... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Реформа на бумаге: госорганы оказались не готовы к инициированным ими же поправками в закон

09.12.2020

Если верить графику одного из районных акиматов Алматы, в моем доме 29 октября прошло общее собрание собственников, а 8 ноября было зарегистрировано объединение собственников (ОСИ). Понятно, что ничего подобного у нас не происходило, но даты на акиматовском сайте говорят об обратном и кого-то наверху, видимо, должны радовать, а иначе зачем вся эта бумажная возня?

О срыве жилищной реформы уже могли догадаться даже самые недогадливые: за 2 месяца до окончания срока в самом крупном городе страны определились с новой формой управления и прошли государственную регистрацию чуть более 200 домов, а всего в Алматы их свыше 8 000. Это не означает, что здесь живут и работают одни двоечники, аналогичная картина – по всей стране.

Напомню, что по новому закону, к 7 января 2021 года в Казахстане собственники имущества в многоквартирных жилых домах должны определиться с формой управления общедомовой собственностью и пройти через процедуру государственной регистрации, в случае с простыми товариществами – уведомить об их создании местный акимат.

Конечно, одной из главных причин, нарушившей планы правительства и собственников, стал масштабный и длительный карантин, с последующим запретом на проведение массовых мероприятий.

Но не только зараза повлияла на ход коммунальной революции: выяснилось, что государственные структуры на каждом уровне и чиновники не готовы, скажем деликатно, у них нет понимания того, как их задумки из закона должны теперь реализовываться в реальной, а не выдуманной жизни.

Мы пишем об этом из номера в номер, не скажу, что всё проходит мимо чиновничьих ушей, но пока никто из них не набрался мужества и не сказал, что срок необходимо сдвинуть на год, а в законодательство внести еще ряд поправок.

Прежде всего, в Административный кодекс, чтобы предусмотреть ответственность председателей КСК за срыв сроков передачи документации и денег по дому. Особо нуждаются сейчас курирующие ЖКХ госструктуры и собственники в принятии специального положения о переходном периоде. Сегодня самым ценным и сложным для получения оказалась информация, вы это можете увидеть из тех ответов, которые мы получили из управления жилищной политики Алматы, создается впечатление, что авторы сами не очень понимают, что им говорить.

“КАРАВАН”: Опишите, пожалуйста, максимально полно процедуру получения ОСИ или простым товариществом оплаты государственной регистрации объекта кондоминиума: куда им обращаться, на каком этапе, какие иметь документы, условия получения оплаты/возмещения оплаты госпошлины.

Управление жилищной политики Алматы: Ст. 31 Закона (“О жилищных отношениях”) предусмотрено, что государственная регистрация объекта кондоминиума в функционирующих многоквартирных жилых домах производится по заявлению инициативной группы, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений.

При государственной регистрации объекта кондоминиума указываются:

1. общая площадь многоквартирного жилого дома, включая земельный участок под многоквартирным жилым домом;

2. состав общего имущества объекта кондоминиума и размер доли в общем имуществе объекта кондоминиума каждой квартиры, нежилого помещения, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности;

3. общая площадь квартир и площадь нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности.

Регистрация придомового земельного участка осуществляется по решению местного исполнительного органа столицы, города республиканского, областного значения и района при подаче заявления инициативной группой, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений, на основании решения собрания.

В свою очередь, прием заявления на регистрацию объекта кондоминиума осуществляет НАО “Государственная корпорация “Правительство для граждан” города Алматы.

От автора: С прискорбием сообщаем авторам данного ответа, что в той же статье, на которую они так лихо ссылаются, указано: “4. Местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения за счет средств местного бюджета обеспечивают государственное техническое обследование функционирующих многоквартирных жилых домов (с определением общего имущества объекта кондоминиума), а также формирование и представление документов для государственной регистрации объекта кондоминиума в соответствии с Законом Республики Казахстан “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество”. Нашим читателям, как и всем остальным собственникам страны, было важно узнать, каким образом они могут реализовать свои права, закрепленные в пункте 4. О чем мы их и спрашивали.

“КАРАВАН”: В соответствии с поправками в Закон РК “О жилищных отношениях” местные акиматы производят расчет минимального размера расходов на содержание общедомового имущества в соответствии с одноименной методикой, утвержденной и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития. На какой стадии находится работа в этой сфере и когда ожидать появления каких-то цифр?

Управление жилищной политики Алматы: В текущем году создана рабочая группа по разработке проекта решения маслихата города Алматы “Об утверждении минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума в городе Алматы”, в которую вошли представители ассоциаций КСК, управляющих компаний и действующие органы управления (КСК, ПКСК и т. д.). При разработке методики минимального размера тарифа по расходам на содержание жилья возник ряд вопросов, которые направлены в уполномоченный орган.

“КАРАВАН”: Смогут ли собственники получить информацию о данных, исходя из которых, сделаны расчеты? Как они смогут это сделать?

Управление жилищной политики Алматы: Расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума – обязательные затраты собственников квартир, нежилых помещений, установленные решением собрания в соответствии с методикой расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методикой расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

При этом методикой расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методикой расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденной приказом министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2020 года № 166, предусмотрено, что на управление объектом кондоминиума включаются следующие расходы:

1) оплата труда за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности;

2) оплата труда исполнительному органу за управление объектом кондоминиума;

3) обязательные платежи в бюджет (налоги, отчисления и другое);

4) банковские услуги;

5) оплата за расчетно-кассовое обслуживание;

6) расходы на содержание офиса (аренда, связь, канцелярские товары, оргтехника и ее содержание).

На содержание общего имущества объекта кондоминиума включаются следующие расходы:

1) дератизация, дезинсекция, дезинфекция подвальных помещений, паркингов и других мест общего пользования объекта кондоминиума;

2) техническое обслуживание, локализация аварий общедомовых инженерных систем (отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, вентиляции) и оборудования объекта кондоминиума, за исключением случаев, когда надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию;

3) подготовка общедомовых инженерных систем и оборудования к осенне-зимнему периоду;

4) обеспечение санитарного состояния мест общего пользования объекта кондоминиума; ОСИ – государство будет навязывать собственникам свои расценки на содержание дома

5) обеспечение санитарного состояния земельного участка придомовой территории объекта кондоминиума (озеленение, посадка, уход, обрезка зеленых насаждений и газонов), санитарная очистка мусоропровода, очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных, уборка листьев, снега и наледи, в том числе с крыши);

6) приобретение, установка, сервисное обслуживание и поверка общедомовых приборов учета;

7) обеспечение безопасной эксплуатации опасных технических устройств, текущего ремонта и локализации аварийных случаев (обслуживание лифтов) по решению собрания собственников квартир и нежилых помещений;

8) противопожарные мероприятия, включая содержание противопожарного оборудования, приобретение и зарядку огнетушителей, осуществление специальных надписей, указателей, оформление планов и схем эвакуации, за исключением приобретения и установки систем противопожарной сигнализации и пожаротушения;

9) текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума (на основании дефектного акта);

10) оплата коммунальных услуг на содержание общего имущества объекта кондоминиума по решению собрания собственников квартир, нежилых помещений;

11) установка домофонного оборудования;

12) техническое обслуживание домофонного оборудования;

13) хозяйственные расходы (приобретение инвентаря, оборудования и другое).

От автора: Приходится приводить ответ из управления целиком, а иначе кто же поверит, что они не ответили на простой вопрос: смогут ли собственники узнать, откуда растут ноги у тех тарифов, которые они насчитают. Похоже, ребятам захотелось защитить свой покой, напрасно, статья 18, пункт 3 Конституции им этого не позволяет, а собственникам помогает: “Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации”.

“КАРАВАН”: Появилась информация об участии акиматов и жилищной инспекции в проведении общих собраний собственников для перехода из КСК в ОСИ или простое товарищество. Опишите, пожалуйста, как проходит этот процесс? Объясните, пожалуйста, как стало возможным, что с участием сотрудников было уже проведено 184 общих собрания, в которых приняли участие собственники из 566 домов?

Управление жилищной политики Алматы: В соответствии с внесенными поправками в действующее законодательство МИО обязаны в срок до 7 января 2021 года обеспечить проведение собраний собственников квартир, нежилых помещений по вопросу избрания членов совета дома и выбора формы управления. В этой связи принята Дорожная карта по реализации внесенных изменений и дополнений в действующее законодательство, утверждены графики проведения собраний собственников квартир, нежилых помещений сроком до 31.12.2020 года.

С учетом введения послабления ограничительных карантинных мер акимами районов города актуализированы графики проведения собраний собственников квартир, нежилых помещений. Мобильными группами на ежедневной основе проводятся разъяснительные работы с предоставлением всех необходимых документов (типовые формы протокола, устава, договоров и т. д.) путем принятия участия на собраниях собственников. В свою очередь, все контактные данные сотрудников мобильных групп размещены на официальных страницах управления, районных акиматов. Более того, организовано более 50 выступлений и публикаций в СМИ по разъяснению законодательства. Также разработаны информационные буклеты, которые раздаются среди населения. На сегодняшний день мобильными группами проведено порядка 1,3 тысячи собраний с охватом 3,4 тысячи МЖД, зарегистрировано 82 ОСИ и выбрано порядка 168 ПТ как новой формы управления.

“КАРАВАН”: Могут ли собственники самостоятельно пригласить инспектора или сотрудника акимата для участия в “учредительном” собрании? Как они могут это сделать?

Управление жилищной политики Алматы: В соответствии со ст. 42-1 Закона (“О жилищных отношениях”) собрание созывается по инициативе совета дома, доверенного лица простого товарищества либо по требованию ревизионной комиссии, либо по требованию не менее 10 процентов собственников квартир, нежилых помещений, либо по инициативе жилищной инспекции. При этом все собственники квартир, нежилых помещений уведомляются не менее чем за десять календарных дней о дате проведения собрания индивидуально, а также посредством электронной почты или сотовой связи и путем размещения объявления в общедоступных местах. В этой связи инициаторам собрания необходимо своевременно уведомить заинтересованные государственные органы о предстоящем собрании.

***

Думаю, вы заметили, как много воды и мало смысла в том, что посчитали нужным сообщить через нашу газету собственникам поставленные на это чиновники. Вот так работаем, вот так и живем… Понятно, что на этом мы не остановимся и переадресуем вопросы куратору от правительства, может быть, там знают правильные ответы на них.

Законодательство по теме:

Закон РК «О жилищных отношениях» 

Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума 

Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума 

Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

Типовой устав объединения собственников имущества

Типовой договор простого товарищества о совместной деятельности

Порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума    

Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания