Опубликовано: 1500

Наш второй хлеб

Наш второй хлеб Фото - http://finance.rol.ru

Как выяснилось, старая истина потеряла актуальность, и наш второй хлеб сегодня - вовсе не картошка, а бензин.

Три недели жамбылцы терзаются вопросом: "Где взять бензин и подешевле?". Только два дня на автозаправочных станциях области он появился, и поредели очереди. Но легче не стало, так как литр девяносто второго уже стоит 90-95 тенге, в зависимости от оператора. Посчитайте, сколько литров можно купить на 1000 тенге, и насколько их хватит, если ваш железный конь потребляет 10 литров на каждые 100 километров? Поэтому сегодня на дорогах области наблюдается заметный спад движения. Многие автовладельцы временно (пока ситуация не стабилизируется) переквалифицировались в пешеходов и пассажиров общественного транспорта, поставив свой транспорт "на прикол". Известно, что бензин в область поставляет ТОО "ПетроКазахстан". Уже на второй день бензиновой блокады в прессе был обнародован комментарий акима Жамбылской области Карима Кокрекбаева, который пообещал, что ситуация должна решиться к 1 октября текущего года. Увы, и первая неделя октября оказалась не лучше двух предыдущих. По-прежнему вместо 500-600 тонн бензина область получает чуть больше 200. И по-прежнему на некоторых АЗС наблюдаются очереди, там, где бензин чуть дешевле, чем у других операторов. Если кто помнит, то цены на бензин начали "задираться" еще в начале августа. Уже тогда при акиматах области и города стали создаваться рабочие группы по мониторингу цен на ГСМ. Тогда же отслеживалась и отпускная цена ТОО "ПетроКазахстан". На многочисленных совещаниях с участием руководителей фирм-операторов неоднократно говорилось о недопустимости роста цен на бензин. Тогда же были зафиксированы случаи необоснованного завышения цен на бензин марки АИ80. Тем не менее, цены ползли вверх, и остановить их могло только чудо. Чуда не произошло. В воскресенье 27 сентября бензин вообще пропал из свободной реализации. Кое-где за городом можно было приобрести 96-й бензин по цене 100 тенге за литр. Что делать пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам? Горючее марки АИ 80 продается только по талонам, да и годится лишь для грузовых автомашин отечественного производства. Бензин марки АИ92 пользуется большим спросом у водителей и потому его найти чрезвычайно трудно. В одном из отдаленных районов области водитель ведомственной "Волги" в сердцах жаловался мне, что в течение недели ни на одной автозаправочной станции не было бензина марок АИ92 и АИ93. - Приходилось заливать в бак восьмидесятый бензин, так теперь карбюратор "полетел", придется менять. А шефу моему без машины никак нельзя - работа у него такая. Кстати, о качестве бензина за все это время мало говорилось, а оно оставляет желать лучшего. Ну нет у нас пока ни одного НПЗ, способного производить действительно высокооктановое горючее, пока это достигается лишь введением в бензин добавок. Кто заправлялся на территории России, подтвердит - там бензин значительно лучше нашего, мотор, что называется, шуршит. Как выходят из положения владельцы автомашин? Подключают старые знакомства, приобретают, если имеется возможность, горючее за большую сумму. Есть также у автовладельцев возможность заправиться до десяти утра или вечером с 19.00 до 22.00. Поэтому обычной стала картина, когда на АЗС с наступлением темноты возникают огромные очереди - как в старые добрые времена товарного дефицита. Вот только нормальной такую ситуацию назвать трудно. Нисколько не прояснила ситуацию начальник территориального отдела региональной инспекции Агентства по защите конкуренции Людмила Черняховская: "При анализе сложившейся ситуации выяснилось, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников. Также причинами нестабильности ситуации являются монополизация рынка нефтепродуктов и дефицит, возникший в период отсутствия запрета на вывоз ГСМ за пределы республики. В этот период экспортировался достаточно большой объем ГСМ, при этом нефтепродукты российского производства не импортировались в страну из-за высоких цен. В настоящее время объемы переработки нефти не достигли уровня, обеспечивающего насыщение рынка ГСМ. В то же время принято решение снять запрет на экспорт бензина, что, наконец, избавит простых граждан от дефицита в столь необходимом нефтепродукте". Мне лично такой витиеватый ответ остался непонятен. А потому я обратилась к одному из операторов по реализации бензина, который популярным языком объяснил мне, что в настоящее время мы все стали свидетелями обычного передела рынка ГСМ. Отсюда и искусственный дефицит горючего - сначала в северных регионах страны, затем в южных, и повышение стоимости на бензин. Как все будет дальше развиваться - увидим. Пока же народ еще не опомнился от шока, полученного в результате пустых табло на АЗС и надписей на колонках "Только по талонам!". Но бензин стал потихоньку появляться. По стоимости на 10-15 тенге выше привычной, так как, по словам руководителей фирм-операторов, повысилась оптовая цена. "Но куда деваться, - разводят они руками, - акимат требует возобновить реализацию". И тут начинаешь верить в то, что любой рынок развивается по определенным законам, когда хорошо налаженная машина начинает сбоить от стороннего вмешательства. И замаячила перспектива в скором времени приобретать литр качественного горючего по цене одного доллара или евро, в зависимости от фантазии поставщика.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи