Опубликовано: 1300

Трансафганский маршрут

Трансафганский маршрут

Встреча глав Афганистана, Пакистана и Туркмении, которая планировалась на 26 октября в Ашгабате, была перенесена на более поздний срок. Ожидалось, что в ходе этой встречи будет подписано рамочное соглашение между правительствами этих стран по строительству трансафганского газопровода.

Накануне, президент Пакистана Первез Мушарраф обратился с просьбой к Сапармураду Ниязову перенести трехстороннюю встречу на высшем уровне на срок после 20 декабря, по причине формирования нового кабинета министров в стране. "К сожалению, в связи с загруженностью графика работы на родине, не могу покинуть страну в сроки, предложенные Вашим превосходительством. Именно поэтому хотел бы попросить перенести трехстороннюю встречу на высшем уровне на сроки позже 20 декабря 2002 года", - говорится в письме П. Мушаррафа. Неделей ранее, в Ашгабате, по итогам очередной (третьей) встречи руководящего комитета по строительству газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан было принято и парафировано рамочное соглашение между правительствами трех государств (проект подготовлен Азиатским банком развития), которое должно было быть представлено для подписания главами этих стран на встрече 26-27 октября. Данное рамочное соглашение, определяющее дальнейшие шаги государств-участников по строительству трансафганского трубопровода, вытекает из заключенного 30 мая в Исламабаде соглашения Сапармурада Ниязова, Хамида Карзая и Первеза Мушаррафа о проектах газопровода и нефтепровода из Туркмении через Афганистан в Пакистан. Согласно ранее достигнутым договоренностям, до 30 ноября этого года Азиатский банк развития, финансирующий технико-экономическое обоснование газопровода, должен получить от рабочей группы отчет, содержащий сведения по реальным потребностям газового рынка региона и рентабельности строительства (31 июля с. г. АБР, наряду с правительствами Туркменистана, Пакистана и Афганистана, стал четвертым участником проекта). Уже во второй половине декабря АБР предложит компанию, которая будет консультантом проекта строительства. Основой для ТЭО газопровода станет проект, разработанный американской компанией "Unocal", работавшей в Афганистане до 1998 года и вынужденной прекратить работы в связи с активизацией военных действий в стране, а также расчеты туркменских специалистов. Проектируемая труба, с пропускной способностью от 15 до 30 млрд. кубометров газа в год и протяженностью 1460 км, соединит туркменский Довлетабад с Кандагаром в Афганистане и Мултаном в Пакистане. Предполагаемая стоимость строительства газопровода составит $2-2,5 млрд. По мнению афганских и международных специалистов, его сооружение станет жизненно важным для восстановления экономики Афганистана, рассчитывающего получать ежегодно платежи за транзит в сумме $100 млн. Параллельно газопроводу, через афганскую территорию будет прокладываться шоссе, а также другие объекты инфраструктуры. В строительстве трубопровода в различной степени заинтересованы многие страны. Правительство США в последние месяцы неоднократно подчеркивало, что поддерживает проект транспортировки туркменского газа через Афганистан. Американский посол в Туркменистане Лора Кеннеди объяснила эту позицию так: "Реализация этого проекта может оказать решающее влияние на стабильность и благополучие Афганистана, а также позволит увеличить объемы газа и разнообразить маршруты экспорта туркменских энергоносителей". Специальный советник президента по Каспию Стивен Манн в начале этого месяца, обсуждая вопрос трансафганского маршрута, заявил в очередной уже раз, что Соединенные Штаты поддерживают политику "множественности трубопроводов". В свою очередь, российское руководство продемонстрировало относительное спокойствие в ответ на известия о возможной американской поддержке проекта газопровода, отметив, что Москва не станет возражать против подобного проекта, разумеется, "при условии, что интересы России не будут ущемлены". "Мы не можем запретить тому или иному государству выстраивать многовекторную политику, а дальше начинается конкуренция", - заявил не так давно глава МИДа РФ Игорь Иванов. Рассуждая о преимуществах политики сотрудничества в данной сфере, министр привел в качестве примера Каспийский трубопроводный консорциум, с участием Казахстана, России и США, как предприятие, выгодное для всех его участников. "Другое дело, что мы не должны допустить, чтобы нас вытесняли или ущемляли наши интересы", - сделал оговорку И. Иванов. Еще летом президент С. Ниязов предложил "Роснефти" и "ИТЕРЕ", наладившим почти доверительные отношения с руководством Туркмении, участвовать в строительстве трансафганского газопровода в рамках "перспектив сотрудничества сторон по транспортировке туркменского сырья на международные рынки". Кроме того, в прошлом месяце, Россия и Туркмения парафировали в Ашгабате межправительственное соглашение о долгосрочных поставках туркменского газа в Россию. До конца этого года к данному документу будет подготовлен долгосрочный контракт купли-продажи газа между торговой корпорацией "Туркменнефтегаз" и ОАО "Газпром". Контракт по поставкам туркменского газа начнет выполняться с 2005 года (ежегодный объем в 10 млрд. куб. м природного газа). К 2008 году ежегодный объем планируется увеличить до 20 млрд. куб. м, причем Россия заинтересована увеличивать объемы закупок туркменского газа и в дальнейшем (до 2020 года). В том же месяце, Российский министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, что Россия намерена "активно участвовать в разработке углеводородного сырья туркменского шельфа Каспия и строить вдоль берега газопровод". Последний предназначен для транспортировки на север через Казахстан в Россию газа, добываемого на туркменском шельфе Каспия и западе Туркмении. Конкретные предложения по участию в строительстве трубопровода уже поступили от "Газпрома" и "Зарубежнефти". Интерес к туркменским углеводородам и трансафганскому маршруту проявила Япония. На переговорах с туркменскими представителями в Ашгабате, первый заместитель министра иностранных дел Японии Сэйкен Сугиура отметил: "Япония готова рассмотреть возможные формы своего участия в этом проекте, как только будет готово его подробное технико-экономическое обоснование". По словам С. Сугиуры, Япония, как и Китай, Корея и другие государства региона, стремиться уменьшить свою зависимость от энергоносителей, поставляемых из стран Персидского залива. В этой связи, японские власти рассматривают Туркмению в качестве перспективного партнера. Участники трансафганского проекта не исключают возможности продления газопровода до Индии "с тем, чтобы доставлять газ и в другие страны Южной Азии". В этом случае строительство ветки до Индии увеличит общую длину трубопровода еще на 650 км и стоимость строительства - на $600 млн. Глава МИД Казахстана К. Токаев несколько раз высказывался по поводу "коммерческой целесообразности" строительства нефте- или газопроводов через территорию Афганистана с учетом рынка Пакистана и Индии. При этом, министр отмечал необходимость принятия во внимание "достаточно напряженных отношений" между этими двумя странами. В целом, казахстанское руководство пока воздерживается от более конкретных заявлений по поводу своего присоединения к трансафганскому проекту, 764 километра трассы которого должны пройти по афганской территории. Сомнения правительства по данному вопросу объясняются наличием нестабильной политической ситуации в Афганистане и, связанной с этим обстоятельством, угрозой безопасности транспортировки углеводородов. По мнению казахстанских властей, "для транспортировки через территорию Афганистана нефти и газа из Казахстана должен быть восстановлен прочный мир".

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи