Опубликовано: 6000

Как меняют полицию в Казахстане рассказал Каирбек Сулейменов

Как меняют полицию в Казахстане рассказал Каирбек Сулейменов Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Блогеры и общественники любят в середине лета, особенно в день, когда от рук автовора погиб выдающийся фигурист Денис ТЕН, говорить о том, что реформа МВД заглохла, так и не начавшись. Но, как показывает официальная сводка, всё далеко не так. И подписанный в конце июля Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ указ о передаче части функций от МВД в минздрав и минтруда – тому доказательство.

О том, как меняется казахстанская полиция, мы решили поговорить с членом соответствующей рабочей группы при Совбезе, экс-министром внутренних дел Каирбеком СУЛЕЙМЕНОВЫМ.

– Каирбек Шошанович, недавно Касым-Жомарт Токаев подписал указ о передаче вопросов миграции от МВД – минтруда, а вопросов здоровья разного рода арестантов – в минздрав. Как думаете, что дает такая реорганизация?

– Вот уже год мы, члены рабочей группы при Совете безопасности РК, наряду с множеством других важных тем исследовали и проблему освобождения МВД РК от непрофильных функций. Наши предложения были рассмотрены соответствующей комиссией при Администрации Президента и легли в основу названного вами указа Президента.

Действительно, эти полномочия нельзя считать правоохранительными, и они не связаны с борьбой с преступностью. В то же время переданные минздраву и минтруда функции органично сочетаются с блоком важных социальных приоритетов, стоящих перед этими ведомствами.

Чуть ранее из МВД была выведена противопожарная служба. Я уверен, что такая реорганизация разгрузит полицейских и позволит ведомству более эффективно решать свои основные задачи.

– О необходимости реформы МВД общество говорит очень давно. Особенно остро эта тема встала в 2018 году, после убийства Дениса Тена. Даже появилась группа “Требуем реформу МВД!” в соцсетях. Но, как жаловались активисты этой группы, из 112 их рекомендаций в проект реформы вошли лишь 18 предложений и 10 – частично. Как думаете – почему?

– Потому что большинство пожеланий, как вы называете, активистов носят декларативный характер и не имеют практического значения.

Вместе с тем некоторые рекомендации нашли свое отражение в иных решениях, принятых Президентом, а также будут реализованы в готовящихся проектах. Речь идет о внедрении трехзвенной модели правосудия, декриминализации или, наоборот, ужесточении уголовной и административной ответственности за целый ряд правонарушений. Особое внимание Президент РК уделяет вопросам уголовно-правовой защиты национального предпринимательства. И в этой области также произошли существенные и полезные изменения в этом году.

– Тем не менее есть расхожая мысль о том, что реформа полиции только-только начинается. Может быть, госорганы и впрямь долго готовились и ничего не сделали по факту?

– Я не согласен с тем, что реформа полиции началась именно сейчас. Этот процесс – длящийся, и он имеет свои этапы, недостатки и достижения. В настоящее время завершены основные институциональные изменения. Сейчас следует заняться вплотную совершенствованием внутренней деятельности каждой службы. Учеба, воспитание, контроль!

– Из новостных сводок мы все знаем о том, что сокращена численность полицейских, увеличена их зарплата, ведется планомерная борьба с коррупцией. Но есть ли уже какие-то результаты этой деятельности? Стала ли казахстанская полиция, на ваш взгляд, более профессиональной и человечной?

– Вопрос профессионализма полиции и уровня ее человечности во взаимоотношениях с гражданами актуализировался не только из-за наблюдающихся негативных проявлений, известных обществу, но и по причине возрастающего запроса гражданского общества на соблюдение законности в действии полиции как государственного института. Это вполне естественный признак демократизации общества и свидетельство необратимого процесса повышения активности населения в вопросах защиты конституционных прав граждан.

Профессионализм полицейских, на мой взгляд, находится на приемлемом уровне там, где занимаются обучением сотрудников и создают обстановку постоянного контроля.

К сожалению, надо признать, что с этим делом не всё так хорошо, и главной причиной этого являются высокая текучесть кадров, дефицит опытных, честных и грамотных сотрудников.

Многие командиры сами не владеют достаточными навыками низовой работы, сводя свое “руководство” к “накачкам”, наказаниям и созданию видимости благополучия.

Поэтому я считаю совершенно верным решение министра внутренних дел Е. ТУРГУМБАЕВА о восстановлении “первого факультета” в Академии МВД – кафедры подготовки перспективных руководителей высшего звена.

Уверен также и в том, что в МВД необходимо восстановить институт воспитателей, который окажет благотворное влияние на состояние дисциплины, создание обстановки нетерпимости к фактам бездушия в обращении с гражданами и торжества законности в действиях сотрудников полиции. Речь идет не о существовавших ранее замполитах, а о специалистах в области юриспруденции, психологии и внутренней политики государства. Не коммунистические проповеди, а конкретная воспитательная работа! 

Но вместе с тем следует отметить, что Совет безопасности и Администрация Президента, понимая важность реформирования системы профессионального образования МВД РК, поддерживают наши предложения и вносят действительно необходимые новшества в законодательство. Кадры решают всё: почему люди боятся полицейских

– Вы – один из членов рабочей группы и человек, который полжизни проработал в полиции на самых разных должностях. Все ли принятые в рамках реформы МВД решения вы поддерживаете? Как часто вообще между членами рабочей группы возникают споры по тому или иному вопросу?

– Наша рабочая группа создана для глубокой проработки проблем, обозначенных Президентом РК в сфере правоохранительной деятельности. Работа ведется в течение года в напряженном ритме. Большинство предложений мною поддержано, но есть и вопросы, с которыми я категорически не согласен.

К примеру, сейчас по всем обращениям граждан сразу же заводятся дела через единый реестр досудебных расследований. Получается, что по каждому обращению, даже не имеющему под собой никакого основания, следователи вынуждены вести полноценное расследование: половина потом прекращается за отсутствием состава либо события преступления. Но ведь в орбиту каждого расследования вовлекается широкий круг граждан. При этом от необоснованного подозрения нарушаются их конституционные права. Не говоря уже о катастрофической нагрузке на следователей полиции, которые отвлекаются от раскрытия и расследования реальных преступлений. Поэтому я считаю, что нужно восстановить доследственную проверку.

Полагаю также важным легитимировать частную детективную деятельность, которая фактически существует у нас вне закона, что является очевидным свидетельством системного нарушения Конституции. Но это отдельный большой разговор.

Что касается споров и разногласий в нашей рабочей группе, это вполне естественно. Это творческий процесс, результаты которого весьма существенные. И здесь хотел бы отметить прогрессивную и конструктивную позицию всех без исключения правоохранительных органов, спецслужб и Верховного суда РК, а также наших ученых-юристов.

– Предполагается, что реформа МВД завершится в 2023 году. Какими по окончании модернизации вы бы хотели видеть казахстанских полицейских?

– Наших полицейских хотел бы видеть профессиональными, честными и преданными своему делу!

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи