Опубликовано: 5700

Везде ходят, всех спасают

Везде ходят, всех спасают Фото - http://www.autoreview.ru, pnevmohod.ru, http://maillist.ru, m43.narod.ru, http://www.tigr.info

Не так давно в Каспийском море морскими бандитами был обстрелян катер, на борту которого находились инспекторы рыбоохраны. Браконьеры стреляли "на поражение", и этот факт заставляет серьезно анализировать ситуацию в акватории.

Стали более агрессивными морские пираты: стрельба из пушек, захват заложников и прочие жестокие и нецивилизованные варианты борьбы за выживание - давно известны миру. И что делать? Ждать, когда прольется кровь тех, кто выполняет свой профессиональный долг? А может быть следует в срочном порядке переоснащаться? В эпоху глобального потепления нередко случаются и катастрофические наводнения, когда тонут не только люди, но и скот, автомобили; сносит по бурному течению рек мосты, затопляет дома и целые улицы, поселки, аулы. Такое не происходит каждый день, но ведь происходит! Если даже в Европе в начале XX века тонули слоны в зоопарке (такой случай зафиксирован в Чехии), то в Алматы, крупнейшем сейсмоопасном и селеопасном городе, рационально иметь в техническом парке ЧС технику для работы в условиях схода сели (или после, для спасения людей из селевых потоков). А в таких условиях поможет лишь тяжелая, бронированная техника. Весомую роль в ратном труде армейцев, как и в спасательных работах бойцов МЧС, способны исполнять машины особенного типа: речь о вездеходах на гусеницах и без, проходимость которых полезна в разных ЧП. Учитывая то обстоятельство, что в Вооруженных силах техника все-таки обновляется, а в нашей армии имеются бронетранспортеры, их можно передавать бойцам МЧС, либо выставлять на аукцион. А вырученные средства тратить на благотворительные цели. Почему нет? Чем мы хуже иных альтруистов? Заглянем в технические словари. Бронетранспортер - боевая бронированная гусеничная или колесная машина повышенной проходимости для перевозки мотострелковых войск к полю боя, для их огневой поддержки, буксировки орудий, транспортировки боеприпасов, эвакуации раненых. Бронетранспортеры имеют герметизированный корпус, оборудованный фильтровентиляционными установками, для защиты от радиационного поражения, биологического и химического оружия, приборы дневного и ночного видения. Машины вооружены 7,62 мм - 12,7 мм пулеметами или 20-мм пушкой и пулеметами, гранатами и противотанковыми управляемыми ракетами. Вместимость бронетранспортера обычно не превышает 20 человек. Имеются авиатранспортабельные и плавающие виды бронетранспортеров (амфибии). Наибольшая скорость движения гусеничных бронетранспортеров до 75 (запас хода 350 - 400 км), колесных 90 -100 км/час (запас хода - до 1000 км). Бронекатер - боевой корабль небольшого водоизмещения с бронированными орудиями, бронированной рубкой, двигательным отсеком. Предназначен для действий в шхерных районах и на реках. Вооружение бронекатера - пулеметы и одно-два орудия калибра 37-85 мм. Бронеавтомобиль - боевая бронированная вооруженная колесная машина для разведки, охранения и связи, поражения огневых средств и живой силы противника. После Второй мировой войны получили развитие бронеавтомобили узкого направления, например, разведывательно-дозорные. Вооружение - пушки, пулеметы и противотанковые управляемые ракеты. Наибольшая скорость движения 90 - 100 км/час. Современные бронеавтомобили - либо плавающие, либо приспособленные к преодолению бродов глубиной до 1,4 м. Броня - средство защиты людей, военной техники, вооружения и оборонительных сооружений от действия пуль, артиллерийских снарядов, авиационных бомб, торпед и поражающих факторов ядерного взрыва. В военной технике используется, главным образом, броня из стали. Стальная броня бывает гомогенная, - с однородными механическими свойствами по сечению и гетерогенная, - с различными механическими свойствами и химическим составом (цементированная, двухслойная, многослойная). Кроме стальной брони, существует броня из алюминиевых сплавов, пластмасс, а также керамических и композиционных материалов. "Плавающие" вездеходы Для передвижения по сильнопересеченной местности с вертикальными, высокими препятствиями (и крутыми холмами) обычные внедорожники не подходят. Однако, и вездеходы с "классической" компоновкой колесно-гусеничного движителя оказываются порой бессильны. Необычное решение проблемы создания "супервездеходов" выдвинули в далеких 20-х годах прошлого века. Были предложены варианты подобных машин с конструкцией "ломающейся" рамы, подобной железной "гусенице", вползающей в гору. Это были "прадеды" так называемых "сочлененных вездеходов". Их отличительная конструкционная особенность - несколько связанных между собой частей, которые свободно могут перемещаться относительно друг друга либо в одной, либо сразу в нескольких плоскостях. Такой вездеход переползает через любое препятствие, как гусеница. Ноу-хау "сочлененного вездехода" тогда занимало фантазию итальянского инженера Павези. Он построил много подобных машин: транспортеров, тракторов, бронеавтомобилей и даже легких танков. В каждой из его машин сочленялись две части, они прижимались друг к другу стальной балкой, специально укрепленной на секциях. Двигатель и коробка передач располагались спереди. Крутящий момент на заднюю секцию передавался посредством карданного вала. Стальные колеса имели увеличенный диаметр (по сравнению с обычными машинами), массивные шины или высокие металлические "грунтозацепы". Однако, первая четырехколесная машина с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами была построена в Англии в 1933 году. В начале 50-х годов в Швейцарии создали трехосную машину "Метрак", состоящую из двух секций, шарнирно связанных между собой. Основанием являлась "средняя ось". На нее навешивались четыре балансира, на концах которых крепились передние и задние колеса. На передней секции, разумеется, была установлена кабина, а также силовой блок, задняя секция предназначалась для перевозки грузов. При помощи системы гидроцилиндров обе секции могли перемещаться относительно друг друга до угла в 30 градусов. Любое из колес было способно приподняться над землей, что давало машине возможность перемещаться по косогору, сохраняя горизонтальное положение. При движении по шоссе средняя ось поднималась, а вездеход двигался только на задних и передних колесах. Крутящий момент передавался на колеса с помощью цепной передачи, находящейся внутри балансира. Уровень виртуозности управления машиной полностью зависел от опыта водителя. В Советском Союзе подобные эксперименты тоже велись - на базе обычной "полуторки". Однако, возникли трудности с конструированием центрального шарнира с приводом на колеса задней секции. Проект закрыли. В данное время существуют сочлененные вездеходы, на гусеничном ходу и на колесном. Но это - весьма немногочисленные экземпляры. Шведский гусеничный вездеход "Haegglunds Bv 206s" в странах СНГ имеет прозвище "Лось". В 1974 году шведская фирма "Haegglunds" выиграла государственный тендер на право разработки и серийного производства легкого сочлененного вездехода с прицепом, полезным для нужд армии, для патрульных подразделений и для спасательных служб. Вездеход получился удачным и быстро стал популярным в Скандинавии, а чуть позже и в США, Канаде и даже - в Китае. Кузов "Лося" - из нержавеющего, морозоустойчивого материала "фиберглас". Головная часть вездехода - четырехдверная, прицеп - с одной "калиткой", со стороны заднего борта. Размеры "Лося" с виду скромные, но в него вмещается до 17 пассажиров, либо 2 тонны груза, он способен ездить по любому типу поверхности, включая так называемые "слабонесущие грунты". Это достигается благодаря широким резиновым гусеницам (620 мм) с кевларовым кордом, снабженным "зубастыми" грунтозацепами и надетым на сдвоенные опорные катки с торсионной подвеской. Благодаря таким "лыжам" машина обладает очень малым удельным давлением на грунт, всего около 0,12кг/м2. В головной секции продольно установлена бензиновая V-образная "шестерка" Ford объемом 2,8 л и мощностью 136 л.с. Сзади к мотору Ford пристыкован четырехступенчатый "автомат" от "Mersedes" и раздаточная коробка. Машина проста в управлении. Конструкция тщательно продумана, обладает отличной проходимостью: извивающаяся в двух плоскостях и прокладывающая себе дорогу четырьмя постоянно гребущими гусеницами, совершенно бесстрашно проходит через канавы, ловко и гибко взбирается на вершины холмов. Мало того, "Лось" еще и умеет плавать! При плавании роль движителя на воде выполняют те же гусеницы, а роль руля - поворачивающийся "прицеп". Но перед этим надо повернуть пробки-кингстоны и на всякий случай включить электронасосы для откачивания воды, просачивающейся в "трюм". "Дьявол" - американская модель двухсекционного вездехода. Плавающий вездеход, у которого каждое колесо крепится на конце балансира и имеет индивидуальный цепной привод. Балансиры могут вращаться вокруг точки крепления к раме - на 360 градусов, а колеса способны занимать самые разные положения, приспосабливаясь к контурам местности. Максимальный просвет у вездехода составляет 1080 мм. Машина способна буквально "перешагивать" через препятствия высотой до 1,5 м и глубиной до 2 м. поочередно перенося при этом свои "лапы-балансиры". Вездеход идет по косогору свободно, не заваливаясь на бок. Для загрузочно-погрузочного процесса машина "садится на лапы", опускаясь на днище. В процессе плавания важную роль выполняет гребной винт. Вездеход "Дьявол" представляет собой некую переходную модель от обычных, колесных конструкций - к "шагающим". "Атака" - российский вездеход, на шинах сверхнизкого давления. "Атака" - один из самых маленьких, выпускаемых сегодня в России вездеходов. Две секции рамы соединены между собой поворотно-сцепным устройством, позволяющим звеньям вездехода складываться относительно друг друга, причем в разных направлениях. Благодаря гибкому "излому" в горизонтальной плоскости машина поворачивает. Закручивание "винтом" обеспечивает ей постоянный контакт колес с поверхностью грунта. В приводе этого вездехода участвует гидравлика, а команды поступают от рулевого колеса, управляющего перепускными клапанами. Сегодня в России выпускаются и более крупногабаритные вездеходы такого типа. Так, например, "Мамонтенок". Линия его рамы проходит почти перед глазами, а шины сверхнизкого давления (0,2 - 0,5 атм.) имеют 1 метр 70 см в диаметре. В его кабину надо взбираться почти как на трактор "К-700", поднявшись на пару ступеней вверх. Специалисты ассоциации "Арктиктранс" начали строить машины такого класса еще в 1998 году. "Мамонтенок" - пятый в этом семействе вездеходов. Агрегатная платформа машины получилась "разношерстной". Однако, здесь соблюден принцип максимальной унификации с серийно выпускаемой техникой. Создатели "снего-болото-хода" - гиганта при сборке шасси использовали узлы полноприводного армейского грузовика "ГАЗ-66". Подобная техника не выпускается серийно, это, скорее, эксклюзивные модели. Но машины себя уже зарекомендовали: сочлененные вездеходы незаменимы в воинских частях, особенно в условиях тундры, непроходимой тайги. Поэтому для спасательных работ МЧС в экстремальных условиях они могли бы очень пригодиться. Ведь именно сочлененная конструкция имеет незаурядные внедорожные "чемпионские" качества, с помощью которых, в случае экстренной необходимости, можно добраться в любую точку на карте. При подготовке материала использованы данные журнала "Моделист-Конструктор" и зарубежные СМИ.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи