Опубликовано: 3100

"Мы должны усвоить карантинные уроки, чтобы завтра эти проблемы не стали катастрофой для нашего образования" - эксперт

"Мы должны усвоить карантинные уроки, чтобы завтра эти проблемы не стали катастрофой для нашего образования" - эксперт Фото - Тахир САСЫКОВ

Какие задачи предстоит решить министерству образования

“Открытый урок”, который провел Президент ТОКАЕВ на очередном заседании Национального совета общественного доверия, поставил в тупик и министерство образования, и экспертное сообщество, и руководство школ и вузов. С одной стороны, задачи обозначены жестко и стратегически верно. С другой – не совсем понятно, как их решать.

Повысить стипендию будущим педагогам с 26 до 42 тысяч? Не бином Ньютона. В минфине почешут затылки, поскребут по сусекам – деньги найдут. А вот как повысить требования к абитуриентам, поступающим в вузы на педагогические специальности?

Как из студента сделать Макаренко

Эксперт ЮНЕСКО, директор международного образовательного фонда “Molodium” Василий ШАХГУЛАРИ нервно стучит пальцами по столу:

– Я не понимаю, какими эти требования должны быть. В этом году у нас рекорд: больше 130 тысяч выпускников школ готовы сдавать национальное тестирование. Не исключаю, что очень много случайных кандидатов покажут очень высокие результаты. Видимо, Президент подразумевал какой-то отсев на этапе приема в вузы? В советские времена было собеседование – преподаватели пытались выяснить: есть ли у человека способности стать педагогом?

– А можно в такой беседе понять, что абитуриент станет новым Песталоцци или Ушинским?

– Сразу – нет. Только ближе к концу учебы. Поэтому думаю, что для будущих педагогов просто механически поднимут минимальные баллы в ЕНТ.

– Президент еще сказал, что надо “обеспечить профилизацию вузов и колледжей”, которые готовят педагогов, “через усиление квалификационных требований”.

– Очевидно, он имел в виду специальности, которые уже сегодня в дефиците. И на которых пока нет конкурса. Дистанционка показала, что учитель – не важно, химик, биолог, филолог, историк – должен уметь работать с информационными технологиями. Конечно, нагрузка на него в этом случае возрастает в разы. Мало подготовить учебный материал в рамках программы. Мало адаптировать его к новому формату. Мало донести его до каждого ученика. Проблема в том, что в этом случае труднее понять: усвоил ребенок этот материал или нет. Дистанционка не дала нам ответа на этот вопрос. Скорее всего, Президент Токаев имел в виду подготовку специалистов, которые смогут научить педагогов работать интегрированно, по удаленным методикам. В СССР было высшее заочное образование. Заочники хотя бы на месяц приезжали, чтобы вживую пообщаться с преподавателями и подготовиться к экзаменам. Сейчас такое реальное общение исключено. Хотите сравнение?

– Хочу!

– Заходишь в ресторан – сразу запах еды. А ты ее не видишь.

– Но она же есть!

– В вашем мониторе тоже есть “запах” алгебры, географии или биологии. А что будет на выходе? Мы должны усвоить карантинные уроки прямо сейчас, чтобы завтра эти проблемы не стали катастрофой для нашего среднего и высшего образования. Уже остро необходимы (режет ладонью горло) социопсихологи. В том числе и в сфере образования. Но их у нас вообще не готовят! "Дистанционное обучение - это война между учениками и учителем": что не так с "удаленным" образованием

– Президент Токаев потребовал ужесточить требования к вузам. Цитирую: “Конторам, выдающим псевдодипломы, абсолютно не место в нашей системе. Эту работу нужно завершить решительно и в самые быстрые сроки”. И еще предложил создать некие квалификационные лиги для учреждений образования. Ну, как в футболе – первая, вторая…

(Очень длинная пауза.) По первому пункту. В прошлом году проверили четыре десятка вузов. До суда дела дошли по 3–4. Минобру приходится действовать в правовом поле. Требования прежние: современная материально-техническая база, соответствующая квалификация профессорско-преподавательского состава, трудоустройство выпускников и так далее. Не отвечают этим требованиям – отзывайте лицензии. Насчет рейтинга? Не знаю, кто и зачем ему это подсказал. Вот есть так называемая Лига плюща.

– Знаю. Восемь частных американских вузов. Дорогие, но очень престижные и рейтинговые – Гарвард, Йель, Колумбийский университет…

– Да это просто клуб по интересам, созданный в 1954 году! И над ним нет никакого министерства образования. В последнее время китайские и корейские вузы рвут все международные рейтинги своими выпускниками. Они дают результаты не хуже “плющевских”. А мы для чего лиги создавать будем? Да, у нас есть Назарбаев Университет, КазНУ, Сатпаевский… Но с кем они могут конкурировать?

Уроки иностранного

– Может, действительно надо приглашать к нам зарубежных ученых и менеджеров в сфере образования?

– А они у нас уже работают. И не один год. Правда, ответственность у них нулевая. За все отвечают наши. Варяги, хотя зарплаты у них ого-го какие, всегда ни при чем. Потому что не знают менталитет наших людей, нашего образа жизни. А кто считал их эффективность на прежнем месте работы? Какой у них авторитет в научном мире? Насколько они востребованы на рынке? Почему этот американец или европеец согласился на работу в Казахстане, а не в странах первого мира? Наконец, кто их приглашал? И чем эти гости лучше наших ученых?

– Василий Вачикович, если помните, Петр Первый заарканил в Россию немцев, голландцев, французов, испанцев, шведов, датчан, которые поднимали и науку, и промышленность…

– А тогда Интернета не было (улыбается и разводит руками)! Была реальная дистанционка! Сейчас все данные по людям, технологиям, формату обучения можно найти в Сети. То, что мы плохо используем этот ресурс, – тоже показатель. Возможно, Президент имел в виду именно это? Я предлагаю систему СИГМА-образования.

– Это что за зверь?

– Вкратце: “С” – (растопыривает пятерню) это сила воли, стремление учиться. “И” – интеллект, умение читать, писать, считать (сгибает второй палец). “Г” – голова, где это концентрируется (сгибает третий). “М” – мышление, умение применять навыки (четвертый). “А” – ассоциации, они позволяют мыслить масштабно (сжимает кулак). Вот это – СИГМА. Я давно это придумал, но не знал, что в Корее подобную систему приняли на вооружение, но с другими ценностями.

– Ну, в каждой избушке, как говорится, свои погремушки…

– Я изучал системы образования многих стран мира. Они все разные, никак не связаны между собой, но внутри себя очень последовательные. У нас школы, колледжи, вузы оторваны друг от друга. Разные требования, разные компетенции, разные подходы, разные оценки. Задача для министерства образования – создать единую цепочку. Пока что это – лебедь, рак и щука…

Я также считаю, что государственные вузы не должны обучать студентов на платной основе. Поддерживаю коллегу Асылбека КОЖАХМЕТОВА (президент Алматинского университета менеджмента. – Авт.), который сказал, что частные вузы готовят специалистов для страны наравне с государственными. Где гарантии, что эти грантники потом честно отработают затраченные на них деньги? Кожахметов вообще недавно предложил не давать гранты детям из обеспеченных семей!

– Триумф социальной несправедливости?

– История всегда повторяется. В XIX веке известный немецкий педагог и ученый Адольф Дистервег сказал, что учить следует детей из богатого сословия. А бедняков накормить досыта – и отправить работать на мануфактуру.

– Это вы, Василий Вачикович, про неудачников на ЕНТ?

– Это я про общее состояние образования у нас. Оно захлебнулось в реформах. Каждый год мы что-то меняем и каждый год выявляем новые проблемы. Тришкин кафтан! Потому что нет четко выстроенной стратегии.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Darkhan 9 июня

Барлық өзгерістер, ұмтылыстар тек жақсылық әкеледі деп ойлаймын!

Darkhan 9 июня

Білім жүйесіне Президентіміз барынша мән беріп отыр деп ойлаймын!

Darkhan 9 июня

Грантты бай не кедейге деп бөлген дұрыс емес деп ойлаймын! Кім қандай болса да бари адам барине бірдей болу керек!

Kasymov 9 июня

А на счет того, что государственные вузы не должны обучать студентов на платной основе, в принципе было бы конечно не плохо. Но не знаю, когда мы можем придти к такому

Kasymov 9 июня

Не согласен с Василием ШАХГУЛАРИ, у нас как раз таки хорошая стратегия образования. И думаю, что это нормально, когда выявляют проблемы и меняют это в лучшую сторону, только так мы можем придти, как он говорит к четкой выстроенной стратеге.

Алина Азаматовна 9 июня

Президент Тоқаев жоғары оқу орындарына қойылатын талаптарды күшейтуді талап етткені оөте орынды деп санаймын

Алина Азаматовна 9 июня

Президенттің болашақ педагогтарға стипендияны арттыру керектігін толықтай құптаймын.

Diana 9 июня

Асылбека Кожахметовтың грант мәселесі туралы айтқан пікірінмен келіспеймін. Бай отбасыдан шыққан балаларға грант бермеу керек деген дқрыс нәрсе емес. Олай балаларды бөлуге болмайды. Барлығы өз еңбектерімен грантты иелену керек деп есептеймін.

Diana 9 июня

Иә, Елімізге коронавирус келгелі карантин режимін енгізу тура келді. Ол дегенің барлығы жаппай қашықтықта жұмыс істеп, оқу оқуға көшті. Міне, осы жерде біздің қашықтыққа оқуғай дайын емес екеніміз білініп қалды. Жалпы жаман емес, бірақ түзетіп, дұрыстайтын жерлері көп екен, енді соны қолға алған өте дұрыс