Опубликовано: 2500

Путь в оффшорную зону через Казахстан

Путь в оффшорную зону через Казахстан

Казахстан теряет миллиарды долларов при совершении международных сделок иностранными компаниями, работающими в республике.

Пользуясь своим выгодным положением здесь, представители иностранных компаний идут на все, чтобы как можно больше выкачать не только углеводородные запасы из наших недр, но и живые деньги. И это у них неплохо получается. Впрочем, все договоры, подписанные с иностранными инвесторами в период становления нашего суверенного государства, были выгодны в первую очередь им, а не нам. Да и сегодняшние казахстанские законы как ни странно играют на руку также им. Определенная доля поставляемых товаров и оказываемых услуг на предприятиях нефтегазового сектора экономики приходятся на поставщиков, зарегистрированных в оффшорных зонах. Об этом факте до последнего времени наши органы умалчивали, храня чужие секреты и делая вид, будто все у нас прекрасно. И лишь громогласное заявление федерального бюро расследования Америки о том, что в ближайшее время ожидается крупная утечка капитала из Казахстана, заставило наших отечественных блюстителей порядка и надсмотрщиков за государственной казной снять "розовые очки". И признать, что такая обеспокоенность существует. Причем, речь идет о нефтегазовом секторе, где проворачиваются крупные операции, завозится огромное количество дорогостоящей аппаратуры и оборудования. В этих условиях роста экспорта, импорта становится актуальной проблема защиты государственных доходов от различного рода манипулирования экспортными ценами. Но сделать это крайне сложно, или почти невозможно. Даже казахстанский закон о трансферте, вступивший в силу в прошлом году, и то играет на пользу иностранцам. Наши органы не могут его даже применить, хотя речь идет о переводе иностранной валюты из одной страны в другую. Казахстанские налоговые службы не в состоянии проконтролировать международные деловые сделки, совершаемые иностранными инвесторами на территории страны. Начальник налоговой инспекции по Западно-Казахстанской Области Марат Абдрахманов связывает это с отсутствием нормативных актов, регламентирующих порядок совершения импортных сделок. Иностранные компании продают наше углеводородное сырье кому хотят и за сколько захотят. Вот только один пример. В феврале отпускная цена конденсата с Карачаганакского месторождения для Южно-Уральской промышленной палаты составила 47 долларов, а вот фирме Моленуом в это же время это же сырье было продано по цене 28 долларов. И это при том, что Казахстан, имеющий свою долю в Карачаганкском проекте, вроде бы контролирует ситуацию. На деле разница в ценах составила более40%. Вот и получается, что даже в случае реализации одинакового объема конденсата ежемесячно объемы поступлении в бюджет от этого будут меняться и колебаться. В месяц, по словам Абдрахманова, налогооблагаемая база из-за этого занижается на 1,9 миллионов долларов. За четыре месяца нынешнего года потери доли республики по Основному соглашению по разделу продукции (ОСРП)составили 1, 3 миллионов долларов. Соответственно на 18 миллионов долларов занижается налогооблогаемая база по корпоративному налогу и НДС. Это то, что мы имеем только при продаже продукции, а сколько мы теряем от того, что иностранные компании завозят на месторождения дорогостоящее, давно устаревшие, с истекшим сроком эксплуатации аварийно-опасное оборудование и технику по завышенным ценам. А так как у нас в стране аналогичного оборудования просто нет, то нет возможности и выяснить истинную цену данного оборудования. Ситуация с ценообразованиями импортных сделок для казахстанских органов темный лес, узнать сколько стоит тот или иной товар и сколько он должен стоить на самом деле у нас почти невозможно, ибо в стране отсутствует база данных по ценам идентичных заморским товаров. В конечном итоге мы сталкиваемся с тем, что участники международных деловых сделок в результате умышленного применения трансфертных цен занижают объем инвестиции в нашу экономику. Казахстанские органы при выявлении подобных фактов не имеют возможности корректировать доходы от сделок, так как ОСРП написано только в пользу иностранных разработчиков Карачаганака, казахстанская сторона здесь оказывается беспомощной защитить хотя бы собственные интересы. Данное обстоятельство дает возможность иностранцам вовсю пользоваться казахстанским законом о трансферте, перекачивая валюту из Казахстана в другие страны. И то заключение, которое сделало ФБР США о том, что в ближайшее время из Казахстана произойдет крупная утечка капиталов, полностью подтверждается. В нынешнем году объем основных инвестиций на Карачаганаке составит 1миллиард 264миллионов долларов. Из них 900 миллионов долларов приходятся на консорциум ССС-Сайпем. Последний уже освоил около половины этой суммы. А вот как, это уже другой вопрос. По данным Информационного Телевизионного Агентства, подразделение ФБР США по предупреждению мошенничества "Феникс" получило письмо, в котором один из чиновников Нигерийской национальной нефтяной корпорации просит у адресата помощи в переводе за границу денег, полученных от итальянской нефтяной компании "Сайпем" и ее дочерней компании "Снампрогетти". Вина "Сайпем" в этой истории пока не доказана, однако подразделение "Феникс" все же не советует всем потенциальным участникам подобных сделок заключать контракты, в которых фигурирует эта итальянская компания, но при этом предлагает информировать ФБР о поступивших предложениях. В этой ситуации ФБР выразил свою крайнюю заинтересованность и намерено и далее отслеживать ситуацию. А нашим органам ничего не остается как поддержать американцев в их благом начинании. По данным начальника налогового комитета по Западно-Казахстанской области Марата Абдрахманова, через оффшорные зоны вывозится значительная доля Карачаганакского капитала, чем наносится ущерб не только экономике Западно-Казахстанской области, но и республики в целом. А потому казахстанские налоговые органы считают, что вопрос пересмотра ОСРП настолько актуален, что пора бить в колокола. Нужно соблюсти баланс интересов. В противном случае Казахстан потеряет слишком много.

[X]