Опубликовано: 2000

Пуститься в расход

Пуститься в расход

Учебный год завершен. Выданы аттестаты зрелости, сыграли оркестры на выпускных балах. Приемные комиссии ждут абитуриентов, бывшие дети готовятся к поступлению, а остальным следующее 1 сентября станет гонгом к продолжению школьной учебы.

Между прочим Расходы на образование, выделенные государственным бюджетом РК в этом году составляют 142,1 миллиарда тенге. Согласно ст. 30 Конституции Казахстана, каждый гражданин имеет право на получение бесплатного среднего образования. Несмотря на темные годы, после развала Союза, система среднего образования в нашей стране худо-бедно уцелела и продолжает работать и развиваться. В этом году из госбюджета выделен 5,1 млрд. тенге, в том числе 3,9 млрд. тенге - на строительство сельских школ, 0,5 млрд. тенге - на обеспечение гарантированного норматива сети государственных учреждений образования. В Казахстане имеется альтернатива государственному среднему образованию - частные школы. Однако, не вдаваясь в подробности, что тому виной скажем, что подавляющая часть родителей, обучает своих детей именно в государственных, а не частных школах. К примеру, всего в Алматы - 241 школа. Ежегодно в них обучается почти 200 тысяч человек. 175 школ из этого числа - государственные. В них обучается 187 тысяч человек, что составляет 94% от общего числа алматинских школьников. Около 12 тысяч детей обучается в 66 частных школах. Из бюджета Алматы на содержание школ в этом году выделено 4 миллиарда 323 миллиона 37 тысяч тенге. Распределение этих денег производится райфинотделами народного образования (приблизительно по 25 миллионов тенге на государственную школу). Прокуратура подметила, что эти самые райфинотделы, не требуют особой отчетности с руководств школ, получающих деньги. Контроль осуществляется только по факту приема отчетов. То, как в действительности расходовались государственные деньги, известно лишь тем - кто их расходует. Всеобуч Слово, навевающее ностальгически-непонятные ассоциации. При социализме так называли государственную политику претворения в жизнь обязательного среднего образования. В Казахстане, согласно Конституции, получение среднего образования также обязательно. В рамках программы казахстанского всеобуча, мониторится количество детей школьного возраста, контролируется посещаемость ими учебных заведений. Для детей, из семей с проблемами, программой всеобуча предусмотрены различные льготы и денежная помощь (!). Для того чтобы получать эту самую материальную помощь из дотируемых государством фондов всеобуча, необходимо соблюсти несколько формальностей. В частности, требуется заявление родителей на получение этой помощи. И вот какие факты выявлены на поверку работы этого самого всеобуча в алматинских школах. В СШ №№90, 54, 43, 156 Жетысуского, и №68 Бостандыкского районов, материальная помощь выделялась без заявлений родителей, или по заявлениям людей, не имеющих никакого отношения к детям. Нет документов, подтверждающих тяжелое положение семей, которым якобы оказана помощь. СШ №2. Не подписаны соответствующие договоры о материальной ответственности (то есть непонятно, кто конкретно, будет нести ответственность в случае каких-либо финансовых нарушений). СШ №67. Директор - Степанова Ж. Деньги расходовались без подтверждающих документов. Комиссия, во главе с директором приняла решение о выделении 70 тысяч тенге на питание 47 учащихся в летнем пришкольном лагере. В протоколе комиссии говорилось, что все документы, подтверждающие тяжелое материальное положение - в наличии. Однако их не было. При этом из 17 детей на которых есть подтверждающие документы, в лагере был только один ребенок. Тут следует весьма занимательная деталь: по документам от директора, в лагере питались все 47 детей в течение 21 дня, включая 31 июня (!!!). Этого числа в помине нет на календарях, а в отчете об использованных деньгах эта дата есть. Родители 6 детей, из якобы посещавших лагерь заявили, что им никто и не предлагал такую возможность. Доказано незаконное списание 18 643 тенге. Еще 5 460 тенге списано на школьное питание - 5 детей, состоявших в списках, питания не получали. Платные образовательные услуги Количество точек предоставления таковых услуг растет, как грибы после дождя. Еще бы - вполне законный прикорм преподавателям, получающим почасовую зарплату. Под формулировку "платные образовательные услуги" подпадают факультативы, дополнительные занятия по основным, или дополнительным дисциплинам. Между школой, предоставляющей эти услуги, и родителями учеников должны быть заключены договоры. Только по Алматы, таким образом прирабатывает, 42 школы. Предполагается, точнее должно быть так, что все деньги, получаемые от платных услуг падают на специальный текущий счет "Средства от платных услуг". Туда же, в идеале, зачисляются средства о спонсорской и благотворительной помощи. Однако жизнь в очередной раз доказала, что идеал - недостижим. Факты: В СШ №1 Ауэзовского района Алматы за платные услуги фактически поступило 1 млн. 100 тысяч тенге. И только 90 тысяч было зачислено на спецсчет. Остальные деньги прошли по бухгалтерии налом, через кассу школы. Из них выплачивали премии учителям, зарплаты сотрудникам - делопроизводителю и координатору. Сегодня эти нарушения пресечены, а бухгалтер уволена, но она ли одна виновата, и кто вернет истраченные деньги? В СШ №97 Алматы непонятно кому и за что была выплачена ставка бухгалтера из сумм полученных за платные услуги. В СШ №72 Алматы все заявления на получение платных услуг, якобы от родителей, заполнены одним почерком. По указанию Департамента образования Алматы, в школах, оказывающих платные услуги, должны стоять кассовые аппараты с фискальной памятью. Якобы благотворительность Руководители государственных учреждений образования взяли в привычку жаловаться на ничтожные бюджетные подачки, из-за низкого размера которых это самое среднее образование находится известно где. Соответственно, под соусом глобального обнищания в школах создаются, разрешенные законом фонды, которые призваны аккумулировать деньги от благотворительности. Однако… И снова г. Алматы. Казахстанско-российская гимназия №38 им. Ломоносова Бостандыкского района. При школе действует фонд "Росток". Родители учеников обязаны вносить по 2000-3000 благотворительных тенге в этот фонд. Якобы деньги уходят на обучение детей (?) и тратятся (что более похоже на правду) на нужды гимназии. При поступлении ребенка в 1 класс этой школы, родители обязаны внести по 3000 тенге, как вступительный взнос. Школа №15. При ней организован и действует фонд "Билим". Родительское собрание постановило взимать с вновь прибывших детей от 7500 до 15000 тенге. Родители старичков постановили, и молодые платят. Точнее платили. В данном случае была нарушена ст. 107. п.1 Гражданского Кодекса РК. СШ №№ 67, 39, 136 г. Алматы. Установлены факты незаконных сборов с родителей в фонды классов. Инициаторы, как правило, директора школ. В СШ №67. Ежемесячно в фонды классов с родителей собирали по 100-250 тенге. В марте-апреле от 300 до 700 тенге. В СШ №136 с учеников школы ежемесячно собирается по 50-100 тенге на охрану школы. При этом между самой школой и охранным агентством заключен договор, а деньги с учеников под устное требование собирают классные руководители, затем сдают их завхозу. Дальнейшая судьба этих денег неизвестна. Кстати, практически нигде не отражен такой интересный пункт доходов школ с предоставления своих территорий в аренду кому-либо. Хотя таковые факты сплошь и рядом. Тут следует заметить, что руководства школ не имею права отдавать в аренду свои площади. Между прочим Предоставление школьных площадей в аренду, без договора с департаментом коммунальной собственности, является незаконным. В государственном бюджете 2003 года расходы на образование в РК составляют 142,1 млрд. тенге, в том числе в республиканском бюджете - 20,9 млрд. тенге, за счет средств местных бюджетов - 121,2 млрд. Возможно, повторяю, возможно, этих денег школам на решение своих проблем не хватает. К примеру, на текущий ремонт алматинской СШ №142 2003 году бюджетом выделено 400 тысяч тенге. Сумма невелика, но этот факт не дает права руководителям школ, которые (кстати), не являются госслужащими, на поборы с родителей учеников. Все вышеперечисленные факты, были выявлены прокуратурой Алматы во время плановой проверки заведений среднего образования южной столицы. Еще не законченной заметьте, проверки. Но тут есть один нюанс. Проверка эта коснулась лишь "засвеченных", то есть зафиксированных на бумаге нарушений казахстанских законов. А дорогие подарки, вроде видеодвоек от выпускных классов кому-то в алматинской СШ №15, остались за кадром. Да и взятки директорам более-менее нормальных школ, что давно вошли в список родительских привычек, также прошли мимо прокурорского глаза. Так что родителям тех детей, которые уже учатся - не привыкать, а тем, которые в первый класс в первый раз, придется привыкать. Выбора нет. Ведь за все время независимости Казахстана ни один директор школы, пусть даже образцово-показательно, за такие проделки в тюрьму не сел. Все так, шуточки-прибауточки. Может хоть в этом году почин будет.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи