Опубликовано: 4800

Этнические меньшинства и дестабилизирующий фактор в Центральной Азии

Этнические меньшинства и дестабилизирующий фактор в Центральной Азии

Все страны Центрально-азиатского региона - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан - имеют полиэтничный состав населения с разными долями наличия титульного этноса.

В Казахстане, например, казахи составляют 52%, доля киргизского населения в Кыргызстане составляет 56,5 %; таджикского населения в Таджикистане - 62,3%. В Узбекистане, для сравнения, удельный вес узбеков составляет 71,4%, а доля туркмен в Туркменистане - 77,0%. При этом на настоящее время в республиках Центральной Азии (Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане) имеются ряд крупных диаспор из республик региона (казахская, узбекская, таджикская и кыргызская), члены которых испытывают определенные трудности в реализации своих гражданских и политических прав, что создает реальные предпосылки возникновения угрозы межэтнических конфликтов в странах Центральной Азии. Существуют несколько факторов, способных при стечении обстоятельств стать аккумулятором роста конфликтогенности в Центрально-азиатском регионе. Первым фактором в настоящее время является дифференциация по уровню развития регионов внутри стран. Это приводило, в конечном счете, к проявлению самых различных форм общественно-политических движений, основанных на этнической принадлежности их членов. Так, например, в Таджикистане в начале 90-х годов протестные движения приняли форму борьбы по географической принадлежности "долинные-горные" таджики, по местам проживания - ленинабадские-памирские. В Кыргызстане деление также основывалось на принадлежности к северному (Бишкекскому) или южному (Ошскому) регионам. Следующим немаловажным фактором межэтнических противоречий в Центральной Азии является борьба за перераспределение ресурсов (территориальных, водных, энергоресурсов) между представителями различных этнических групп, особенно в тех республиках, где ощущается острый дефицит пригодных к обработке земель (Узбекистан, Кыргызстан). Достаточно вспомнить случаи межэтнического противостояния, наблюдавшегося между таджиками и турками-месхетинцами в 1989 г. (Таджикистан), узбеками и кыргызами в 1990г. (Ошская область), таджиками Исфаринского района Таджикистана и киргизами Баткенского района Кыргызстана в 1989-90 гг. Третьим фактором выступает большая плотность населения в местах компактного проживания представителей одной национальности. При этом нетрудно спрогнозировать ту ситуацию, когда политическое противостояние будет использовать и вопрос об этнической принадлежности и принадлежности к тому или иному региону внутри страны. Нужно учитывать, что в целом по Центрально-азиатскому региону численность населения превысила 40 млн. человек, на человека приходится в среднем менее чем по 0,20 га, а в Узбекистане - менее 0,17га. Не стоит забывать, что в транзитный период, связанный с перераспределением ресурсов и формированием новых политических элит в центрально-азиатских республиках усилилась внутриполитическая борьба. При этом составной частью многих политических объединений выступала эксплуатация этнических и религиозных лозунгов с целью привлечения рядовых граждан республик на свою сторону. Фактор, который в настоящее время пытаются не афишировать в средствах массовой информации, чтобы не актуализировать проблему является проблема анклавов в Центральной Азии. Последствия национально-территориального размежевания в СССР, включая Кавказ и Центральную Азию, инициированного советской властью в 1924 году до сих пор влияют на состояние межэтнических отношений. Если взглянуть на карту Центральной Азии и сопоставить данные, то складывается нелицеприятная картина, связанная с разделением компактных мест проживания представителей разных национальностей и передачей их под юрисдикцию "соседей". Так, например, после данного деления Ферганская долина, была поделена на 3 части, отошедшие соответственно Узбекистану (с городами Наманган, Андижан, Маргелан, Фергана), Таджикистану (с городом Ходжент), Кыргызстану (с городами Ош, Джалал-Абад, Узген). В результате чего различные этнические группы оказались разделены государственными границами, которые не совпадают с этническими. Межэтнические противоречия 90-х годов происходили в местах разломов - несовпадений этнических и территориально-государственных границ, а именно - в пограничных районах. В обосновании многих, если не всех этно-территориальных требований и притязаний лежат ссылки и на историческую память. Выдвигая подобные требования, этнические группы зачастую связывают их с воспоминаниями об "исконных" территориях народов. Таковы, например, призывы о возвращении на историческую родину когда-то вытесненных из нее народов - туркмен на полуостров Мангышлак в Казахстане, кыргызов - на Памир в Таджикистане, казахов - в Ташкентский оазис в Узбекистане. В настоящее время наблюдается ситуация, когда компактное проживание той или иной этнической группы на территории другого государства связывается с сохранением традиций, языка, образа жизни этнических меньшинств, которые в отдельных районах центрально-азиатских республик составляют преимущественное большинство. Так, этнические узбеки составляют значительную часть населения на юге Кыргызстана и Казахстана, на севере Таджикистана. Из казахов, проживающих в Узбекистане почти 90% в основном сосредоточено в городе Ташкенте, Ташкентской, Навоийской, Джизакской, Сырдарьинской областях, а также в Республике Каракалпакстан. Также местом компактного проживания казахской диаспоры является Бухарская и Хорезмская области. Таджики населяют такие центры Узбекистана как Самарканд и Бухара. Но интересен тот факт, что они считают территорию своего постоянного проживания своей исконной территорией, что не может не служить причиной для появления новых очагов напряженности в регионе. В Центральной Азии наибольшей конфликтностью отличаются узбеко-таджикские отношения в Узбекистане, где наиболее ярко выражено явление сочетания межэтнических и межгосударственных разногласий. Пятым фактором можно назвать проблемы трудовой и нелегальной миграции из центрально-азиатских республик в Казахстан. С наступлением летнего периода трудовая миграция в Казахстан принимает большой масштаб. Как следствие наплыва большого количества рабочих в Казахстане усиливаются социально-экономические проблемы. Это, в свою очередь создает реальные предпосылки этнической неприязни к трудовым мигрантам и способствует росту межэтнической напряженности в Казахстане, и как следствие - в регионе. Одной из проблем, которые в настоящее время не выходят на поверхность общественных дискуссий - преобладание на руководящих постах в республиках Центральной Азии представителей так называемой "титульной национальности". Представители этнических меньшинств, которые в некоторых областях значительно превосходят в процентном соотношении представителей титульной нации попадают в ту ситуацию, когда они не могут легитимным путем занять руководящий пост в той или иной стране региона. Подобная картина наблюдается по отношению к узбекской диаспоре в политической структуре Таджикистана и казахской диаспоре в Узбекистане, несмотря на их значительное численное превосходство в некоторых районах республик. Нужно осознать, что существующие территориальные разногласия, нерешенность вопросов земельных и водных ресурсов, наличие анклавов, а также тяжелая социально-экономическая ситуация в среде диаспор и титульной нации республик Центральной Азии создают почву для роста напряженности и появления конфликтов, самыми опасными из которых являются межэтнические. При этом происходит слияние межэтнических и межгосударственных противоречий, что чревато мощным взрывом внутри республик Центрально-азиатского региона. Если вышеупомянутые факторы продолжат и дальше усугубляться, то это может послужить основой дестабилизации внутриполитической ситуации в каждой из республик по отдельности. Поэтому для диаспор (казахов, таджиков, узбеков и кыргызов), проживающих в Центральной Азии, необходимо повышение уровня значимости своей роли для полноценного участия во всех сферах жизнедеятельности и управлении страной, а также соблюдения их прав и устранения факторов нестабильности в регионе. Необходимо отметить, что указанные диаспоры являются объектом внутренней политики и субъектом международных, двусторонних отношений в регионе, связующей нитью между внутренней и внешней политикой государства, а также индикатором стабильности всего Центрально-азиатского региона. И, как следствие этого, любое действие, направленное со стороны государства, представителей других этнических меньшинств, имеющих властные полномочия, могут послужить той каплей, которая может переполнить чашу терпения.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи