Опубликовано: 2700

Мобильные "разводки": боремся всем миром

Мобильные "разводки": боремся всем миром

В Казахстане все растет число мошеннических афер, совершенных с помощью мобильных телефонов.

Об этом сообщают правоохранительные органы. А недавно обеспокоенные валом преступности с использованием мобильников руководители компании GSM Казахстан/Kcell собрали пресс-брифинг, на котором эксперты рассказали о специально созданной ими "Программе Kcell по предупреждению мобильного мошенничества". Схемы "мобильного обмана", разнообразны и порой достаточно изощренны. Появился даже новый профессиональный термин - "мобман". На одну из таких схем "попал" предприниматель Кадыржан С., вернее, его престарелые родители. А дело было так: к отцу Кадыржана, восьмидесятилетнему пенсионеру, только недавно "освоившему" сотовый телефон, внезапно позвонили. Голос сына, задыхающийся от волнения, поверг пенсионера в ступор. "Папа, случилось несчастье! Я сбил человека на пешеходном переходе… Он в тяжелом состоянии. Я звоню с чужого телефона, свой разбил в аварии. Приехала полиция, дело можно замять, но нужны деньги, пять тысяч долларов. Найди срочно, к тебе приедет человек от меня, отдай ему деньги. Выручай, папа, дорогой!". После этого звонка отец полчаса сидел в шоке на стуле, отходил, пил сердечные капли. Но потом оправился - сына-то надо спасать! Поэтому, когда около его дома остановился УАЗик зеленого цвета, похожий на милицейский, и оттуда вышли два крепких парня, в строгих костюмах, старик в волнении уже ждал их на пороге. "Мы от Кадыржана, надо спасать его, батя…" - весомо сказали они. "Сынки, вот я четыре тысячи долларов набрал, все, что есть, за свою проданную дачку, больше нет…", - пенсионер хватал их за руки. Они переглянулись: "Ладно, давай что есть. Только для ветерана "скидку" делаем". И через минуту скрылись на машине. Когда Кадыржан вернулся домой и встретил рыдающую мать, обнимавшего его трясущимися руками отца, он долго не мог ничего понять. "Ну, как ты, тебя отпустили, разобрались?" - наперебой лепетали старики. "Кто отпустил, откуда?" - Кадыржан ошалело смотрел на них. Потом, когда все выяснилось, старикам пришлось вызывать "неотложку". - Нет, ну какие подлецы все-таки! - бизнесмен, вспоминая, приходит в волнение. - Ведь узнали, что родители продали недавно дачу, узнали все про меня, подделали голос и всю аферу провернули за сорок минут. Психологи, мать их… Учли даже, что отец в таком шоковом состоянии даже не сообразит набрать мой номер на мобильнике. Милиция… А что она может? Отец в волнении даже и лиц этих гадов не запомнил. Вроде один казах, другой - русский. Телефон они выбросили, конечно. И концы в воду. И это только одна из криминальных "штучек", которые используют мошенники, чтобы добраться до наших с вами кошельков. Адвокат Ляззат Бекенова, которая в своей практике также сталкивалась с такими случаями, считает, что бороться с ними почти невозможно. - Раскрывать такие мошенничества чрезвычайно трудно, милиция за такие "висяки" берется с большой неохотой, да и средств технических для этого у нее часто нет. Аферисты пользуются чрезвычайной разветвленностью мобильной сети, постоянным ростом числа услуг, которые предоставляют мобильные компании. Вот еще один из опробованных аферистами способов выманивания денег. На ваш сотовый телефон поступает звонок или смс, с информацией о том, что некой крупной компанией (радиостанцией, сетью магазинов и так далее) проводится рекламная акция или лотерея. И вдруг вам захлебывающийся от радости женский голос объявляет: "Поздравляем, вы, именно вы стали обладателем ценного приза!" (сотовый телефон, автомобиль, бытовая техника, квартира и прочие увлекательные "куски сыра" в расставленной мышеловке)! Затем мошенники просят человека перечислить определенную сумму денег на номера, или просят приобрести карты оплаты и сообщить их секретный код, под видом уплаты налогов в счет выигранного приза или оплаты доставки товара. Как только деньги перечислены - след аферистов теряется. Очень часто мошенники используют бренды известных торговых компаний, "подключаясь" к реальной лотерее, и ловко уводят деньги в свой карман. К компаниям мобильной связи претензии предъявить трудно - они же не знают, как именно используется их связь. - Борьба с мошенничеством - это зона ответственности правоохранительных органов, не уполномочена выполнять подобные функции, так как ограничена действующим Законодательством и нормативно-правовыми актами, которые четко регламентируют полномочия оператора, - объясняет Аида Досаева, директор департамента корпоративных связей компании GSM Казахстан/Kcell. - Но, конечно, мы всегда готовы оказать помощь правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Мы делаем основной упор на информационную кампанию, руководствуясь принципом "предупрежден - значит вооружен". - Нашим гражданам можно дать только один совет: как только по вашему мобильнику кто-то незнакомый заговаривает о деньгах, каких-то схемах оплаты, пусть и обещая золотые горы - "включайте голову"! - советует адвокат Ляззат Бекенова. - Лучше пять раз проверить, позвонить, посоветоваться с друзьями или компетентными людьми, чем потом жалеть о потерянных деньгах и чувствовать себя обманутым. Компания GSM Казахстан/Kcell, чтобы уберечь от афер своих клиентов, создала специальный раздел на своих корпоративных сайтах, где приводятся примеры наиболее популярных схем мобильного мошенничества, приведены советы, как не стать жертвой мошенников, а также рекомендации, что делать, если абонент попался на уловку злоумышленников. Операторы мобильной связи советуют: при малейшем сомнении - звонить на справочный телефон компании. Там проверят любую сомнительную информацию. Чем раньше абонент позвонит, естественно, тем быстрее компания заблокирует телефон афериста, и этот человек не сможет использовать деньги, которые присвоил. К тому же, мошенники сегодня так обнаглели, так не ставят ни во что умственные способности своих жертв, что часто почти не "шифруются" и их можно найти и привлечь к ответственности. Если действовать совместно - с "мобманами" можно бороться. Так, например, недавно полиция "накрыла" в Экибастузе некоего гражданина П., создателя мошеннического сайта. На этом сайте П. обещал произвести дополнительную генерацию карт экспресс - оплаты (КЭО) Beeline с условием, что абонент предоставляет ему загрузочный код с настоящей карты экспресс - оплаты. Отправленные абонентами настоящие коды КЭО гражданин П. использовал для пополнения личного баланса. Благодаря совместной слаженной работе "по горячим следам" службы безопасности Beeline и милиции, афериста задержали, и в отношении него сейчас проводятся следственные действия. Так что мобильные мошенники не так неуязвимы, как кажется. Нужно только быть настороже.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи