Опубликовано: 2577

О репродуктивных правах в Узбекистане и Казахстане

О репродуктивных правах в Узбекистане и Казахстане

Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны Центрально-Азиатских республик, международных организаций, доступ женщин и мужчин к основным ресурсам здравоохранения остается недостаточным и, по мнению феминистских организаций, дискриминационным по признаку пола.

Узбекистан подписал целый ряд конвенции ООН, запрещающих физическое насилие и дискриминацию в отношении женщин. Республика заявила о своей приверженности к демократии и предприняла определенные меры по защите здоровья нации. Проводятся программы по улучшению здравоохранения, финансируемые Правительством и частично международными организациями, которые, в большинстве своем, доходят до женщин, проживающих в городах. Планирование семьи является одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана и объясняется причинами как медицинского, так и демографического характера. Узбекистан - наиболее густо населенная страна по сравнению с бывшими Союзными Республиками. За последние два года темп прироста населения ежегодно составляет полмиллиона человек. Прогнозируется, что к 2030 году население приблизится к отметке 30 миллионов. Для Узбекистана существует внешняя и внутренняя проблема перенаселения. К внешним относится ухудшение уровня жизни в соседних многонаселенных и, как правило, бедных странах, что может привести к социальным и военным конфликтам, ростy числа беженцев и мигрантов. В этом плане опасность для Узбекистана сегодня представляет положение в Таджикистане и Афганистане. Внутренние проблемы связаны с относительно быстрым приростом населения в самом Узбекистане. Высокая рождаемость, прежде всего характерна для сельской местности и требует особого внимания правительства республики. С ней связаны такие меры, как увеличение расходов на пособия для многодетных семей, на расширение дорогостоящей инфраструктуры дошкольного и начального образования, на развитие услуг здравоохранения и другие. Причем, обеспечивая приоритет социальной защиты населения и недопущения резкого расслоения общества в переходный период, правительство при этом должно избавлять общество от иждивенческих настроений, связанных на протяжении многих лет с возможностью прокормить многодетную семью на одни пособия. Это намного усложняло и без того нелегкую ситуацию в системе социальной защиты населения, которая носила неадресный характер и охватывала почти все население, что снижало ее эффективность. Государственная политика в сфере репродуктивного здоровья реализуется в соответствии с постановлением правительства "О реализации мер по поднятию уровня медицинской культуры в семье, укреплению здоровья женщин, рождению и воспитанию здорового поколения". По рекомендациям данного постановления женщинам рекомендуется рожать с интервалом в 3-4 года. Однако остается непонятным тот факт, почему учащаются случаи стерилизации сельских женщин без их согласия. Ведь стерилизация не относится к тем видам контрацепции, которые позволяют длительное время не иметь возможность зачать ребенка, скорее наоборот, лишает возможности рожать до конца фертильного возраста. Хотя принудительная стерилизация не разрешена по закону, это происходит на практике. Женщины, желающие произвести аборт в гинекологической клинике, могут быть стерилизованы без их согласия по решению врача. Опрос показал, что, особенно в сельских районах, женщина, родившая четвертого или пятого ребенка, может быть стерилизована принудительно. В лучшем случае ей введут внутриматочное противозачаточное средство без согласия. Противоправные факты не обсуждаются общественностью, отрицаются Министерством Здравоохранения и держатся в секрете пострадавшими женщинами. Случай может получить огласку, к примеру, если у стерилизованной женщины умер ребенок, и она хочет вновь забеременеть. По статистическим данным около 62% населения Узбекистана проживают в сельской местности. Уровень медицинских услуг в сельской местности ниже, чем в городе. Одной из причин является отсутствие квалифицированных специалистов. Многие студенты поступают в образовательные учреждения с помощью личных знакомств или дополнительных финансовых вложений на личные нужды работников ВУЗов. В результате, студенты разных уровней способностей получают рабочие места независимо от знаний. Единственным шагом, который сделало правительство Узбекистана, реально действующим по всему миру в сфере планирования семьи, это развернутая программа "Красное яблоко". Листовки, плакаты, рекламные ролики, теле- и радиопередачи, лекции и семинары. Но в 2000 году программа прекратила существование по причине невостребованности средств контрацепции на местных рынках. Стоимость средств защиты от нежелательной беременности оказалась достаточно дорогим удовольствием для населения. В настоящее время в женских консультациях предлагают бесплатно поставить укол, спираль, или дать таблетки. Но бесплатных противозачаточных средств на всех не хватает. Пациенткам приходится покупать их в аптеках. Стоимость гормональных препаратов доходит до 10 долларов, сумма слишком большая для жителей Узбекистана. Иначе складывается обстановка в области защиты репродуктивных прав в Казахстане. Республика декларирует политику в области здравоохранения с особым вниманием, относящуюся к вопросам репродуктивного здоровья. Это вызвано малой, по мнению государства, численностью населения - 15 млн. человек на июль 2004 г. Развитие демографической политики вызвано большим оттоком населения в другие страны. Исполнительная власть даже разработала так называемую демографическую программу, целью которой является увеличение населения страны до 20 млн. в 2010 г. Но в программе нет упоминаний о социальной помощи женщинам по уходу и рождению ребенка, кроме разовой социальной помощи, которую трудно получить из-за большого количества оформления документов. Помимо программы по увеличению численности населения в Республике в области охраны здоровья принято два закона, защищающих репродуктивные права и здоровье граждан - "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" и "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления". Но наличие нормативных актов не дает в реальности действенных механизмов по защите здоровья и интересов населения. Более того, некоторые статьи законов являются гендерно-дискриминационными, а иногда и противоречат друг другу. Например, согласно Закону "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" только женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве (ст. 54, п. 1), а по Закону "О браке и семье" следует, что вопросы материнства и отцовства решаются супругами совместно (ст. 29). В статье 54, п.1 Закона "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" на хирургическую стерилизацию имеют право только женщины, мужская стерилизация не предусмотрена. В городе Алматы были случаи обращения мужчин в Центр планирования семьи с целью проведения хирургической стерилизации, где их просьбу не только отклоняли, но и интересовались наличием справки о психическом здоровье… Если обратиться к закону "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления" с вопросом стерилизации, то картина будет следующая. Согласно ст. 20, п.1 хирургическая стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности может быть проведена в отношении граждан не моложе тридцати пяти лет или имеющих не менее двух детей, а при наличии медицинских показателей и согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей. В итоге получается, что оба закона защищающих права граждан в области репродуктивного здоровья, оставляют неясным вопрос, каким из указанных законов должен руководствоваться медицинский персонал - проводить стерилизацию только женщинам или мужчинам тоже. Абсолютно нерегламентированным законодательно остается вопрос о репродуктивных правах подростков. Согласно закону о репродуктивных правах, родители или опекуны должны давать согласие только на аборт (ст. 21, п. 3). В городе Алматы в Центре планирования семьи подростки могут без ведома родителей бесплатно получать контрацептивы ежемесячно. Гинекологи подбирают средства защиты от нежелательной беременности с учетом индивидуальных особенностей подростка. Остается непонятным, кто будет нести ответственность за подростка в случае побочных действий лекарств, если помощь оказывается анонимно. В некоторых республиках Новых Независимых Государств детям нельзя давать медикаменты без согласия родителей, в том числе и контрацептивы. В Республике Казахстан нет юридических ограничений по выдаче подросткам контрацептивов. Справедливо заметить, что уровень абортов у подростков неуклонно снижается, если в 1997 году количество абортов среди девочек от 15 до 18 лет составляло 13,0 тыс., то в 2002 году их стало 6,8 тыс. Количество обращений девочек за бесплатными контрацептивами превышает количество обращений мальчиков. Врачи объясняют это недостатком информации и эффективных образовательных методик в области просвещения о репродуктивном здоровье. В Казахстане пока нет программ по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, прав и обязанностей специально для мальчиков. В настоящее время в Республике действуют кабинеты планирования семьи в каждой городской районной больнице, это дает возможность женщинам и мужчинам получить анонимную бесплатную консультативную помощь по методам контрацепции с учетом физиологических особенностей обратившихся. Специалисты отмечают, что в период отсутствия финансирования на бесплатное распространение контрацепции, количество абортов не увеличивается, мотивируя этот факт тем, что население стало более информированное в области защиты от нежелательной беременности, а так же материальной доступностью и широким выбором контрацепции. Ситуация в сельской местности намного сложнее. Информация о контрацепции не распространяется на должном уровне, поэтому аборт в сельской местности является основным средством регулирования рождаемости. Сельские гинекологи предлагают в качестве альтернативы аборта ставить внутриматочные спирали, так как на этот вид контрацепции затрачивается минимальное количество денежных средств. Однако внутриматочная спираль имеет ряд противопоказаний, в том числе и бесплодие. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью в 2002-2004 годах осуществляла пилотный проект в четырех регионах Казахстана по защите сексуального и репродуктивного здоровья и прав оралманов. В процессе реализации проекта открыты кабинеты планирования семьи в сельской местности. Основными трудностями, с которыми столкнулись работники в деле просвещения оралманов, стали языковой барьер, низкий уровень жизни и национальные традиции. В ходе проведенного анкетирования было опрошено 2000 человек. По результатам исследования было выявлено, что мужчины нуждаются в большей степени в информации о репродуктивном здоровье, чем женщины. Объясняется это тем, что в сельской местности мужчинам обратиться за помощью не к кому - к гинекологу они, само собой, не ходят. В процессе исследования был выявлен интерес мужчин к методам полового воспитания детей. Традиции и обычаи, доминирующие в сельских районах, не позволяют родителям в должной степени заниматься сексуальным воспитанием детей. По данным статистики репродуктивная ситуация в стране остается сложной. Для ее улучшения в области здравоохранения недостаточно двух законов. Необходимо создание социальных условий для граждан на предприятиях, которые должны отражаться в Законе "О труде". Таким образом, демографическая политика двух республик абсолютно полярна. Каждая стремится защитить права своих граждан. Желание Узбекистана снизить уровень рождаемости без развития социальных условий, образовательных программ будет невозможным. Политика Казахстана в области здравоохранения выглядит наиболее корректно. Созданы условия для планирования семьи, но отсутствует социальная поддержка населения. Вывод один: для достижения желаемого результата в обеих республиках, пусть цели каждой противоположны, нужно создать населению соответствующие социальные условия.

[X]