Опубликовано: 24300

Отсчет времени: системы и календари

Отсчет  времени: системы и календари

В 2008 году в феврале - 29 дней, а не 28. Следующим високосным станет 2012 год.

Отсчет времени - понятие растяжимое, однако, оно все имеет свой предел. Категории времени бывают разные. Все относительно. Тем не менее, все без исключения календари связаны с астрономией, с движением небесных тел, - так было всегда и всюду и тысячи лет назад, и сейчас. В мире существовали и существуют различные системы календарей, в основе которых лежат систематически повторяющиеся астрономические явления. В западных странах, в силу исторически сложившихся обстоятельств, получили наибольшее распространение солнечные и лунные календари. В восточных же странах, где проживает более половины человечества, в календарные циклы включены и астрономические явления планет-гигантов, Юпитера и Сатурна. Отнюдь не случайно над макушками мечетей сверкает лунный полумесяц: в исламских странах религиозная часть населения живет по лунному календарю. Новым этапом в истории, например, японской хронологии стал 1973 г., когда в Стране Восходящего Солнца был введен европейский - григорианский календарь. Герой книги Жюля Верна "Вокруг света в 80 дней" заключил пари, что сможет объехать земной шар за 80 дней. На пароходе, поезде, пешком, на слоне, через горы, пустыни и леса, стараясь не терять ни одной минуты времени напрасно, он все время стремится на восток. Укладывается в 80 дней и несколько часов сверх того, что огорчительно, но его слуга узнает, что в городе "еще вчерашний день", то есть, господин не проиграл. Но как же такое могло случиться, что в родном городе - до сих пор "вчера"? Системы и календари Хронология лежит в основе всех календарных систем, создаваемых человечеством. На разных этапах своего развития многие народы подходили к необходимости создания летоисчисления. Возникали различные принципы и системы подсчета времени. Не удивительно, что часто эти системы были схожи и даже совпадали. Однако, по мере развития общечеловеческой культуры, с образованием целых государств и расширением межгосударственных связей у людей появилась необходимость в общепринятом эталоне исторического времени. С какого момента начинать летоисчисление, отсчет времени, какое явление, факт, событие считать изначальным, основополагающим в летоисчислении? Таким образом, большинство народов брали за основу мифические и религиозные события и представления. Начальная дата системы летоисчисления и последующая система называется эрой. У всех народов широкое распространение имели эры, определяемые периодами царствования династий правителей: в Египте - династии фараонов, в Китае, Японии - династии императоров, в Древней Италии - династии римских императоров. Существует версия, что слово "эра" (aera) буквально означает "исходное число", - соединение начальных букв латинской фразы "Ab exordio regni Augusti", - "от начала воцарения Августа". Как известно, Октавиан Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) в 27 году стал римским императором. Титул "Август" ("возвеличенный Богом") был присвоен ему сенатом - в момент церемонии вручения символов верховной власти. В наше время насчитывается более тысячи эр, куда входят своеобразные кратковременные эры Японии, Китая, так называемые "девизы" (250 - в Японии, 350 - в Китае), когда отсчет ведется по годам правления отдельных императоров. Существуют и более крупные эры, возникшие в отдаленные времена и имеющие продолжение до наших дней. Так, например, эра, ведущая отсчет от "сотворения мира". В мире существует несколько подобных эр, и хронология их не совпадает - ведь у разных народов были и весьма разные представления, религиозные и мифические, о том, как создавался этот мир. Современное летоисчисление на Западе (в Европе и Америке) ведется от предполагаемого момента даты "Рождества Христова". Народы Востока, исповедующие ислам, начинают летоисчисление с так называемой хиджры (в пер. с арабского - переселение), момента переселения пророка Мухаммеда (Магомета) и его последователей из Мекки в Медину. Хронология тесно связана с календарями. Календарь - система счета больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Слово "календарь" произошло от латинского "calendarium", что в переводе означает "долговая книжка". В Древнем Риме должники платили проценты в день "календ" - первых дней месяца, которые приходились ближе к новолунию. Поговорка "отложить до греческих календ" означает срок, который никогда не наступит, т.к. термин "календы" употреблялся только среди римлян. Создание календаря в древности являлось одной из главных (и сложных) задач астрономов. Как известно, любая календарная система основана на движении небесных тел, прежде всего Солнца и самой Земли, время обращения которой вокруг своей оси дает основную календарную единицу измерения времени - сутки, а также спутника Земли - Луны. Однако, в странах Восточной Азии с древних времен при составлении календарей большое значение придавали самой крупной из планет-гигантов - Юпитеру, который примерно за 12 лет (11,862 года) совершает полный оборот вокруг Солнца. То есть, повторяющийся цикл календаря - 12-летний Зодиак. Есть календари, основанные на движении Сатурна и других планет. Основная мера времени - "средние солнечные сутки" - слишком коротка для выражения целого ряда явлений, скажем, возраста человека. Поэтому пришлось обратиться к двум другим единицам - тропическому году (промежуток времени между двумя последовательными прохождениями истинного Солнца через точку весеннего равноденствия, равен 365, 2422 суток) и месяцу (промежуток времени обращения Луны вокруг Земли, равен 29 дням 12 ч 44 мин 2 сек). Таким образом, в зависимости от того, какой принцип положен в основу календаря, определяется и количество дней в году. В применяемом в западных странах современном григорианском календаре, в обычном году - 365 дней, а в високосном году - 366. По лунному календарю в обычном году - 354 дня, в високосном - 355 дней; в лунно-солнечно-юпитерных календарях год может содержать 353, 354, 355, 383, 384, 385 дней. На элементарный вопрос: "Какой сейчас год?" - в разных странах мира можно получить разные ответы! Так, например, в большинстве мусульманских стран 9 ноября 1980 года начался Новый год хиджры - 1401 год, т.е. 1 мухаррам лунного календаря, а по лунному календарю в Иране и Афганистане 21 марта 1980 г. отмечался Новый, 1359 год. Во многих календарях мира Новый год приходится на разные даты. В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии - Новый год всегда будет в промежутке между 13 января и 24 февраля (2008 г.- начался 7 февраля), В Израиле - между 6 сентября и 5 октября. Начало Нового года в Иране связано с днем весеннего равноденствия и приходится на промежуток времени между 20 и 22 марта, чаще всего - 21 марта. В лунных календарях, которые в наши дни имеют распространение главным образом в мусульманских странах, дата начала Нового года не имеет определенных пределов, и может приходиться на любой день года. Все эти (и многие другие) различия в календарях обусловлены как историческими особенностями развития культуры того или иного народа, так и законами астрономии. Неоспоримый астрономический факт, что тропический год не содержит целого числа как средних солнечных суток (365,2422), так и целого числа звездных суток (366, 2422), является существенной трудностью для составления календаря. Звездные сутки составляют - 0,997270 средних солнечных суток. Если бы эклиптика совпадала с небесным экватором, день и ночь всегда были бы равны по времени. Но Солнце только два раза в год пересекает небесный экватор, поэтому только в эти двое суток - день равен ночи. От точки весеннего равноденствия (21 марта) до точки осеннего равноденствия (23 сентября) Солнце проходит за 186 суток, но от точки осеннего равноденствия до точки весеннего - за 179 суток (по календарю простого, обычного года). Мало кто знает, что Вальтер (1430-1504) - нюрнбергский астроном-любитель и Региомонтан (1436-1476) - знаменитый немецкий ученый из Кенигсберга (ныне Калининград) опубликовали особые календари, которыми пользовались в своих плаваниях такие известные путешественники, как Колумб, Васко да Гама, и другие мореплаватели; фактически они являлись "астрономическими таблицами", где указывались календарные даты положений небесных светил. Таблицы были построены на основе геоцентрической системы, тогда это считалось их "ноу-хау". Почитатели Луны и Солнца История астрономии тесно связана с календарями. В древнем мире центрами астрономии на Западе были Вавилон, Финикия, Александрия, Афины, Рим; на Востоке - Индия, Средняя Азия, Китай. Вот имена ученых, заложивших основы этой сложной науки, и их европейских последователей: Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) установил наличие бесчисленных миров и обосновал теорию небесных тел; Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) - ученик и последователь Анаксимандра Милетского, первый указал на движущиеся среди неподвижных звезд планеты; Аристарх Самосский (ок. 320-ок.250 гг. до н.э.) высказал идею о том, что Земля движется вокруг Солнца; Эратосфен (276-194 гг. до н.э.) определил радиус Земли (6311 км) и по праву считается отцом хронологии, так как именно ему принадлежит инициатива создания единой система отсчета времени по годам, а не по династиям царей, императоров, фараонов, жрецов. Тимохарис и Аристил (II в. до н.э.) создали первый список главных звезд, с указанием их положения относительно постоянных точек небосвода, произвели измерения Солнца, Луны (!), изобрели солнечные часы, упорядочили календари. Гиппарх (ок.180-190-125 гг. до н.э.) произвел более точные измерения Солнца и Луны, чем его предшественники, таким образом, открыл явление "процессии" (далее по тексту), вычислил "тропический год", равный 365,242196 средних солнечных суток, обновил звездный каталог, где были даны уже координаты 850 звезд (!), причем впервые звезды были разделены на 6 степеней яркости. Клавдий Птолемей (ок.90 -ок.160 гг. н.э.) написал классический 30-книжный труд (!) "Великое построение", который до нас дошло под арабизированным названием "Альмагест". Он старался упорядочить календарь. Научный подвиг ученого - создание математической теории движения планет. К каталогу 850 звезд Гиппарха Птолемей дописал (вписал) данные еще о 178 звездах, которые сам изучал. Птолемей написал "Географию" в 8 книгах, создал карту мира с координатами 9000 географических пунктов, расположенных от Скандинавии до истоков Нила (в широтном направлении), и от Атлантического океана до Индокитая, - по долготе. Составил карту династий правивших царей. Птолемей - последний в восьмивековой истории древнегреческих астрономов. Ян Гевелий (1611-1687) - польский астроном, наблюдал за планетами, Солнцем и создал "Селенографию" (география - описание Земли, селенография - Луны), в которой были подробные изображения фаз Луны, а также данные им названия ее гор, морей, кратеров. Из них до сих пор сохранились: море Ясности, Тихий океан, Апеннины, Альпы и др. Ян Гевелий издал также "Атлас звездного неба", включающий в себя звездный каталог знаменитого узбекского астронома Улугбека. В родном городе, Гданьске Гевелий построил обсерваторию, откуда открыл четыре неизвестные дотоле кометы! Николай Коперник родился 1 февраля 1473 г. в г. Торунь. Всемирно известный польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира в 1515 г. был приглашен в Рим, где работала комиссия по реформе календаря. После этого он вернулся в Польшу и на берегу Вислинского залива, в городе Фромборке, в одной из башен крепости обосновал обсерваторию, где и проработал много лет, результатом которых стал классический шеститомный труд "Об обращениях небесных сфер", опубликованный в 1543 г. (обоснование гелиоцентрической системы). Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Построил первый телескоп (!), открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятно на Солнце. Галилей активно защищал гелиоцентрическую систему мира и подвергнулся суду инквизиции (1633 г.), вынудившей его отречься от учений Коперника, после чего он оказался в ссылке. Египетские календари Пальма первенства в создании календарей принадлежит древнему Египту. Прообразом почти всех солнечных календарей современной Европы можно считать древнеегипетский календарь, созданный в IV тысячелетии до н.э. (по некоторым данным). Началом года древнеегипетского календаря считался день, когда самая яркая звезда неба - Сириус, - впервые после двухмесячного периода (примерно 70 суток) невидимости появляется на горизонте перед восходом Солнца. Египетские астрономы заметили, что начало разлива Нила совпадает с моментом появления Сириуса, а эти оба явления также совпадают с периодом летнего солнцестояния. Как известно, почти все население Египта проживало, в основном, в долине Нила, а от разлива священной реки зависела хозяйственная деятельность всей страны, и солнечный календарь имел важное значение. Древнеегипетские астрономы и государственные деятели за начало Нового года приняли первый день первого месяца сезона наводнения, а продолжительность года определили в 365 суток! Египетский календарь делился на 12 (двенадцать) тридцатидневных месяцев: (по порядку): тот, фаофи, атис, хойяк, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, пайни, эпифи, месори. После - шли пять добавочных суток. Такой календарь был лучше существовавшего ранее лунного календаря. Однако, в древнеегипетском календаре, увы, ежегодно происходила ошибка! Реальная продолжительность года, или промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия - равна 365, 2422 солнечных суток, или 365 суток 5 часов 46 секунд. В результате этого несоответствия - начало египетского календарного года ежегодно отступало от начала тропического года примерно на ? суток, а в четыре года - на одни сутки. Позднее по этой причине египетский календарь стали называть "блуждающим". Календарем этим пользовались в Египте на протяжении многих веков, хотя попытки его улучшить предпринимались. Календарь Юлия Цезаря Интеллектуальный римский полководец, известный писатель, верховный жрец и государственный деятель Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.) в период своего пребывания в Египте, заинтересовался новинкой - египетским солнечным календарем. Он изучил его, и пришел к выводу, что те реформы календарей, что предлагают астрономы Александрии, заслуживают внимания. Цезарь, как и подобает продвинутым и любознательным деятелям, пришел к выводу о необходимости усовершенствования календарей, таким образом, было принято решение о замене сложного и сумбурного римского лунно-солнечного календаря - новым солнечным календарем. С этой целью Цезарь пригласил в Рим александрийского астронома и математика Созигена и с его помощью разработал, а в 46 г. до н.э. издал закон о новом календаре (надо сказать, что до Цезаря, первоначально, у древних римлян был так называемый лунный год - продолжительностью 354 дня (!), на 11 дней короче тропического года, и для согласования календарных чисел с временами года вставлялся через каждые два года добавочный месяц, содержащий 22 или 23 дня, что всегда вносило большую путаницу, - ведь "вставка" производилась по усмотрению верховного жреца)! Таким образом, пользуясь и правами верховного жреца, Юлий Цезарь сделал поистине великое дело, и не только для своей страны. Итак, в новом календаре год насчитывал 365,25 суток, и не только приблизился к году Сириуса или тропическому солнечному году, но и несколько превысил их продолжительность! Однако, в каждых четырех годах нового календаря насчитывалось 3 года по 365 дней, и 1 год - (високосный) 366 дней (с тех пор, как был введен счет годов "от Рождества Христова", високосными годами стали считать все годы, число которых делится на "4", - 1944, 1948, 2004, 2008, и т.д.). За начало года был принят первый день января, и, чтобы перевести начало римского года на январь, Цезарю пришлось предшествующий год продлить - до 445 суток, вместо 355, после чего уже и начался отсчет по новому календарю. Однако, существенным недостатком юлианского календаря явилось то, что календарный год был на 0,0078 суток (11 мин 23,9 сек) длиннее тропического, равного 365,242196 средних солнечных суток. В результате образовалась разница, равная примерно одним суткам - в 128 лет! Свыше 2000 лет назад Римское рабовладельческое государство включало в свой состав в качестве провинций все южно-европейские и северо-африканские страны, а также многие страны юго-западной Азии. Народы завоеванных римлянами государств имели свои многовековые культуры, свои религии, свои календарные системы, с эрами, праздниками. Среди многочисленных племен скотоводов - кочевников особо выделялся праздник весны, связанный с отелом скота и отмечался обычно в дни весенних новолуний и полнолуний; у оседлых народов - земледельцев праздник приурочивался обычно к сбору урожая. Разные обычаи, разные жертвоприношения - с целью умилостивить богов. На востоке Римской империи, в Южной Палестине праздник с древних времен назывался "пасех", в древнесирийском произношении "пасха", что в переводе "умилостивление духа", со временем стал отмечаться в первое весеннее полнолуние. В разноплеменной и многоязычной Римской империи назревал политический кризис, ощущалось недовольство народных масс. С целью ослабить социальный и антиримский накал страстей римляне сочли целесообразным объявить новую христианскую религию государственной, что произошло в первой половине IV в. н.э. при римском императоре Константине. А в 325 г. Никейский церковный собор принял юлианский календарь и установил единые во всей империи христианские праздничные дни, и, прежде всего, - пасхи. Вычисление дней начала пасхи (пасхалии) было поручено александрийским астрономам, и они учли не только такие астрономические явления, как первое весеннее полнолуние, но и евангельское указание о том, что Христос воскрес "по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели", т.е. - в воскресенье. В IV в. н.э. еще не возникал вопрос о введении единой христианской эры, и у различных народов Римской империи бытовало одновременно несколько эр! Более древней считалась византийская эра "от сотворения мира", начальной датой образования этой эры принято считать 1 сентября 5508 г. до н.э.; в Палестине еврейская эра возникла "от сотворения мира" - 7 октября 3761 г. до н.э.; в Греции имела распространение "эра олимпиад" - 1 июля 776 г. до н.э.; в Вавилоне - "эра Набонассара" - 26 февраля 747 г. до н.э.; в центре Римской империи - эра от "основания Рима" - 21 апреля 753 г. до н.э.; в Армении за начальную дату считали - 11 июля 552 г. до н.э. еврейского летоисчисления. Наиболее распространенной в центре Римской империи была эра со дня правления императора Диоклетиана - 29 августа 284 г. н. э. Однако одновременное существование различных эр и систем календарей затрудняло управление страной. Назрела необходимость введения единой эры! А раз к тому моменту христианская религия у народов Западной Европы стала господствующей, то и установление новой эры связали с датой рождения Христа. Исходным фактором послужило составление пасхалий. Заслуга монаха Дионисия Малого в том, что смог вычислить первый день пасхи (за 248 лет до э. Диоклетиана), дату рождения Христа (278 лет до начала эры Диоклетиана), и соответственно, дату начала новой эры. Продолжение следует Рисунок с сайта http://wikimedia.org

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи