Опубликовано: 1900

Бизнес вглядывается в карту-2

Бизнес вглядывается в карту-2 Фото - 4design.su

Оздоровление предприятий должно включать в себя не только вопросы субсидирования, но, прежде всего - разблокирование текущей деятельности, включая операции по счетам в банках.

А кроме того, урегулирование отношений с контролирующими органами и даже защиту от рейдерства. Окончание, начало см.здесь Сегодня нет гарантий, что трудности предприятий не будут использованы для давления на бизнес, считают предприниматели. Уже имеются примеры, когда банки второго уровня отказываются пересматривать ставки по кредитам для субсидирования, более того - в одностороннем порядке повышают ставки, либо требуют досрочного погашения кредитов (Костанайская область - ТОО "ДЕП", Альянс-банк; Восточно-Казахстанская область - ТОО "Селенг", ТОО "Первомайский механический завод", АТФ-банк; "Азия-Авто", Казкоммерцбанк, Алматинская область - АО "Уркер-Косметик", КазИнвестБанк и другие). По условию программы, процедура оздоровления применяется только к тем предприятиям, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 12%. Но ведь мы говорим о предприятиях, имеющих перспективы роста, и существуют обоснованные сомнения, что банки будут готовы поступиться будущей выгодой по таким компаниям. Зачем снижать ставку, если они ясно видят, что предприятие через 2-3 года встанет на ноги и закроет кредит по прежним 16-18%? Кроме того, такое снижение ставки противоречит природе банков, ведь они распоряжаются заёмными средствами и деньгами вкладчиков, по которым также несут финансовые обязательства. Таким образом, экономическая политика государства не должна зависеть от желаний или возможностей частных банков. Страна уже имеет опыт, когда в рамках антикризисных мер банки направили более 70% средств в сферу торговли и услуг. На контрольной комиссии НДП "Нур Отан" этот результат был расценен как вывод из страны средств на поддержку зарубежных производителей. А предложенный в программе принцип вновь ставит судьбу перспективных предприятий, имеющих значение для экономики регионов, - в зависимость от интересов банков второго уровня. Блок предложений по оздоровлению предприятий должен обсуждаться государственными органами совместно с отраслевыми ассоциациями, он требует тщательного и предметного изучения, с участием конкретных компаний, а не только чиновников и представителей банков. Бизнесмены предлагают также включить в механизм реализации второго направления (оздоровление предприятий) не только Уполномоченный госорган и Ассоциацию финансистов, но и отраслевые объединения бизнеса, вошедшие в Дорожную карту сектора экономики, и НЭП "Союз Атамекен". Еще один острый вопрос: в механизмах реализации программы предложена формула расчёта лимитов финансирования по регионам. Однако предложенная формула некорректна, потому что опирается на несырьевой валовый региональный продукт, куда также включаются торговля и услуги. В результате, преимущественное финансирование по этой формуле получат традиционные торговые центры, вместо поддержки промышленных регионов, что противоречит базовой идеологии программы. Бизнесмены предложили переработать формулу с ориентиром именно на перерабатывающий сектор экономики, например, на базе показателей объема промышленного производства в несырьевом секторе. Практически все объединения предпринимателей отмечают многосложную схему прохождения проектов для участия в "Дорожной карте". Предпринимателю, желающему получить доступ к заявленной поддержке, необходимо пройти 5 инстанций, расположенных в 3 разных местах: филиал банка в своем регионе, головной офис банка в Алмате, местный акимат, координационный совет при акимате области и министерство экономики в Астане. Надо также иметь в виду, что, как правило, филиалы банков не принимают решения по кредитам суммой свыше 1 млн.долларов. Значит, заявитель должен обратиться ещё и в головной банк. Вот положение программы: "Заявитель с положительным решением банка обращается в местный исполнительный орган, который выносит данный проект на рассмотрение РКС". Понятно, что РКС может отказать и заочно, а вот предпринимателя, по которому ожидается положительное решение, скорее всего, тоже захочет увидеть лично, и т.д.) Всё это невероятно бюрократизирует процесс и, вместо стимулирования, отталкивает массового предпринимателя. Что фактическиозначает отсечение большинства регионального бизнеса от "Дорожной карты", которая становится доступной преимущественно бизнесу Астаны и Алматы. Между тем программа инициировалась именно в поддержку предпринимательства в регионах. В проекте заявлен принцип "одного окна", однако в вышеуказанной схеме прохождения проектов он практически не работает. Предприниматели предлагают заложить такой алгоритм, при котором декларация "одного окна" должна быть реализована на практике, и бизнесмену для участия в программе было бы достаточно обратиться в один орган по месту жительства. Неясно, прислушаются ли к предложениям бизнесменов, реальных участников рынка, во властных кабинетах. Пока что бизнесмены, вглядываясь в "Дорожную карту", видят на ней много того, что называется "терра инкогнита".

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи