Опубликовано: 2200

А мы пойдем на север!?

А мы пойдем на север!?

С развалом Советского Союза лидеры нынешних независимых государств неоднократно пытались создать единый политический, экономический, военный блок бывших советских республик.

Первым стал блок государств под аббревиатурой СНГ. Государства Прибалтики отпочковались от нового политического образования сразу же. Вслед за ними полную независимость провозгласили и другие государства. В нынешнем своем положении данный "политический организм" скорее мертв, чем жив. Не в пример Европе, которая провозгласила Евросоюз, и где не нужно при выезде и въезде гражданам оформлять соответствующие документы. Между Россией и Казахстаном был установлен безвизовый режим. Об этом неоднократно заявлялось на самом высоком уровне. Что же он из себя представляет? Как говорится в знаменитой русской поговорке: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". В этом могли убедиться те граждане независимых государств, входящих в СНГ, которые по личным ли, по служебным делам пытались пересечь границу. Свои среди чужих, чужие среди своих Автобус сообщением "Костанай-Челябинск" остановился на рубеже двух республик. Перед остановкой водитель автобуса компании, осуществляющей международные перевозки, раздал всем желающим пассажирам миграционные карточки. Их заполняли граждане Казахстана, которые по своим делам ехали в соседнее государство. Вначале стражи границы Казахстана в течение часа проверяли правильность заполнения этих самых карточек, потом, со специально натренированными собачками изучали багаж пассажиров на наличие в нем наркотиков, затем за дело взялись таможенники и миграционная полиция. Так как автор этих строк ехал впервые в соседнюю страну после провозглашения ею независимости, то счел нужным на рубежах нашего и соседнего Отечества предъявить международный паспорт гражданина республики Казахстан. Миграционная полиция родной республики в графе "виза" поставила штамп "Кайрак 013". А вот на переходе границы "Бугристое", что в России, задержка произошла на два с лишним часа. И все это время пассажиры автобуса с казахстанскими номерами уныло смотрели, как без задержек минуют таможенный пост легковые автомашины с российской регистрацией. Явно происходило чиновничье разделение на "своих" и "чужих". Недовольство пассажиров, многим из которых предстояла еще пересадка в Челябинске, во внимание российскими стражами государственной границы не бралось, типа: "Сами с усами". Результат задержки на границе для меня и еще двух пассажиров, ехавших в Ханты-Мансийский автономный округ, вылилось полутора сутками ожидания поезда в нужном направлении на железнодорожном вокзале старинной Челябы. И вместо плацкартного пришлось приобретать билет в купе. А разница в цене между ними "всего лишь" в полтора раза. И, разумеется, не в сторону уменьшения. Да и удобства в виде полудремы на кресле в зале ожидания всю ночь как-то не располагало к радости общения как между попутчиками, так и между пассажирами и милиционерами, которые нет-нет, но вежливо требовали документы на проезд и удостоверение личности… О программе переселения на севере знают …но к ней не имеют отношения. Еще в прошлом году во многих средствах массовой информации Казахстана и России освещалась подписанная президентом России программа переселения соотечественников на историческую родину. Таким образом, Россия стала после Израиля, Германии, Казахстана четвертой страной в мире, которая разработала программу возвращения соотечественников. Под нее было выделено 13, 8 миллиардов рублей. В ходе ее обсуждения высказывалось много соображений "за" и "против". У многих, кто детально знакомился с этим политическим актом, вызывали сомнения пункты предоставления жилья и работы. В ходе реализации государственной программы выяснилось, что российская сторона не смогла, как планировалось, открыть в пограничных областях Казахстана федеральные пункты оформления своего гражданства. Этому воспротивились правительственные органы Казахстана. Возникла пиковая ситуация. Вроде бы программы переселения соотечественников в Россию никто не отменял, но в то же время ничего не делалось чиновниками обеих республик для ее реализации. Своеобразный парадокс получился. В Костанае имеется консульство Украины, а вот Россия своего такого не открыла. Многие "горячие головы", узнав о льготах, которые им сулила соседняя страна, ехали в Астану, чтобы добиться в посольстве России необходимых разрешительных документов. Но только немногие сумели устроить свою жизнь, как граждане другой страны. Слишком много заморочек выдвигала миграционная служба соседей, для тех, кто решил получить паспорт гражданина России. Мои попутчики, которые рвались осваивать Север соседнего государства, удовольствовались тем, что им был выдан вид на жительство. То есть, работают Законы, принятые в 2002 году, а прошлогодний Указ Владимира Путина в реальности является документом о намерениях и не имеет полноправной юридической силы. Прояснить ситуацию можно было в администрации города Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа. О программе переселения соотечественников побеседовали с заместителем главы города Александром Морозовым. Александр Николаевич возглавляет подразделение, которое занимается строительством в этом небольшом городке, насчитывающем 41 тысячу жителей. Но нефтяных и газодобывающих скважин в его округе - со счета собьешься, да и неподалеку проходят магистральные газо- и нефтепроводы. Кроме этого с большой нагрузкой работает линия Свердловской железной дороги, по которой беспрестанно идут составы с цистернами. На юг наполненные, обратно -- пустые. Недаром нефть называют кровью экономики. Как глава ведомства, возглавляющий строительство жилья в городе Пыть-Ях, Александр Морозов, пояснил, что город расположен, по сути, на болоте. Приходится нести большие затраты, чтобы сперва намыть песок в многочисленных ручьях и речках, затем его насыпать на возвышенных участках, а уж затем строить что-то. Кстати, потому и разбросан город. Хоть и есть капитальные пятиэтажные дома, но большинство жителей проживает во временных жилищах, которые не имеют своего статуса. Их на Севере называют "балками" или "бочками". В них граждан не прописывают, хотя некоторые проживают там уже 25-30 лет. Представьте себе небольшой дачный домик, к которому подведено электричество - получите "балок". А насчет программы переселения соотечественников Александр Николаевич слышал, но ее реализация не в его компетенции. Это нужно решать в Ханты-Мансийске. И вообще, нехваткой рабочих рук город не страдает. На нефтепромыслах здесь в основном работают "вахтовики", которые прибывают чаще всего из Башкирии. Люди опытные, квалифицированные и им, кроме северных, пятидесятипроцентных надбавок , ничего не нужно. А развитие город, как и весь Нефтеюганский район, будет со временем получать. Пытались когда-то наладить в этом регионе производство строительных материалов, но решили, что завозить их из более развитых регионов республики выгоднее, чем развивать свою стройиндустрию. О том, что благими намерениями вымощена дорога в ад мы знаем с отрочества. А вот реальные подтверждения этому изречению нас подстерегают на каждом шагу. Именно к таким благим намерениям можно отнести с полным основанием не раз рекламировавшиеся и комментировавшиеся в российской прессе и на телевидении условия переселения граждан из других, бывших союзных республик, на историческую родину. По оценкам многих политологов Россия рассчитывала получить от 3,5 до 5 миллионов новых своих сограждан. Преимущественно, квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Да еще и более-менее молодого, репродуктивного возраста. А кто попытался своими силами решить вопрос переселения - наткнулся на глухую стену, воздвигнутую между согражданами бюрократами двух независимых государств. Потому и хочется воскликнуть: "Ассалаумагалейкум, мачеха-Россия!". Рисунок с сайта www.rex400.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи