Опубликовано: 760

Ирландское рагу для мяса по-казахски

Ирландское рагу для мяса по-казахски

Картофель попал в Ирландию в конце XVI века. Во влажном и мягком климате острова он давал очень хороший урожай, рос даже на неплодородных почвах, там, где не могла взойти пшеница или ячмень. Буквально за несколько десятилетий новинка заняла до трети пахотных земель.

Около двух третей выращенного урожая картофеля предназначалось в пищу людям, остальное шло на корм скоту. Ежедневный рацион обычного ирландца состоял в основном из картошки. На острове забыли про голод. Население страны быстро росло. К 1845 году ирландцев было уже 8,2 миллиона человек.

Картофель стал “ирландским рагу”, так как был самой дешевой и доступной едой. Большая часть местных земель принадлежала английским лендлордам.

Они сдавали участки в аренду батракам-коттерам, а осенью забирали львиную часть урожая в качестве платы и вывозили пшеницу в промышленные центры Англии, где был постоянный спрос на продовольствие.

Аборигенам острова принадлежала меньшая часть земли. Причем в 1845 году четверть всех ирландских ферм занимали не больше 2 гектаров каждая. 40 процентов – от 2 до 6 га. Владения были настолько малы, что никакая другая культура, кроме картофеля, не могла прокормить семью фермера.

В 1845 году случилась катастрофа. Клубни поразил фитофтороз, или бурая фитофторозная гниль, – болезнь, вызываемая паразитическими грибами. Споры грибка переносятся водой. Зараженные клубни гниют прямо в земле или в хранилищах. Коттер выкапывал картошку, а наутро она превращалась в вонючую жижу. В тот год так пропала половина урожая.

“Великий голод” продлился 5 лет. За это время население острова потеряло 1,6 миллиона человек.

Часть погибла от голода. Часть эмигрировала. В основном в Америку. К середине XIX века четверть населения городов восточного побережья США составляли ирландцы.

Статистик Роберт Гиффен пытался понять причины голода. Он отметил рост объема реализации определенных продуктов, несмотря на рост их цены. Наиболее отчетливо тенденция прослеживалась в торговле картофелем и хлебом среди беднейших слоев рабочих и служащих. Это противоречило главному закону рынка, который гласит, что при росте цены на товар спрос на него сокращается.

Гиффен посчитал, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали. Они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить. Поэтому спрос на картофель рос.

Эту группу товаров и услуг с ненормальным спросом при росте цены назвали “товарами Гиффена”. Туда вошли рис, макароны, хлеб. Как правило, это самый дешевый и самый распространенный продукт питания в данной местности, у которого нет товара-заменителя – субститута. Он сам является таким субститутом именно из-за бедности покупателей.

Эффект Гиффена не противоречит основному закону спроса/предложения. Для его наступления должны измениться в худшую сторону внешние условия.

Он наблюдается в неблагоприятных условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их удорожания. Одновременно сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых…

Начиная с 1999 года цены на гречку на рынке выросли в 3 раза. Это – одна из основных круп, прежде недорогая, но с ограниченным потенциалом роста. Гречиха растет на неудобице, так как ее урожайность мало зависит от качества почвы.

В марте 2020 года правительство РК объявило о национальном карантине. Торговля тут же отметила взрывной спрос на муку, макароны, растительное масло, крупы и туалетную бумагу. Люди готовились к худшему. Семьи создавали стратегические запасы. Но бюджеты были ограничены, поэтому, покупая макароны по повышенной цене, семья уже не могла купить мясо или рыбу и в дальнейшем переходила на потребление исключительно макарон.

С эффектом Гиффена связан и рост цен на крупы. По данным исследования РИА “Новости” в декабре 2020 года, обычное домохозяйство в Казахстане тратит на продукты питания 49,4 процента семейного бюджета. Это самый большой показатель среди государств Европы. Нашими соседями по рейтингу оказались Украина и Молдова. Жители других стран региона тратят на еду не более четверти своего дохода. Таким образом, у них есть выбор в продуктах питания, что облегчает обеспечение продовольственной безопасности.

Выходов из эффекта два: создавать условия для увеличения производства стратегического товара – на муку цены не выросли! – и увеличение доходов населения, чтобы потребители могли переключаться на другие виды продовольствия, снижая нагрузку на “картофель”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи