликтах регионального масштаба. Главной целью военного строительства в Кыргызстане является создание небольших, горных, компактных и мобильных Вооруженных Сил, оснащенных современным вооружением, военной техникой, обеспеченных материальными средствами для ведения военных действий в условиях высокогорья, способных в короткие сроки гарантированно обеспечить защиту территориальной целостности, конституционного строя, суверенитета и граждан. Этому есть свое объяснение, так как пересеченная местность республики, особенно в высокогорье, резко снижает эффективность не только существующих бригад и батальонов, обученных по советской методике действовать во взаимодействии друг с другом, но и рот, и взводов. В результате Министерством обороны была проведена реорганизация структурных подразделений: вооруженные силы перешли от системы полк-дивизия, к системе батальон-бригада, которые могут автономно действовать в тех или иных направлениях. Но насколько успешно проходит реформирование - сегодня вопрос открытый для дискуссии. Достаточно упомянуть выступление министра обороны на совещании комитета Жогорку Кенеша (Парламента Кыргызстана), когда на вопрос о реформе, он ответил: реформа проходит, в частности, у нас заменены погоны на новые, женщинам разрешили носить брюки, и сейчас мы изучаем команды на кыргызском языке… Конечно, на сегодня Вооруженные Силы Кыргызстана находятся на стадии преобразований. Но ограниченное финансирование армии республики практически сводит к нулю реализацию принятой Военной доктрины. Вместе с тем при недостатке собственных ресурсов наиболее реальным способом обеспечения безопасности Кыргызстана является участие в региональных системах коллективной безопасности. Это понимают в Бишкеке, в результате чего Кыргызстан является членом ОДКБ и ШОС. Однако существующие между республиками Центральной Азии противоречия не дают полной гарантии безопасности Кыргызстана. Поэтому как бы ни старался Бишкек завязывать тесные знакомства со своими соседями и странами Западной Европы и США в надежде получить от них в виде помощи военную технику, снаряжение и обмундирование для своей армии, - и в реформировании Вооруженных сил, и в борьбе с вооруженными бандформированиями, рассчитывать по большому счету придется только на собственные силы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи