Опубликовано: 1400

Кыргызстан: в поисках своего лица

Кыргызстан: в поисках своего лица

Со смертью Чингиза Айтматова страна потеряла "самого известного в мире кыргыза", который был и единственным, последним, если хотите, связующим звеном страны с цивилизованным миром.

Кто теперь будет представлять "лицо нации", кто вдохнет энергию и надежду в народ Кыргызстана? Это главный вопрос сегодня. …Давеча Астана праздновала свое десятилетие. Смотрел я телерепортаж об этом, наблюдал размах мероприятия, знакомился с "историей вопроса" (как из заброшенного "города в степи" - волей лидера страны и жестким экономическим расчетом - он был превращен в современный мегаполис с миллионным уже населением), какие деятели присутствовали - и невольно думалось: "А у нас такое возможно когда-нибудь?" Кто же из знаменитых людей посетил Кыргызстан в последнее время? Да, летом прошлого года в Бишкеке состоялся саммит ШОС, были главы государств, входящих в эту организацию. Но это ведь не наша заслуга: так по форме положено. И то до последнего оставались сомнения: не перенести ли в другое место, от греха, так сказать. Но…провели, Пекин деньгами помог. Прибавило ли это официальному Бишкеку авторитета? Ну, а вы как считаете? Как могут относиться гости к хозяину, который пригласил их на званый ужин, а расплачиваться им самим пришлось? На инаугурации президента Курманбека Бакиева летом 2005-го года из лидеров государств был только президент РК Нурсултан Назарбаев. Все поняли правильно: это дань вежливости соседа и народа, с которым кыргызы всегда были народами-братьями. За внешней пышностью мероприятия (как припоминается, чуть ли не 18 миллионов долларов было потрачено) - по факту, так сказать, вышло что-то весьма банальное. И это еще раз продемонстрировало, кстати, как во всем цивилизованном мире относятся к так называемым "народным" революциям. Что-то Джордж Буш не очень-то сюда устремился, хотя к свержению Аскара Акаева американская сторона, по разным данным, имела не самое последнее отношение. А кто еще-то "отметился" в Кыргызстане - из известных деятелей? Единицы, да и то - как-то наскоком. К чему я об этом? А к тому, что вся политика Кыргызстана в последние годы почти на сто процентов завязана на местечковый социальный быт, внутриклановые разборки, борьбу разных группировок за власть. Мы сами себя спихнули на обочину международных цивилизационных процессов, погрязнув в цепи митингов, дворцовых заговоров, передела собственности… Словом, мы ведем образ жизни типично банановой республики, где общество в постоянном напряжении: "А не будет ли очередной весной или осенью нового социального бунта?", где большинство населения живет одним днем и задачей - как бы свести концы с концами. Точнее, данный образ жизни навязан обществу кыргызстанской политической элитой. Эксперты-критики именуют еще это - возвратом к феодально-байским, семейно-клановым методам управления страной, откатом к прошлому. Впрочем, как не именуй - легче не становится. Рецептов спасения, вывода страны из кризиса - тоже масса. Один из них: Кыргызстану нужен настоящий хозяин, лидер нации и, если хотите, свой отец для всех народов, проживающих в стране. О культе личности в России и Казахстане Под культом личности, как известно, подразумевается возвеличивание отдельного человека (как правило, государственного деятеля) - средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах и прочее. Личности приписываются необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и другие свойства. В государственных учреждениях развешивают портреты вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. Сам термин "культ личности" наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. В советский период, как известно, это выражение прочно связывается с разоблачением Иосифа Сталина Н.С.Хрущевым на ХХ съезде компартии СССР. После разоблачения культа личности Сталина широко стала известна фраза: "Да, при Сталине был культ личности, но была и личность!", которая приписывается различным историческим персонажам. В числе примеров из современной политической истории, когда говорится о культе личности, вспоминаются имена Саддама Хусейна, Ким Чен Ира, Сапармурата Ниязова… Кто в России, после Сталина, еще "претендовал" на культ личности? Леонид Ильич Брежнев? Да, конечно. Но его "авторитет" - сродни мыльному пузырю: лопнул сразу после его смерти. Владимир Путин? Наверное. То, что в России был и остается культ ВВП (от которого, чего скрывать, многие ждут возвращения на президентство через четыре рода) - это факт. Такова уж национальная, ментальная, религиозная традиция: Бог на небе, царь (генсек, президент) - его наместник на земле. Плохо это или хорошо для страны и общества? Это - неизбежно для них. Приведет ли к новой диктатуре? Сегодня уже вряд ли. И тут также - российская традиция не позволит, "гражданская составляющая" развития общества. Оно всегда было сбалансировано, что ли, такими личностями-авторитетами, влияние которых на умы соотечественников ничуть не меньше, чем влияние государственных деятелей и политиков. И в советский период были Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Владимир Высоцкий, которые воздействовали на общество ничуть не меньше (а то и больше), чем генсеки и их речи. Есть ли культ личности в Казахстане? Ряд публикаций появился на эту тему в последнее время. Они утверждают - есть: вон, хотя бы сколько портретов лидера страны развешано в разных кабинетах. Ну и что?! Нурсултан Назарбаев показал себя настоящим отцом нации, при нем уровень жизни в Казахстане поднялся в разы, обогнав другие страны бывшего СССР (лишь с Россией пока Казахстан конкурирует). Именем Назарбаева "цементируются" многие национальные проекты, и то, что казахским лидером поставлена цель войти в двадцатку развитых стран мира, выступает мощным стимулятором, объединяющим общество. Кто займет место отца кыргызской нации? Чингиз Айтматов был и остается знаковой, культовой фигурой для страны. Это ее символ, путеводитель, это то, "за что" мир и знал, и знает о существовании Кыргызстана… Был ли у нас культ Айтматова? Несомненно. Что было очень даже хорошо для нации, для общественного сознания. Пусть политики грызут друг друга, но осознание того, что у нас есть Айтматов, который как бы всегда стоял над мышиной возней, именуемой политикой (с ее демократией и автократией, свободой слова), как-то вселяло надежду - на нормальную жизнь в будущем. А ну-ка, припомните, уважаемый читатель, когда мир в последний раз вспоминал, что на карте мира есть такая страна - Кыргызстан? Правильно, это было в марте 2005 года. После того, как все международные СМИ облетел сюжет о ночи погромов в Бишкеке. Смерть Чингиза Айтматова - снова обратила внимание к Кыргызстану. Но это внимание совсем иного рода. Это - потеря для всех, и все читающее человечество, международная культура понесли урон. То, что Айтматов был сыном своей земли и страны - что ж, мир принял это к сведению, не более того. Хотя официальный Бишкек и попытался превратить прощание с писателем в некое пропагандистское шоу. Не получилось… Однако, Айтматов - как несбыточная мечта, как сказка, наподобие той, в которую верил мальчик из повести писателя "Белый пароход". Но стране нужен действующий и реальный лидер. Увы, все здешние деятели не тянут на эту роль. Все они - местного масштаба, которых никто в мире не знает и вряд ли когда узнает. Мог ли стать лидером общенационального формата экс-президент Аскар Акаев? Скажем так, у него были к этому предпосылки. У Акаева была своя "фишка", как президента-интеллектуала: главная (экзотическая - в глазах остального мира) составляющая его харизмы… Важно ли это было для кыргызстанского общества? Во всяком случае, это тешило сознание здешнего обывателя: "Да, Путин и Назарбаев - волевые и деловые, батька Лукашенко - "себе на уме", Буш - недалекий, а у нас зато - Акаев умнее их всех". Другое дело, что само общество, бедная страна, как бы тянули назад. "Акаев был бы хорош для богатой, развитой страны", - заметил как-то в интервью со мной писатель Казат Акматов. Этот разрыв, увеличившийся до размеров пропасти и непреодолимого препятствия (между строящим несбыточные и "космические" проекты Аскаром Акаевым и - скатывающимся в нищету Кыргызстаном и его народом) - и стал одной из главных причин краха, как теперь говорят, режима Акаева, а также - причиной его личной драмы и драмы как государственного деятеля. Это, помимо того, что в стране расцвела коррупция, что первую леди Майрам Акаеву называли "отделом кадров" кыргызского белого дома и прочих причин. Вот, например, ААА в последние годы своего правления много говорил о "человеческом ресурсе" - как главной базовой основе развития кыргызского общества. Только кого же он имел в виду при этом? Себя, да тройку-другую рафинированных интеллигентов, которые до сих пор ностальгируют по эпохе Акаева? Ведь никакого такого ресурса в Кыргызстане в помине нет. И нескоро он еще сформируется. То, что сегодня президент Курманбек Бакиев забрал под себя всю власть в стране, знает каждый. Хорошо это или плохо? С одной стороны хорошо, ибо создает некое успокоительное мнение в обществе о наступившей в стране стабильности. Все так. И все, так сказать, внешние признаки стабильности налицо. Не случайно, после парламентских выборов в декабре прошлого года наша пресса исписалась на тему, что Курманбек Бакиев определился-таки в своих планах и пошел по пути России и Казахстана, взяв курс на укрепление вертикали власти и наведения порядка в стране. К тому же вскоре глава государства в своей программной речи объявил о приоритетности экономических направлений для развития страны. Все так. Но это иллюзия. Ибо за словами и чисто "внешними признаками" - ничего не стоит. И авторитет Курманбека Бакиева зиждется исключительно на поддержке своего клана и семьи. Именно поэтому культ личности Курманбека Бакиева в Кыргызстане невозможен. Ему элементарно "не на чем" всходить: для культивирования нет, как говорится, ни объективных, ни субъективных предпосылок. Ибо ставка на клан и семью - путь порочный и гибельный. Современные политические процессы такой путь отторгают. И если ты не принимаешь современные правила игры в "большую политику" - то обречен оставаться на обочине международной жизни и цивилизационных процессов целом. Что, увы, сейчас и происходит с Кыргызстаном. Очевидно, что всю зыбкость своего положения и положения страны - понимает и сам действующий президент. Отсюда и стремление "нырнуть" под крылышко более сильного соседа. Отсюда - поддержка идеи-курса Нурсултана Назарбаева на создание Центральноазиатского союзного государства, Межгоссовета, отсюда передача четырех иссык-кульских пансионатов Казахстану и части местности Кар-Кара… Скорее всего и тендер на восстановление Камбаратинской ГЭС, выиграют казахстанцы. На днях прошла информация, что только 8 млн. долларов США АО "Казкуат" выделил на ее предварительное ТЭО. Но это опять же иллюзия, что лишь поддержка извне, обретение нового "старшего брата" может спасти ситуацию. Ибо пока в Кыргызстане "изнутри" не сформируется власть, которая бы действительно опиралась на поддержку большинства населения, пользовалась авторитетом, представляла бы интересы всей нации, никакого прорыва не случится.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи