Игра в космическую рулетку

Игра в космическую рулетку Фото - o6oi.ru

Что мы, обычные люди, знаем о метеоритах? А равно - о кометах, астероидах и других малых космических телах? В лучшем случае, у нас есть несколько обрывочных сведений из школьного курса астрономии.

Или, что вернее, наши сведения черпаются из прелестного стишка Романа Сефа, который каждый слышал в детстве: "Где-то в космосе Летит Голубой метеорит …" И, в общем-то, человечеству до него дела нет. "Ты идешь, А он летит. Ты лежишь, А он летит. Ты заснул, Но все летит В космосе Метеорит" Но успехи астрономии и других наук в последние десятилетия привели к тому, что человечество весьма заинтересовалось блуждающими "космическими странниками". А что, как этот гость из космических глубин врежется в нашу матушку-Землю? Кстати, такие события совершаются не так уж и редко. Недавно исполнилось ровно двести двадцать лет, когда во Франции, летом 1790 года, впервые в истории было документально зафиксировано падение метеорита на Землю. Упал он в Гаскони, на родине Д'Артаньяна, и вначале знаменитый французский химик Клод Бертолле заявил: что "гасконцы всегда были большими фантазерами и хвастунами" и "как печально, что целый муниципалитет заносит в протокол народные сказки, выдавая их за действительно виденное, тогда как не только физической причиной, но и вообще ничем разумным это нельзя объяснить". Но впоследствии все подтвердилось. Накопление научных фактов шло быстрыми темпами, и уже середине пятидесятых годов XX века многие ученые безуспешно пытались выяснить: насколько опасно для человечества вторжение на Землю космических странников - метеоритов? Метеориты остались от эпохи образования Солнечной системы, некоторые прилетают с Луны и даже с Марса. За время только одного своего обращения вокруг Солнца Земля "собирает" около тысячи тонн космических камней и пыли. Правда, среди этого моря космического мусора не так уж много метеоритов. Каждый год исследователи обнаруживают на поверхности планеты не более двадцати. Подавляющее большинство метеоритов сгорают в верхних слоях атмосферы. Однако не все так благостно, как представляется сегодня. Ученые - биологи и палеонтологи доказали, что в далеком прошлом Земля сталкивалась с огромными небесными телами, которые могли изменить всю жизнь на планете. И эта возможность ожидает нас и в нынешнее время. Примером тому, что космическая бомбардировка продолжается и в современную эпоху может служить Тунгусская катастрофа 30 июня 1908 года. В результате падения метеорита выделилась энергия, равная взрыву тысяч атомных бомб. Доказано, что, если бы волей случая траектория Тунгусского метеорита сместилась к западу хоть на несколько угловых секунд, удар пришёлся бы на густонаселённую Европу. Города-гиганты, такие, как Лондон и Париж, были бы стерты с лица Земли. В настоящее время в Солнечной системе, по данным учёных, блуждают около полутора тысяч астероидов размером больше километра, каждый из которых представляет реальную угрозу для человечества. Время от времени они переходят на орбиты, пересекающиеся с орбитами Земли и других планет. При этом возникает вероятность их столкновения с планетами. Астероиды и кометы, орбиты которых пересекают орбиту Земли и представляют для нее угрозу, получили название опасных космических объектов (ОКО). Начиная с некоторых минимальных размеров, в зависимости от типа и скорости соударения, разрушения ОКО происходит вблизи поверхности Земли и имеет характер взрыва. При этом возможны существенные разрушения на Земле и крупномасштабные пожары. Астероид размером около шестидесяти метров, упав на планету, взорвется, как водородная бомба. Столкновение с астероидом километрового диаметра вызовет пожары на территории около миллиона квадратных километров, а при его падении миллионы кубометров грунта будут выброшены в атмосферу и на много месяцев закроют Солнце. Наступит так называемая ядерная зима, прекратятся процессы фотосинтеза, и всё живое погибнет от отсутствия питания. Если же астероид упадёт в океан, то образовавшееся цунами разрушит береговую полосу шириной до тысячи километров. Высота приливной волны может достигнуть трехсот метров. Словом - настоящий Армагеддон. В мире создан специальный проект "Космическая стража" (Space Shield Foundation). Учёные, занятые в проекте, исследуют небесные тела, которые так или иначе угрожают Земле. Потенциально опасное тело можно обнаружить за несколько десятилетий до столкновения и принять соответствующие меры. К астероиду - теоретически - можно направить ракету с ядерным зарядом; можно установить на нём двигатель малой тяги, который постепенно уведёт астероид от Земли; в конце концов, небольшой астероид можно просто разрезать лазером. Лучшим решением пока считается запуск ракеты с ядерной боеголовкой навстречу астероиду, который взорвётся, не долетев до него. Суть не в том, чтобы "расстрелять" астероид (это приведёт к ещё большим осложнениям), а чтобы энергией взрыва увести его с курса, направленного на столкновение с Землёй. К сожалению, в космических масштабах ядерное оружие является слабым даже для таких малых тел, как астероиды и кометы. Общепринятое мнение о его возможностях, как считают многие эксперты, является сильно преувеличенным. Всем ядерным боезапасом планеты можно раздробить астероид диаметром всего девять километров, причем - при взрыве в его центре, если бы это было технически осуществимо. Но еще большой вопрос, как такие заряды доставить к "гостю из бездны". Летящему, кстати, со скоростью пули. К счастью, вероятность столкновения с метеоритами, приводящая к глобальным последствиям, невелика. Нам повезло: наш звездный "сосед", огромный Юпитер, словно гигантский "пылесос", "подметает" большую часть космических пришельцев своим тяготением. Если бы не он, Земля бы подвергалась постоянным космическим "бомбардировкам" раз в тысячу чаще. Но катастрофа может случиться и завтра, и через миллион лет. Ученые давно заметили, что катастрофические падения метеоритов на Землю имеют свою периодичность - примерно через двадцать шесть миллионов лет. Именно на такие периоды выпадают глобальные катастрофы в биосфере Земли, например - вымирание динозавров. Если столкновение с крупным метеоритом случайно, то откуда же периодичность? Остроумная гипотеза была выдвинута американскими учеными Мюллером, Девисом и Хатом. Они предположили, что наше Солнце является двойной звездой. Ее "подружка" - темная холодная звезда, которую они предложили назвать "Немезидой", движется по очень далекой эллиптической орбите. Период обращения ее как раз и составляет примерно двадцать шесть миллионов лет. Как только в этот период "Немезида" вторгается в облако Оорта, самую внешнюю часть Солнечной системы, где медленно ползут по своим орбитам миллионы комет, эта часть Вселенной приходит в состояние дикого возмущения. Кометы покидают область Оорта в огромном числе и устремляются к Солнцу. По пути некоторые из них притягиваются Землей и обрушиваются на нее, вызывая катастрофические изменения климата и вымирание огромных групп живых организмов. Правда, пока астрономы обнаружить такую темную, холодную звезду не смогли. Но и без того опасность падения огромного метеорита на Землю и катастрофы всегда остается. Грустно и обидно сознавать, что пока все мы, все человечество, в сущности, бессильны отвратить ее, при всей нашей видимой технической мощи. Что все живое, весь наш привычный мир могут быть сметены за несколько минут. Остается надеяться, что беду "пронесет" мимо и у нас есть еще несколько тысячелетий, чтобы разработать средства против космической опасности. Ближайшее испытание некоторые ученые предсказывают в 2014 году, когда двухсотметровый астероид должен пролететь вблизи Земли. Игра в космическую рулетку продолжается...