Опубликовано: 1904

Медицинская карта Южного Казахстана

Медицинская карта Южного Казахстана

Областной акимат презентовал медицинскую карту Южно-Казахстанской области.

Чрезвычайная ситуация с вспышкой ВИЧ-инфекции в ЮКО последовательно привела к полной ревизии состояния дел в здравоохранении области. Комплексный подход к реформированию южно-казахстанской медицины начался с разработки так называемой медицинской карты. Заместитель акима ЮКО Тамара Дуйсенова, курирующая экономику, подробно сообщила журналистам о целях и задачах медицинской карты, автором которой она и являлась. В Казахстане имеются достаточно четкие нормативы, по которым, в зависимости от плотности населения, определяется какие и где должны быть учреждения здравоохранения. В первую очередь, это, конечно, касается сельских районов и отдаленных населенных пунктов. Скажем, в малочисленных аулах неэффективно держать поликлинику. Но в то же время даже на малонаселенных территориях должны действовать сельские больницы с определенным радиусом действия, удовлетворяющих необходимость в медицинском обслуживании проживающего здесь населения. Для этого были разработаны медицинские карты каждого района ЮКО по следующим индикаторам: Медико-демографические показатели - для определения естественного движения населения района и города, а также плотность их размещения по населенным пунктам. Показатель дислокации и доступности сети медицинских организаций (количество лечебно-профилактических организаций, их месторасположение по сельским округам, а также доступность стационарной и амбулаторной помощи населению города и района). Качественные показатели оказания стационарной, амбулаторной помощи, индикаторы обеспеченности населения врачами и средним медперсоналом, а также показатель состояния первичной заболеваемости и смертности населения. Затем последовало приведение существующей сети организаций здравоохранение ЮКО в соответствии с государственным стандартом. Здесь, кстати, выяснилось несоответствие прежних отчетных данных реально действующим медучреждениям. В 20 населенных пунктах, несмотря на наличие определенной численности населения, отсутствовали ЛПУ соответствующего статуса, существовавшая сеть сельских участковых больниц не соответствовала требованиям госснормативов и потребностям населения. Между тем ревизия выявила и семь "лишних" лечебных учреждений, которые будут сокращены, либо преобразованы. В целом, по итогам инвентаризации медучреждений ЮКО, составлен график поэтапного приведения сети в соответствии с новыми госнормативами. Так, будут организованы новые медицинские организации - центры первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), в количестве 36 учреждений. В структуру ЦПМСП входят подразделения общей врачебной практики и участковой службы, лабораторно-инструментальной диагностики, дневной стационар (своего рода поликлиника). При подготовке медицинской карты области был сделан анализ состояния материальной базы медучреждений. Как отметила Тамара Дуйсенова, практически все объекты первичной медико-санитарной помощи, в том числе и детские поликлинические отделения, расположены в нетиповых, приспособленных помещениях, не соответствующих санитарным и прочим требованиям. В 2007 году на строительство и проведение капитального ремонта медучреждений выделяется 8,2 млрд. тенге из государственного бюджета. Также, за счет спонсорской помощи, планируется строительство родильного дома и центрального стерилизационного комплекса. Анализ оснащения медучреждений также показал, что в большинстве своем здесь используется морально устаревшее оборудование, 60 % которого со сроком эксплуатации более 15 лет. Оснащенность реанимационных отделений родовспоможения и детских медучреждений составляет 40-50 %, в сельской местности оснащенность больниц едва достигает 40 %. В настоящее время, как сообщила г-жа Дуйсенова, приняты первоочередные меры по обеспечению ЛПУ одноразовым медицинским инструментарием. В ноябре-декабре с.г. на эти цели направлено 180 млн. тенге. Еще 76 млн. тенге выделено для закупа стерилизационного оборудования, которые должны обеспечить всю потребность областных и районных ЛПУ, и покрыть до 70 % потребностей сельских участковых больниц. В следующем году на те же цели планируется выделить 2,4 млрд. тенге из республиканского и более 469 млн. тенге из областного бюджета. Анализ первичной заболеваемости и смертности среди населения выявил низкий уровень профилактических мероприятий и неудовлетворительную амбулаторную помощь. Так, в 2005 году количество лиц, зарегистрированных в органах здравоохранения впервые в жизни по всем видам болезней составил 971 тыс. человек. Учитывая, что в ЮКО всего проживает чуть более двух миллионов человек, это может означать только одно - что только в 2005 году началась пристальная медицинская проверка населения, а до этого ни профосмотром, ни тем более лечением здесь почти не занимались. В системе здравоохранения ЮКО работают свыше 5 923 врачей, 131 провизор и 15 202 медработников среднего звена. В целом обеспеченность врачами по области составляет неплохой показатель, однако он далеко неоднороден в разрезе отдельных городов и районов. Так в Махтааральском районе штатная численность медперсонала превышает нормативную ставку существующей сети МО на 240 человек. Т.е. эти лица работают на половину, а то и на четверть ставки. В районе Байдибек напротив, иная картина - штат медперсонала укомплектован лишь на 57 % от потребностей. В связи с этим планируется предоставление социальных условий для медработников в тех регионах, где ощущается нехватка медперсонала. В частности, внедрение системы грантов акимов районов и городов для поступления в медицинские учебные заведения жителей данной местности, с условием последующего возвращения на работу по месту жительства. Благодаря медицинской карте, областной акимат надеется добиться наиболее эффективной работы всей структуры здравоохранения, оптимального расходования бюджетных средств, повышения качества предоставления медицинских услуг. В целом, как сообщила Тамара Дуйсенова, медицинская карта области будет постоянно корректироваться и дополняться.

[X]