Опубликовано: 2300

Верхи, кажется, могут: как пресечь саботаж жилищной реформы

Верхи, кажется, могут: как пресечь саботаж жилищной реформы Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Пошло движение наверху: новенький депутатский корпус, приступив к работе, обратил-таки внимание на саботаж жилищной реформы постылыми председателями кооперативов. Пока до выноса обсуждения на пленарное заседание не дошло – разбирались с реализацией предвыборной программы главной партии страны, но запрос в правительство уже направили.

Фактически авторы документа – депутаты нижней палаты Альберт РАУ, Арман КОЖАХМЕТОВ и Снежанна ИМАШЕВА – перечислили проблемы, о которых мы пишем последние полгода. Председатели КСК и руководство управляющих компаний отказываются передавать новым хозяевам документацию по дому, общедомовое имущество и подписывать акт приема-передачи, а без этого ОСИ (объединение собственников имущества) и ПТ (простое товарищество) не могут начать работать. Компании, специализирующиеся на формировании квитанций об оплате, отказываются без этих документов заключать с ними договор, и все платежи собственников продолжают идти на счета кооперативов.

В общем-то, ради денег эта публика и пошла в отказ. Депутаты считают ответственными в этом нерасторопность куратора ЖКХ от правительства – министерство индустрии и регионального развития, а также местные органы власти: "Считаем, что проблемы с реформированием жилищных отношений ЖКХ связаны также и с инертной позицией местных исполнительных органов. Именно местные исполнительные органы должны поддержать инициативы жителей по переходу на новые формы управления многоквартирным домом… Это не только дискредитирует реформы, но и снижает доверие населения к центральным и местным органам власти".

Вот на это последнее предложение мы бы хотели обратить внимание не только наших читателей, но и больших людей во властных кабинетах – чистую правду написали товарищи, репутация-то зашаталась, и дальше держать паузу нельзя.

Теперь о том, что предлагают авторы запроса правительству в лице заместителя премьер-министра Р. СКЛЯРА.

Депутатский наказ

В первую очередь они хотят усилить роль местных органов власти в продвижении жилищной реформы:

"…прошу Вас поручить акиматам: принять действенные меры и усилить работу по переходу от КСК к ОСИ;

обеспечить содействие вновь созданным ОСИ в решении вопросов управления жилым домом (в том числе посредством предоставления копий технической и иной документации на общедомовые сети и оборудование);

обеспечить эффективное и устойчивое функционирование новых форм управления жилым фондом".

Звучит, конечно, хорошо, но больно общё, не хватает и главного требования: обязать компании, специализирующиеся на формировании платежных квитанций, заключать договор с руководством ОСИ при наличии свидетельства о государственной регистрации, с доверенным лицом ПТ – при наличии протокола общего собрания и договора о совместной деятельности, подписанного всеми собственниками. Требовать от них любые другие документы – запретить.

Напомню, что ровно про это было написано в проекте изменений в нормативный приказ министерства индустрии и регионального развития, но по неизвестным причинам его исключили, и в окончательный вариант утвержденного приказа эта норма не вошла.

За кого топит министр и его команда – сказать сложно, но результативность на этом этапе у них – нулевая.

Ни слова почему-то про это не написали и депутаты, а между тем, только лишив прежних управленцев доступа к деньгам, можно от них избавиться. Ждем решения заместителя главы правительства, возможно, он исправит ошибки и упущения своих подчиненных. Если нет, не сдерживаем себя, пишем депутатам, руководству главной партии страны, в Администрацию Президента. Инструмент действенный – ведь услышали нас и вас народные избранники, сделали первый шаг – направили запрос.

Нужно ответить

Сейчас не станем додумывать, в какие конкретные меры выльется обращение депутатов, повторюсь, подождем реакции правительства. Запрос авторы озвучили 10 февраля на пленарном заседании, 11 февраля он ушел в кабмин, так что в ближайшее время мы должны будем увидеть ответ.

Правды ради скажем, что куратора ЖКХ депутаты в своем обращении потрепали: "Уполномоченный же орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства, издав запоздалые правила по содержанию общего имущества (зарегистрированы в Министерстве юстиции РК только 5 января 2021 года), так и не разработал действенные механизмы для перехода на ОСИ". Ну, наши постоянные читатели знают: про этот механизм мы уже министерским всю плешь проели, только результат – нулевой: никак не хотят тамошние чиновники исправлять свои ошибки. Упоминание их в обращении депутатов считаем делом для собственников полезным, глядишь, убоятся начальства и начнут шевелиться.

Но для успеха жилищной реформы этого мало – край как нужны изменения в Административный кодекс: саботажники обязаны нести ответственность перед государством за учиненный ими беспредел.

Они любят деньги, так и наказывайте их рублем: не передали в срок документацию по дому – штраф 500 тысяч тенге (это порядка 200 МРП). Поверьте, сразу всем жилищным инспекторам станет интересно требовать у нахалов исполнять закон.

Это сейчас на сухую они отказываются идти с проверкой по жалобе, а так… прямая заинтересованность, не подумайте чего плохого. При таком раскладе дело живо пойдет.

Авторы запроса про "законодательные нормы по усилению ответственности за воспрепятствование деятельности ОСИ" заместителю премьер-министра Скляру написали, но, напомню им, по закону они и сами имеют право их инициировать, чего стесняться и ждать, проблема-то серьезная. ОСИ “Красная роза”: почему председатели КСК в Казахстане по-прежнему отказываются передавать дела новым управленцам

Актуальные предложения

Мы, как известно, с пустыми руками в гости не ходим. Раз уж зашли на территорию парламента, то нам есть что им предложить. Напомню политическую подоплеку появления норм, о которых далее пойдет речь. Переносимся в 2016 год, партия "Nur Otan", одержав полную и сокрушительную победу на парламентских выборах, с удивлением констатировала – в стране зреет недовольство, люди устали от жадности и беспредела председателей кооперативов и ждут от власти помощи. Нужно отдать должное партийным функционерам – диагноз они поставили точно, чуть не год на разных уровнях вели беседы и слушали 6 собственников. В результате со всех уголков республики в центр пошли предложения по изменению жилищного законодательства, и как итог появилась новая революционная концепция. Обсуждался проект закона, если помните, очень долго – едва ли не год, депутаты внесли рекордное число поправок – более полутысячи, и в начале прошлого, 2020-го, новые правила обустройства жизни казахстанцев вступили в силу.

Не знаю, на каком этапе и по какой причине, возможно, слишком много ошибок пришлось мажилису исправлять, но остались без внимания, на мой взгляд, крайне важные и полезные для собственников поправки. У нас сохранилась "Сравнительная таблица", подготовленная управлением жилья и жилищной инспекцией города Алматы (от 27.03.2017 г.), в ту пору город возглавлял Бауыржан БАЙБЕК, ныне первый заместитель председателя партии "Nur Otan". Вот какие поправки предлагалось внести в Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях": "Статью 320 дополнить пунктами 6, 7, 8 и 9 следующего содержания:

6. Использование органом управления объекта кондоминиума денежных средств на цели, не согласованные на общем собрании собственников помещений (квартир), – "влекут штраф на физических лиц в размере 20, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 30, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 месячных расчетных показателей".

"7. Нарушение органом управления объекта кондоминиума порядка избрания и/или переизбрания руководителя органа управления, – влекут штраф на физических лиц в размере 20, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 30, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 месячных расчетных показателей.

8. Нарушение органом управления объекта кондоминиума порядка сбора подписей собственников помещений (квартир), равно как подделка подписей и внесение корректировки, – влекут штраф на физических лиц в размере 20, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 30, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 месячных расчетных показателей.

9. Действия (бездействие), предусмотренные частями 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 10-й настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на физических лиц в размере 30, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 40, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 50, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 300 месячных расчетных показателей".

Актуально? Об этом и речь, ничто не мешает вернуться к предложениям сейчас, изменить только в сторону увеличения размер штрафов. Особо про нецелевое использование денег собственников – разработчики намеренно вынесли эту часть из уголовного законодательства: у собственников нет средств нанимать адвоката, чтобы привлечь негодяя к ответственности. Упрощение процедуры в данном случае – прямая помощь людям, о которой они так просили государство.

Законодательство по теме:

Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

Типовой устав объединения собственников имущества

Типовой договор простого товарищества о совместной деятельности

Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания

Закон РК  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства»

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи