Опубликовано: 855

Последняя надежда на частников

Последняя надежда на частников

В современных рыночных и политических условиях энергетическая стратегия стран потребителей и производителей углеводородов строится на основе диверсификации источников и направлений поставок.

Одним из потенциальных путей экспорта казахстанской нефти в обход перегруженных турецких проливов, как известно, мог бы стать так называемый Евроазиатский нефтетранспортный коридор, о котором в последнее время достаточно много пишут и говорят. Реализация "паневропейского" (по определению некоторых чиновников ЕК) проекта стопорится как из-за чрезмерно политизированной обстановки, сложившейся вокруг него, так и по причине отсутствия нефти для трубопровода "Одесса - Броды". Украинские власти после продолжительных дискуссий о направлении функционирования простаивающей трубы, на фоне усиливающегося европейско-американского давления, выбрали прямое, то есть "европейское", не получив реальных гарантий (в виде коммерческих предложений или контрактов) от поставщиков сырья. Причем в правительстве явно поспешили и с определением сроков поступления нефти в систему (конец апреля - начало мая). Президент Леонид Кучма в вопросе определения дальнейшей судьбы нефтепровода переложил значительную долю ответственности на кабинет министров. В тоже время его отношение к проблеме "реверс - не реверс" отличалось крайним непостоянством. Справедливости ради надо отметить, что ситуация не была бы такой запутанной, если бы представители стран - предполагаемых поставщиц сырья вели бы себя достаточно открыто или последовательно. Даже сегодня, после принятия украинским правительством решения об ориентации нефтепровода, россияне продолжают обрабатывать украинцев. Несколько недель назад глава "Транснефти" Семен Вайншток объявил, что для России вопрос о реверсе ОБ уже не актуален после того как в феврале были увеличены до 42 млн. тонн в год экспортные мощности Балтийской трубопроводной системы (которые в следующем году достигнут 50 млн.). Почти тогда же руководство ТНК-ВР в лице главы украинского филиала Александра Городецкого отметило, что в настоящее время "Транснефть" уже не может внести в график экспорта объемы нефти, которые могли бы пойти через Броды на Одессу, но "этот вопрос станет актуальным при формировании графика уже на четвертый квартал этого года, а также на 2005-й". В этой связи, считают в компании, "у Киева еще есть шанс зарезервировать в нем 9 млн. тонн нефти для загрузки магистрали "Одесса - Броды". Нервничать украинские власти вынуждают и азербайджанские партнеры. Еще в апреле пресс-служба правительства Украины анонсировала предстоявшее в скором времени (до июня текущего года) заключение соглашения "об условиях поставки и транзита азербайджанской нефти через украинскую территорию". Объемы прокачки до подписания документа оглашаться не должны были, хотя в нем оговаривалась необходимость их ежегодного согласования. Впрочем, тогда же в прессу просочилась информация, полученная от "высокопоставленного сотрудника Минтопэнерго Украины", по которой указанное соглашение предусматривало отправку первых 150 тыс. тонн этого сырья уже в мае, с дальнейшим увеличением транспортировки азербайджанского сырья до 200 тыс. тонн в месяц или 2,4 млн. тонн в год. Вряд ли такие цифры могли быть получены без предварительного обсуждения с азербайджанскими коллегами, но дело в том, что азербайджанская сторона на протяжении последних месяцев, не отрицая возможности сотрудничества с Украиной по проекту, неоднократно публично высказывалась о своем нежелании договариваться "с кем-либо" по объемам, поскольку "всякие обязательства по поставкам ограничивают гибкость и маневренность". Всем понятно, что в ожидании пуска БТД, азербайджанцы озабочены, прежде всего, проблемой обеспечения нефтью этой трубы. Поэтому Государственная нефтяная компания не стала подписывать и новый договор с Россией о транспортировке сырья по трубопроводу "Баку-Новороссийск", предполагавший увеличение объемов с нынешних 2,5 млн. тонн до не менее 5-ти млн. тонн в год. Мало того, азербайджанские власти предложили реверсировать данный маршрут в сторону Баку "для последующей закачки российской нефти в трубопровод "Баку - Тбилиси - Джейхан". Тем не менее, для многих стало неожиданным известие об отказе ГНКАР поставлять сырье по ОБ. На днях президент ГНКАР Натик Алиев заявил: "Азербайджан не будет участвовать в проекте трубопровода "Одесса - Броды" и не намерен присоединяться к нему в будущем". "Украина, - сказал он, - предлагает нам вкладывать средства в проект "Одесса - Броды". Однако мы инвестируем средства в строительство нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" и в таких условиях участие ГНКАР в другом трубопроводе нецелесообразно". Правда, Н. Алиев все же отметил готовность Азербайджана содействовать созданию транзитного коридора для заполнения украинской трубы: "Если кто-либо, например, Казахстан или Туркменистан из-за каких-то своих интересов захотят транспортировать свою нефть по маршруту "Одесса - Броды", мы создадим все условия". Несложно представить себе реакцию на эту новость украинских властей, тем более что меньше трех недель назад президент республики Ильхам Алиев, будучи в Страсбурге, "подтвердил заинтересованность своей страны в транспортировке нефти трубопроводом "Одесса - Броды". Хотя, вполне вероятно, позиция и формулировки руководства азербайджанской госкомпании еще смягчатся, поскольку на переговорах, в рамках ожидаемого будущим летом визита И. Алиева в Украину, тема сотрудничества стран по вопросам топливно-энергетического комплекса должна стать одной из основных. Как бы то ни было, заявление президента ГНКАР, судя по всему, добавило решительности украинским властям. Указом президента, подписанным в прошлую субботу, был упразднен институт специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК, поскольку Александр Тодийчук, возглавлявший эту структуру не смог справиться с главной задачей - привлечь каспийскую нефть в нефтепровод для ее поставки в Европу. Как сообщила пресс-служба президента: "Дальнейшая координация реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора будет возлагаться непосредственно на кабинет министров". Похоже, теперь не только главной, но и единственной надеждой для сторонников европейского направления использования "Одесса - Броды" станет нефть из Казахстана. Однако и здесь далеко не все ясно. С одной стороны, недавно управляющий директор "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин подтвердил информацию о заинтересованности и готовности негосударственных нефтедобытчиков предоставить сырье (до 6млн. тонн) для прокачки по трубопроводу: "Нефтедобывающие компании, работающие в Казахстане, в основном участники ТШО, исходя из коммерческих интересов, провели анализ возможных поставок своей нефти в направлении "Одесса - Броды" в Европу. Исследования показали экономическую эффективность поставок нефти". Правда, ничего конкретного о контрактах вновь сказано не было. К. Кабылдин сообщил только, что заинтересованные экспортеры провели переговоры с владельцами нефтепровода и с возможными потребителями в Словакии, Чехии, Южной Германии и Австрии и сейчас "выходят на коммерческие договоры". При этом управляющий директор особо подчеркнул: "Это не Казахстан поставляет нефть, а частные компании. Нефть приходит на Черное море, на открытый рынок. Дальше, что хотят с ней, то пусть и делают. Их право, куда они ее повезут: в Турцию, Италию, Германию или Чехию". В месте с тем, если верить "Киевским ведомостям", министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник в эксклюзивном интервью изданию сказал: "у Казахстана в этом году не будет свободных объемов для загрузки трубопровода. Я говорю с полной ответственностью, что любые другие заявления на эту тему - блеф". В такой неразберихе очень трудно прогнозировать: пойдет ли на самом деле в текущем году казахстанская нефть по "Одесса - Броды", очевидно только, что российские компании пока не отказались от идеи реверса. По сообщениям чешских СМИ, "Транснефть" выступила против проведения экспериментальной транспортировки 20 тысяч тонн "легкой" нефти в Чехию по принадлежащей ей магистрали "Дружба". Эксперимент должен был оценить перспективы поэтапной прокачки каспийской нефти, которая поступала бы в "Дружбу" из "Одесса-Броды", и российской марки Urals, заполняющей "Дружбу" в настоящее время. По поводу того, что решение "Транснефти" не было продиктовано исключительно экономическими соображениями, сомневаться не приходится. Не так давно Владимир Путин заявил о преждевременности отказа властей от контроля над нефтетранспортным бизнесом в стране. Как отметил российский президент: "Уход от контроля со стороны государства за трубопроводным транспортом на сегодняшний день считаю необоснованным".
Загрузка...

[X]