Опубликовано: 2100

А и Б имели по "трубе"

А и Б имели по "трубе" Фото - orderinstant.com

К радостям цивилизации быстро привыкаешь, и вот уже без мобильного телефона - как без рук. А что нужно при этом потребителю?

Собственно, не так уж много. Доступность, удобство, надежность - три извечных кита любого современного сервиса. То есть он должен быть таким недорогим и таким комфортным, чтобы граждане даже не замечали его присутствия. В идеале, пользоваться мобильным телефоном - все равно, что открывать кран с водой или щелкать выключателем, причем пользоваться, отнюдь не ограничиваясь лишь разговорами. В цивилизованном мире он превратился в привычный многофункциональный гаджет, давно миновав стадию лишь переговорного устройства. Нам, судя по всему, до этого пока далеко. Как известно, сотовая связь в Казахстане осуществляется в формате GSM и CDMA. В первом формате функционируют ТОО "GSM - Казахстан ОАО "Казахтелеком" (контрольный пакет ее акций принадлежит скандинаво-турецкому холдингу FinTur с торговыми марками K`Cell и Activ), ТОО "КаР-Тел" (дочерняя компания российского "Вымпел-Коммуникации") с брендом Beeline, ТОО "Мобайл Телеком-Сервис" - Neo. Формат CDMA представлен АО "АЛТЕЛ" (принадлежит "Казахтелекому") с торговыми марками Dalacom и Pathword. И хотя компаний - четыре, господствуют, безусловно, две, старейшие из них - "GSM-Казахстан" (7,1 миллиона абонентов) и "Кар-Тел" (6,9 миллиона абонентов), совокупно контролирующие более 93 процентов всего рынка страны. Автоматически они получают и больше всего нареканий от граждан по поводу качества и стабильности мобильной связи. Собственно, проводя очередной опрос на сайте, мы не стремились "переходить на личности" - вопрос был сформулирован достаточно обширно: "Какой главный недостаток сотовой связи в Казахстане"? Как и следовало ожидать, вариант ответа "Недостатков нет" почему-то не выбрал ни один из участников опроса - 0, 0 процента. При этом, согласно данным Агентства по статистике РК, доход компаний-операторов за прошлый год составил 237 миллиардов тенге, что на 10,6 процента больше показателя 2008 года. Налицо - стабильный рост доходов. Принцип "за удобство надо платить" исповедуется нашими связистами в полной мере. И вполне логичным выглядит число тех, кто недоволен стоимостью их услуг: 75 процентов респондентов назвали главным недостатком сотовой связи дороговизну звонков и смс-сообщений. Беспроводная связь в целом, если не брать локальные тарифы, остается одной из самых дорогих в СНГ. Ценовой дисбаланс по звонкам внутри сети и за ее пределами такой, что те, кому нужно много звонить, ухитряются использовать одновременно несколько сим-карт, дабы не разориться. Различные маркетинговые ходы в виде тарифных "пряников" стимулируют абонентов, общающихся внутри сети, на тех же, кто звонит на номера конкурентов, поблажки не распространяются. Естественно, что операторы не могут работать себе в убыток, это понятно. Но почему у нас всегда их интересы - на первом месте, а интересы обычного гражданина - где-то в еле различимой дали? Сотовую связь сегодня не ругает лишь ленивый. И происходит это потому, что каждый из нас сталкивался и продолжает сталкиваться с проблемами: то "сотка не ловит" в каком-то отдаленном районе, то одну и ту же смс-ку присылают двадцать пять раз, соответственно взимая плату, то баланс каким-то таинственным образом заканчивается, не успев начаться. Мобильным телефоном нынче пользуются старый и малый, бизнесмен и домохозяйка, топ-менеджер и служитель церкви. По итогам 2009 года номинальное проникновение сотовой связи в Казахстане составило 104 процента (16,47 миллиона абонентов), а реальное - 90,5 процента. Рынок практически насыщен, новых клиентов приходится завлекать всевозможными акциями, культивировать использование абонентами различных услуг сотовой связи. Вот, к примеру, формат 3G, распространенный во всем миру, так называемая неголосовая услуга по передаче данных. Конечно, если для американцев и европейцев обычное дело - заходить с сотового телефона в интернет, проверять почту, смотреть телевизионные каналы, оплачивать счета, играть на бирже, участвовать в видеоконференциях и проводить финансовые операции, ставя электронную подпись, то большинству казахстанцев все это пока представляется полной фантастикой. Немалая часть моих соотечественников и вовсе не имеет понятия о таких возможностях. У кого-то и обычного интернета нет и не предвидится. Есть банальная "труба", по которой с грехом пополам можно до кого-нибудь дозвониться - не всегда. Ничего, живут люди, особенно в сельской местности. Тем не менее, 9 процентов участников опроса Cazeta.kz главным недостатком сотовой связи в республике назвали именно отсутствие формата 3G. Вопрос о внедрении у нас связи третьего поколения, которую наиболее "продвинутые" абоненты ждали еще в прошлом году, до сих пор не решен. Вначале дело упиралось в выделение частот, теперь все застопорилось из-за стоимости лицензии и суммы ежегодных взносов за используемые частоты, установленных госагентством по информатизации и связи. Операторы считают их непомерно и нелогично завышенными - за само разрешение требуется единовременно заплатить пять миллиардов тенге, а ежегодные взносы составят два миллиарда. Эксперты предполагают, что если все-таки некий компромисс между правительством и компаниями и будет найден, это неизбежно отразится на кармане потребителя. Хотя в странах, где вовсю ширятся сети третьего поколения, технология доступа не влияет на стоимость трафика для абонента, будь то GPRS, EDGE или 3G - тариф на мобильный интернет один и тот же, а именно - сущие гроши. Кстати, 3 процента наших респондентов в качестве основного недостатка связи отмечают дороговизну роуминга. Как человек, много разъезжающий по разным странам, горячо присоединяюсь к этой группе трудящихся. Цивилизованный мир избалован скоростями, он совершенно небрежно, как к норме, как к кофе в пластиковом стаканчике, относится к тому, что у нас считается достижением. Еще несколько лет назад Мегалайн казался нам, избавленным от необходимости коннектиться по полчаса, высшим благом. Сегодня хочется еще более высоких скоростей. Медленный интернет считают значительным минусом коммуникативной жизни 6 процентов наших респондентов. И тут круг замыкается опять же на проблеме развития сетей 3G, позволяющих пользоваться высокоскоростным мобильным интернетом (кстати, в мире уже переходят к 4G, ибо мысль человеческая не стоит на месте). Дело это непростое по сути, поскольку требует наличия элементарной базы, тогда как наша сотовая связь в существующем формате оставляет желать лучшего - 4 процента посетителей сайта, принявших участие в опросе, главным недостатком назвали то, что зона покрытия по стране не является полной. Очевидно, у них есть основания так считать. Конечно, нельзя сказать, что операторы-монополисты заняты лишь тем, что сидят и подсчитывают барыши. У них много работы и много проблем. Ограничения, вступившие в силу с 1 января в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, распространяются на ввоз базовых станций для сетей сотовой связи, и пока никто не знает, как, собственно, с этим будет дальше. По сравнению с такой проблемой личная трагедия человека, не имеющего возможности сохранить любимый номер своего мобильного при смене оператора (2 процента респондентов) кажется таким пустяком. Но - только на первый взгляд. Потому что, если задуматься, это типичный штрих, характеризующий отношение к потребителю вообще: "Берите, что дают". Никто не интересуется, удобно ли ему, и чего, собственно, хотелось бы. Вины сотовых операторов здесь нет никакой, потому как такая тональность утвердилась в государственном масштабе. И пока она сохраняется, качественной связи ждать, на мой взгляд, не стоит.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи