Опубликовано: 1400

Век дома не видать: почему в Таразе остановилась государственная программа по строительству жилья

Век дома не видать: почему в Таразе остановилась государственная программа по строительству жилья Фото - Сегодня стройку городка приостановили, ожидая решения чиновников из правительства страны. Фото Шухрата ХАШИМОВА

Коттеджный городок в Таразе никак не могут достроить. Еще в 2017 году в Таразе началось строительство коттеджного городка в новом 15-м микрорайоне города. Индивидуальные жилые дома должны были возводить в рамках государственной программы “Нұрлы жер”.

До конца 2018 года объект должны были сдать в эксплуатацию. Но строительство пришлось заморозить.

Как всё начиналось

Местные власти презентовали проект 15-го микрорайона, согласно которому новый массив уже в 2018 году должен был превратиться в симпатичный уютный городок.

“Новый микрорайон расположен недалеко от центра, потому он станет привлекательным для многих жителей города. Здесь будут располагаться магазины, супермаркеты, кафе, конгресс-холл, атлетический манеж и другие учреждения”, – завлекали граждан чиновники.

Помимо многоэтажных домов и других объектов планировалось разбить целый коттеджный городок из 922 индивидуальных жилых домов. Это жилье собирались выдавать очередникам, которые многие годы ждут земельных участков для строительства ИЖС.

До конца 2018 года планировалось сдать около 250 коттеджей. Механизм реализации программы был следующий. Граждане, стоявшие в очереди на получение участка, должны были заключить договор с государственным банком. Необходимо было накопить на счету сумму первоначального взноса, подать заявление для участия в программе, получить одобрение на ипотеку – и вскоре можно заселяться в коттеджи.

В свою очередь, дома должны были построить подрядные организации, которые заключили трехсторонний меморандум с банком и местными исполнительными органами. При этом потолок стоимости квадратного метра льготного жилья по госпрограмме не мог превышать 120 тысяч тенге. После того, как дома были бы сданы в эксплуатацию, подрядные организации получали из госбюджета деньги, исходя из квадратуры введенного жилья. В общем-то, вполне продуманная и понятная схема. Но она дала сбой.

Цены против госпрограммы

Все сложилось вопреки разработанному сценарию. В 2018 году подрядчики смогли построить лишь около 10 домов, а затем на рынке строительных материалов на фоне просевшего тенге вполне предсказуемо подорожали арматура, металлочерепица, гипсокартон, пластиковые трубы, окна и двери, кирпичи всех видов, шпатлевка, гипсополимер и так далее. Получив деньги из госбюджета по договору, большинство подрядчиков подсчитали расходы и доходы. И по всем раскладам выходило так, что строительство этих коттеджей оказалось невыгодным. Подрядчики получили примерно те же средства, что и затратили, а некоторым пришлось подсчитывать убытки.

– Мы, руководители строительных компаний, подняли вопрос перед исполнительными органами, – рассказывает директор подрядной организации Иван МОКРУШИН. – Либо потолок предельной стоимости квадратного метра жилья по госпрограмме нужно поднять, либо нам всем придется уйти. В акимате проблему пообещали решить в кратчайшие сроки. Как-никак, на кону была реализация государственной программы.

Не тут-то было. Прошло уже почти 3 года, а воз и ныне там.

– За это время материалы выросли в цене еще несколько раз. И реальная цена квадратного метра строительства стала гораздо выше обозначенных 120 тысяч тенге. Даже не знаю, какую цену необходимо обозначить в программе, чтобы строительство жилья было оправданным для подрядчиков, – рассказывает Иван.

Между тем строительные компании за время простоя продолжают нести убытки – ведь для участия в проекте им пришлось брать кредиты в банках, а платежи приходится вносить исправно.

– Наша компания, к примеру, начала воздвигать 33 коттеджа, а сумела завершить только 10, – говорит Иван.

К тому же нужно учитывать, что строительство многоэтажного и индивидуального жилого дома – это не одно и то же. Если в квартиры многоэтажных домов подводятся общие линии инженерных коммуникаций, то в индивидуальные дома – раздельные. И это, конечно, отражается на цене. То есть проект с самого начала был мало-окупаемым.

Эй вы, там, наверху!

Можно, конечно, задаться вопросом: почему же в других регионах сумели-таки построить коттеджи в рамках этой программы? Все легко объяснимо. Для столичного региона и мегаполисов потолок стоимости квадратного метра жилья по госпрограмме был выше. К тому же там не было проблем с коммуникациями. Пока их прокладывали, стройматериалы успели повыситься в цене.

– На сегодня ситуация сложилась весьма непростая: все подрядчики приостановили свою деятельность из-за удорожания строительства, – говорит руководитель отдела строительства Таразского городского акимата Толеген БИБОСЫНОВ. – Проблему невозможно решить на местном уровне, поэтому мы неоднократно обращались с соответствующей просьбой в различные центральные органы. Также руководство областного акимата недавно для решения вопроса отправило письмо в правительство страны – там должны пересмотреть обозначенную цену.

Самое главное во всей этой истории – это то, что решения властей ждут не только подрядчики, но и простые граждане, вкладчики банка, ставшие участниками госпрограммы.

– В Таразе в очереди на получение земельного участка стоят около 70 тысяч человек, – говорит Мокрушин. – Это почти пятая часть населения. Люди мечтают о собственных домах – они звонят, спрашивают о сроках сдачи объектов, даже предлагают свои варианты завершения строительства. Но это госпрограмма, и отступить от утвержденных правил мы не можем.

Чтобы войти в программу, многие люди срочно искали средства для первоначального взноса. Для них собственный коттедж в городке был долгожданной мечтой. И пока остается.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи