Опубликовано: 1700

Чем дальше в лес, тем больше срок

Чем дальше в лес, тем больше срок

Инициативы российских политиков по вопросу продления полномочий президента России могут оказаться опасным блефом.

Окончание, начало см.здесь. Нельзя не отдать должное Путину как стратегу. В стихии верноподданнических настроений и стремления выслужиться, он сохранил холодную голову и трезвый ум. Безусловно, это нисколько не оправдывает его политику, направленную на сохранение погрязшего в коррупции административного аппарата. Но характеризует как человека, способного самостоятельно отделить зерна от плевел. Политическая схема, когда Медведев занимает пост президента России, а Путин становится главой исполнительной власти, еще не опробована. В силу чего трудно судить об ее эффективности и способности принимать верные решения в условиях ужесточения внешних обстоятельств. США и Европа стали относиться к России с большей подозрительностью с того самого момента, когда Путин сошел с трибуны конференции по безопасности в немецком Мюнхене. Нынешний этап можно охарактеризовать как период обострения отношений России с Западом и попыток Москвы восстановить хотя бы имидж былой советской военной мощи. Вторая попытка протащить через Госдуму изменения в Конституцию РФ началась с весенней 2007 года инициативы руководителя фракции "Справедливая Россия" Николая Левичева. При этом лидер партии скромно заявил, что авторство идеи продления срока президентских полномочий - вопрос второстепенный. Весной прошлого года Левичев пытался пролоббировать несколько иную трактовку вопроса. Мол, если сохранить поправку о двух сроках, можно увеличить срок полномочий на год - с 4 до 5 лет. Вместе с тем он предложил и другой вариант, согласно которому президент может избираться на один срок. В этом случае предполагалось увеличить срок полномочий с 4 до 7 лет. В дальнейшем, летом 2007 года, идею продления срока полномочий публично поддержал и Владимир Путин, отметивший, что 4-летний срок президентства слишком короток. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов подхватил идею Путина и пообещал, что будет добиваться увеличения срока до 5-7 лет сразу после президентских выборов в марте 2008 года. Ничего личного Не стоит особо заморачиваться на том, что вместо Миронова про продление полномочий президента России заговорил первый вице-премьер Сергей Иванов. Разумеется, от перемены мест слагаемых сумма все равно не меняется. Как и обещал спикер Сергей Миронов, сразу после мартовских президентских выборов в России первый вице-премьер Сергей Иванов вновь поднял тему продления полномочий президента. С той лишь разницей, что теперь президентское кресло в Кремле занял Дмитрий Медведев. И Миронов, и Левичев, предлагая свои варианты изменений в Конституцию РФ, обговаривали, что они не будут распространяться на нынешнего президента. Тогда им был Путин. Иванов выступил с инициативой в тот самый момент, когда инициируемые реформы не должны коснуться срока теперь уже Дмитрия Медведева. В этой игре, когда на кону вопрос, кто и сколько должен править в России, довольно сложно разобраться. Хотя, с другой стороны, некоторые предположения вполне уместны. Версия первая. Быть может, инициатива Иванова направлена на то, чтобы сыграть на поле Путина. Может так случиться, что по прошествии времени влияние Путина на Медведева может ослабнуть, если последний захочет стать самодостаточным президентом. Такое возможно, ибо сейчас и потом на протяжении достаточно долгого времени Медведев будет восприниматься как человек Путина. Думается, самому Медведеву такая роль не совсем по душе. В таком случае идея о продлении срока полномочий президента может выполнять регулирующее действие. Это своего рода уздечка для Медведева. И она оправдана, если в 2012 году Путин захочет вернуться в Кремль хозяином. Версия вторая. Продление срока полномочий президента после декабрьских парламентских выборов стало более чем вероятным. Госдума сейчас представляет собой однородную массу из единороссов, "справедливщиков", конформистов "либерал-демократов", которая ощетинилась против небольшой прослойки коммунистов. Депутаты могут решить вопрос согласно своему разумению. Какое бы решение ни приняли, депутаты могут в виде исключения провести президентские выборы в 2012 году по новым правилам, среди которых, как представляется, будет условие о том, что новые правила не дают возможности Медведеву баллотироваться во второй раз. В любом случае, возникнет правовой казус, когда Медведеву могут отвести всего один президентский срок в связи "с изменившимися в законодательстве условиями". И в этом случае план-2012 может сработать, а Госдума получит мощный рычаг воздействия на президента. Версия третья. Она - симбиоз первой и второй версии. Если Путин сможет эффективно воспользоваться правовым казусом и добиться ограничения срока Медведева на посту президента России, то велика вероятность его возвращения в 2012 году. Путин сумел создать провластную партию "Единая Россия", которая получила широкие полномочия в Госдуме. При этом одним из условий передачи власти Медведеву стала поддержка его кандидатуры со стороны Путина. Если ко всему этому добавить то, что влияние "Единой России" во многом держится на рейтинге популярности Путина, то получается картина, в которой Медведеву отводится роль временщика. Он просто должен сохранить преемственность политики Путина до 2012 года. Слабые нервы Иванова Аргументируя свои предложения по продлению срока полномочий президента РФ, первый вице-премьер Сергей Иванов ссылается на то, что период между парламентскими и президентскими выборами в России оказался слишком нервным. Продолжая мысли Иванова, можно вновь выйти на идею Левичева. Оба в унисон утверждают, что развести парламентские и президентские выборы можно лишь за счет увеличения срока полномочий президента РФ. Ко всему прочему, оба могут сослаться на то, что население России слишком устает от политических передряг и выборов, которые сегодня проходят с разницей в несколько месяцев. Далее мысль развивается по следующему заранее спланированному сценарию: мол, давайте обратимся к населению и спросим его о целесообразности развести по срокам парламентские и президентские выборы. Безусловно, население России на столь очевидный вопрос возможного референдума ответит предсказуемо - надо развести. Непоследовательность Иванова очевидна. С одной стороны, он утверждает, что "период с двумя выборами действительно был сложным. И идея разнести парламентские и президентские выборы абсолютно здоровая и правильная". С другой стороны, он же подтверждает, что "за период выборных кампаний с осени прошлого года в работе правительства каких-то крупных срывов, остановок решений, которые были приняты ранее, не было". Теперь процитируем еще одно любопытное признание Иванова. "Правительство свою функцию выполняло, - говорил он. - И должно ее как эстафетную палочку донести до 7 мая. Всем уйти в отставку, а дальше уже новый президент и новый председатель правительства решат, кому остаться, а кого заменить". А потом добавил, что к уходу из правительства относится спокойно, а за коллег заявил, что "все правительство сейчас уйдет в отставку, но никто по этому поводу не комплексует - дело житейское, дело привычное". Из всего сказанного Ивановым напрашиваются некоторые очевидные выводы. Сначала зададимся вопросом: зачем разводить по времени парламентские и президентские выборы, если Россия не потеряла управляемость, а правительство в полной мере выполнило свое предназначение? Теперь попытаемся ответить: раз не было и нет очевидной причины разводить по времени выборы, значит поправки в Конституцию нужны не в силу объективных причин, а по воле лиц, которым такие поправки жизненно необходимы. Что касается "дела житейского и дела привычного", то здесь сплошь одни вопросы. Если членам правительства нет никакой разницы, кто, когда и как придет на их места, тогда зачем заводить разговоры о продлении срока полномочий? Если они легко подчинятся демократическим нормам и готовы уступить свои министерские кресла другим людям, зачем городить огород и выступать с инициативами изменения Конституции РФ? Ответы и на эти вопросы найти можно. Во-первых, следуя логике, можно констатировать следующий факт: никто из бывшей команды Путина не хочет уходить в политическую отставку добровольно. Они прекрасно понимают, что, получив премьерское кресло, Путин не захочет менять лошадей. И сам Путин понимает, что "коней на переправе не меняют". Вопрос лишь в том, кто уйдет и кто останется. Во-вторых, в политике никто и никогда не говорил правды, ибо она несовместима с понятием "власть". Поэтому заявления Иванова о спокойствии нельзя считать искренними. В период, когда Путин думает, кого оставить, а кого отправить на политическую пенсию, чиновники выстраиваются возле трона. Странно то, что российские высшие государственные чиновники не толпятся у кресла президента Медведева, а стремятся понравиться Путину. Это еще раз свидетельствует о том, что рокировка в Кремле готовилась заранее, и сценарий политической жизни в России расписан буквально по часам на несколько десятилетий вперед. Чего уж боле… Каждый из нас когда-нибудь задается вопросом: что предпочтительнее - сладкая ложь или горькая правда? "Сладкая ложь" в России - это то, что властями именуется правом выбора. Выбор, сразу скажу, незавидный. Харизматический и до тошноты надоевший Жириновский, который давно играет на политическом поле Кремля и выторговывает себе определенные льготы и преференции. Главные из них - постоянное присутствие на политическом поле и временами нежесткая критика проводимого курса. Непонятно какой Богданов. Никто толком не знает, почему он появился в президентской гонке и по каким критериям он туда попал. Скорей всего, выполнял роль своего рода "растворителя" в палитре, где краски-"кандидаты в президенты" давно засохли. Критический настрой Зюганова от выборов к выборам становится все более предсказуемым. Он уже давно из "несгибаемого коммуниста" превратился во что-то аморфное, но весьма предсказуемое. По всей видимости, ему доходчиво объяснили, при каких условиях и в какой форме он может сохранить свое политическое реноме. А вместе с ним получить свои 10-11 процентов доверия народа. "Горькая правда" заключается в том, что в России уже как минимум одно десятилетие нет никакого реального выбора. Есть только выборы, которые именуются демократическими, но в реальности такими не являются. И на этом фоне продлить полномочия президента РФ могут лишь оконченные циники... Фото с сайта http://www.etv24.ee

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи