Опубликовано: 2384

Появятся ли призраки государств в Центральной Азии: Кыргызстан

Появятся ли призраки государств в Центральной Азии: Кыргызстан

Другим кандидатом на звание "государства-призрака" Центральной Азии в среднесрочной перспективе может стать Кыргызстан с его нерешенными социально-экономическими проблемами, перманентным политическим кризисом и отсутствием у руководства страны эффективного плана по выводу республики из тяжелого экономического положения.

Итак, сегодня Кыргызстан - это относительно небольшое государство Центральной Азии, граничащее на севере с Казахстаном, на западе - с Узбекистаном, на юго-западе - с Таджикистаном, на юго-востоке - с Китаем. Кыргызстан является практически горной страной. Около 90 процентов территории республики лежит выше 1500 м. над уровнем моря. Главной горной системой республики является Тянь-Шань. Часть южной территории Кыргызстана занимают горные системы Памиро-Алая и Памира. Вдоль подножий Тянь-Шаня расположены предгорные наклонные равнины далее переходящие в наиболее известные Чуйскую, Таласскую и Ферганскую долины. Численность населения Кыргызстана на начало 2008 года по данным Национального статистического комитета республики, составляет 5 миллионов 257 тысяч человек. На сегодняшний день ситуация в республике находится в состоянии, близком к критическому. Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, высокий уровень инфляции. Так, по информации Национального статистического комитета Кыргызстана инфляция в республике по итогам 2007 года составила 20,1 процента. По заявлению министра экономического развития и торговли Кыргызстана Акылбека Жапарова: "…динамика инфляции в 2007 году складывалась под воздействием внешних факторов, выразившихся в росте цен на зерно, нефть и отдельные виды продовольствия на мировых товарных рынках". Другими словами, большая зависимость от внешнего рынка и фактически отсутствие как таковой действующей системы продовольственной безопасности способствовали столь высокому уровню инфляции в республике. Стоит отметить, что 20,1 процента инфляции являются официальными данными, которые могут быть меньше на 2-5 процентов по сравнению с реальной ситуацией в стране. Во-вторых, кризис многих ведущих секторов экономики. И хотя индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 107,3 процента, это не является достижением республики. Достаточно вспомнить, что в 2006 году соотношение с предыдущим 2005 годом было 89,8 процента. Кроме того, не будем забывать, что эти показатели даны в процентах, которые не всегда отображают существующее положение дел. Другим показателем может стать объем продукции сельского хозяйства. Так если сравнить данные за 2001-2007 годы, то в целом складывается благоприятная картина. Объем продукции сельского хозяйства в 2001 - 2007 годах (в постоянных ценах)
 % к предыдущему году2007 г. в % к 2000 г.
2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.
Кыргызстан10710310310496102102118
В среднем по СНГ10810299,9108103104102129
Правда, принимая во внимание рост инфляции в последние годы, все высокие показатели сельского хозяйства становятся несколько усредненными, свидетельствующими не столько о достижениях, сколько о плачевном состоянии отрасли. А, учитывая повышение цен на продукцию сельского хозяйства, можно предположить, что в данном случае речь идет не об увеличении производства, а о росте цен при реализации продукции сельского хозяйства. Стоит отметить, что в Кыргызстане тенденция опережающего роста цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными по сравнению с предыдущими годами не только сохранилась, но в 2007 даже усилилась. В-третьих, низкие темпы роста ВВП. Хотя в 2006 и 2007 годах был отмечен рост ВВП - 103,1 процента и 108,2 процента соответственно. Но стоит отметить, что рост ВВП стал возможен за счет сферы услуг и строительства. Основные отрасли экономики Кыргызстана (сельское хозяйство и промышленность) фактически остались на прежней позиции, тем самым, ограничив свое влияние на рост ВВП республики. В-четвертых, низкий уровень жизни населения. Рост цен на газ, ГСМ и электричество повлекли за собой подъем цен на другие товары, чья стоимость зависит от тарифов на энергоресурсы. При существующей системе индексации заработной платы, не успевающей компенсировать рост инфляции, многие граждане республики фактически живут за чертой бедности. Средняя заработная плата в республике в 2007 году составила около 110 долл. США (в 2006г. - 81 долл. США). Тогда как стоимость потребительской корзины уже превышает эту сумму. Снижение уровня жизни способствует ускорению миграционных процессов, вынуждая еще больше граждан Кыргызстана искать заработки за пределами страны. Кроме того отмечается постоянный рост числа безработных. Так по информации Департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ процентный уровень безработных к экономически активному населению в 2007 году в Кыргызстане составил около 3,3 процента. Вместе с тем нужно учитывать, что официальная статистика может, как минимум в два раза уменьшать численность данной категории граждан. В-пятых, неблагоприятное состояние социальной сферы. Фактически отсутствие реформ в социальной сфере, уменьшение доступа к системе социальной помощи способствуют росту недовольства среди населения по отношению к правящей власти и проявлению симпатии к оппозиционным партиям и религиозным объединениям. Это в свою очередь отразилось на материальном состоянии наименее защищенных социальных слоев населения: пенсионеров, инвалидов и молодежи. В результате наблюдается картина схожая с Таджикистаном, где рост инфляции способствовал увеличению численности людей, проживающих за чертой бедности, росту трудовой миграции и протестного потенциала среди молодежи. В-шестых, рост трудовой миграции населения. Плачевное состояние кыргызской экономики вынуждает граждан страны искать пути дополнительного заработка. При отсутствии рабочих мест внутри страны трудоспособное население пытается трудоустроиться в сопредельных республиках и других странах СНГ. В-седьмых, плачевное состояние вооруженных сил. Стоит отметить, что Кыргызстан постепенно увеличивает расходы на оборону. Если в 2005 году они составили 30,6 млн. долл. США, то в 2006 году - 34,5 млн. долл. США, а в 2007 - 40,4 млн. долл. США, что составляет порядка 1,3 процента от ВВП республики. Вместе с тем техническая оснащенность вооруженных сил, профессионализм военнослужащих не позволяют утверждать, что армия является гарантом безопасности и суверенитета страны. Существующие в республике российская и американская военные базы хотя и не влияют на внутриполитическую ситуацию, но вместе с тем служат фактором сдерживания для проникновения в страну незаконных бандформирований извне. *** В целом обстановка в Кыргызстане напоминает таджикскую ситуацию, где социально-экономическое положение оставляет желать лучшего. В республике отмечается высокий уровень миграции и низкий уровень жизни населения. Руководство страны в своей деятельности акцент делает на политической компоненте, ставя решение социально-экономических вопросов на второй план. В результате в республике отмечаются регулярные выступления различных общественно-политических объединений и постоянные дискуссии между правительством, депутатским корпусом и общественными организациями, в то время когда страна фактически уже столкнулась с вопросами выживания в следующем - 2009 году. Продолжение следует Фото с сайта http://www.svali.ru

[X]