Опубликовано: 3200

Письма. Лично. На почту

Письма. Лично. На почту

Вопреки заявлениям руководства АО "Казпочта", данная организация работать лучше не стала.

Экспериментально проверив расторопность казахстанской почтовой службы, уверено могу констатировать: сегодня корреспонденция доходит медленнее, чем 100 лет назад. Платить - увольте, за что - извольте? Еще не успело отгреметь эхо критики премьер-министра в адрес совета директоров АО "Казпочта", как высокопоставленные руководители, извиваясь в реверансах и поклонах, от греха подальше снизили себе "неоправданно высокие" "зряплаты". Аж на пятнадцать процентов! Много это или мало - давайте выясним. Средний уровень зарплаты в Казахстане составляет 30 тысяч тенге. Получив на руки такую сумму, простой работяга, как минимум 40 процентов из нее выложит за коммунальные услуги: газ, тепло, свет, водоснабжение и прочий "сервис". Из тридцати тысяч вычитаем сорок процентов и получаем 18 тысяч тенге - на то чтобы нормально питаться, одеваться и не забыть про другие человеческие нужды. Если из этой суммы вычесть еще пятнадцать процентов, то ремень на худеньких штанах придется затянуть еще крепче. Нет, не буду я судить, кому на что хватает сейчас и хватит потом, к тому же все это и без моего "вмешательства во внутренние дела государства" известно. И еще известно, что большинство поставщиков данных услуг - национальные компании, с известной долей государственного вложения и контроля. А это значит, что государство не только выплачивает, но тут же и забирает большую пачку денег из кармана рядовых граждан. Теперь вспомним и о том, сколько до недавнего времени получало руководство казахстанской почты. Тоже тридцать тысяч, только как минимум и максимум - "непатриотических" единиц. Никого, в принципе, это не задевает, так же как и не стоит вопрос "платить - не платить", по крайней мере, для большинства законопослушного населения страны. А ну его к лешему ввязываться в дебри для большинства непонятных отношений. Зато стоит другой, более важный: "За что платить"? Ведь услуги, некачественно предоставляемые той же "Казпочтой", стоят отнюдь не дешево. Наперегонки с конвертами 20 октября 2006 года в 16.00 мной были отправлены с Костанайского Главпочтамта 10 писем. Самых обыкновенных, с марками и ценами за штуку - от ста до двухсот тенге. Какие обычно отправляют простые смертные. Шесть писем адресовалось по Казахстану, два - в Россию, остальные - Америке и Германии. Одновременно с этим по электронной почте я отправил запрос в головной офис АО "Казпочта" с просьбой предоставить мне регламент доставки почтовой корреспонденции по Казахстану, СНГ и Дальнему зарубежью. Надо отметить, что ответ не заставил себя долго ждать. Пресс-служба работает оперативно. "Согласно общепринятому положению", - как сказано в письме, - "письма по Республике Казахстан доставляются в среднем в три-четыре дня. Срок доставки письменной корреспонденции в страны СНГ - семь-десять дней, в страны Дальнего зарубежья, кроме Китая и Австралии - двадцать дней". Гм, видимо авиапочта у нас до сих пор переправляется посредством голубей... Забавно, но судьбы "писем-соседей", путешествующих в Костанае (два из шести) оказались совершенно разными и одинаковыми одновременно. Одинаковыми, потому что ни одно из них так и не попало в рамки указанных нормативов. Разными - потому что хоть они и были адресованы в соседние дома, расположенные на двух соседних улицах, разница в их доставке стала ошеломляющей. Следует учесть, что улица Алтынсарына и улица Павлова - адреса получателей данных писем - находятся всего в двухстах метрах от Почтамта. Первое письмо, на улицу Алтынсарына, пришло через 5 дней, а на улицу Павлова - через 12 дней после отправки. За это время сам я, волнуясь о судьбе корреспонденции, успел побывать несколько раз в квартире у каждого из потенциальных письмополучателей. После этого следовало бы ожидать, что границу Костанайской области письма пересекут через месяц-два. Однако в Караганду письмо пришло через 2 дня, в Астану и Алматы - 3, а письмо, отправившееся в Петропавловск, адресату доставлено так и не было. Во Владивосток, как ни странно, письмо пришло на три дня быстрее, чем в Москву. Письмо в Германию пришло только сегодня, спустя 3 недели. До Америки конверт так и не дошел... На мои попытки хоть как-то повлиять и разобраться с причиной отсутствия письма у адресата невозмутимая сотрудница Почтамта с легкой иронией посоветовала следующий раз пользоваться телефоном и электронной почтой. Ну, да - логично. Если хочешь написать письмо, то зачем пришел на почту? Пофигизм - самое легкое слово, каким можно охарактеризовать отношение к работе данной особы в синей униформе. Как потопаешь - так и полопаешь Во всем мире, и Казахстан здесь не исключение, почтовые пересылки востребованы. Только вот востребованность такой услуги прямо пропорциональна четкости и скорости работы почты. Об этом говорит опыт реструктуризации зарубежных национальных почтовых операторов. Радикальное улучшение качества услуг повышает объем корреспонденций до 15 процентов в год. Поэтому и работают "там" по-другому. Скажем, между странами Европейского союза более 80 процентов писем идут в среднем 3 дня, а внутри стран ЕС более 95 процентов писем доставляются на следующий день после отправки. У нас же, как мы видим, о такой оперативности в работе почтовиков даже сны не снятся. Хотя, как раз, судя по кое-чьей (отнюдь не из рядовых работников) зарплате, складывается впечатление, что "Казпочта" благодаря высокопрофессиональному руководству своих менеджеров давно уже впереди планеты всей. И письма у нас доставляются вовремя. А народ не шарахается от тарифов и шлет друг другу тяжеленные посылки. Общемировая практика показывает, что доходы руководства национальных компаний, коим, кстати, и является АО "Казпочта", обуславливается как минимум, эффективностью их работы. Судя по тем баснословным окладам, что начисляет себе руководство АО "Казпочта", оно либо не владеет полной информацией и считает, что организация под его чутким руководством цветет как яблоня весной, либо просто игнорирует ситуацию, успевая оторвать себе кусок побольше, да пожирнее. И если на Западе оклады топ-менеджеров крупных фирм и национальных компаний ограничиваются решением совета директоров, то у нас в Казахстане при начислении заработной платы на первый план выходит завышенная самооценка отдельных руководителей, и для материального поощрения "себя любимых" не существует пределов. А не послать ли нам гонца? Понятно, что одной критикой и гневными выражениями тут не отделаешься. Необходимо пересмотреть весь процесс функционирования АО "Казпочта", возможно даже демонополизировать почтовую службу в Казахстане. Вот только произойдет это, явно не завтра. А письма хочется отправлять уже сегодня и знать хотя бы приблизительно, когда их получит адресат. Есть ли у нас возможность как-то контролировать, как-то спрашивать за работу почтовиков? Теоретически - да. В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений АО "Казпочта", ссылаясь на статью 18 Закона Республики Казахстан "О почте", обязывается выплачивать неустойку в размере 3 процентов от стоимости пересылки за каждый день задержки, но не более суммы, уплаченной за услугу. Понятно, что ни один здравомыслящий человек не будет ломать копья за эти копейки (да и подобных прецедентов, насколько мне известно, не существует). Но можно пойти на хитрость. Совершенно необязательно, чтобы реальная стоимость содержимого письма соответствовала объявленной цене. Вы можете оценить обрывок туалетной бумаги в 50 тысяч тенге (предусмотренный законодательством максимум). Цена отправления такого письма будет несколько выше - 4 процента от заявленной стоимости, зато компенсационные проценты (3 процента за день просрочки и 200 процентов за потерю) будут высчитываться, исходя из объявленной вами цены. Размышляя об этом, я невольно подсчитал, на сколько мог бы "наказать" АО "Казпочта" только в ходе своего бесхитростного эксперимента. Два письма из двенадцати могли принести мне более 100 тысяч тенге. Может, попробовать?.. Фото с сайта http://www.kazpost.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи