Опубликовано: 1600

А если гора придет к Магомету?

А если гора придет к Магомету?

Службы ЧС с тревогой ожидают весенних половодий. Алматинцы напрасно полагают, что их не коснется эта природная стихия. Еще как может коснуться, особенно, тех, кто любит в ясные дни с высоты горы Коктобе любоваться городской панорамой.

Интенсивное строительство вокруг горы, да и на ней самой, уже дает о себе знать: верхняя станция пассажирской подвесной канатной дороги начала разрушаться. Если положиться на профессионализм сейсмологов и верить им на слово, то становится жутко. Гора Коктобе изрезана системой так называемых тектонических разломов различной ориентации и относится к зоне сейсмичности с интенсивностью возможного проявления землетрясения в 10 баллов! При этом , если местную достопримечательность "тряхнет", она вообще может сползти на город, сметая все на своем пути - такова особенность лессовых и супесчаных грунтов. О том, что Коктобе чрезвычайно коварна, специалисты знали давно и, когда было намечено на горе строительство телебашни, предупреждали партийное руководство республики, что делать этого нельзя! Но их доводы, видимо, приняли лишь к сведению, все сделав по-своему. В последние годы гора преобразилась. Этот район стал вожделенным для тех, кто хотел жить на свежем воздухе и совсем недалеко от центра южной столицы. Последствия людского нашествия на возвышенность плачевны. Как утверждают специалисты ЧС, идет бесконтрольное насыщение тела горы водой (это атмосферные осадки, поливная и канализационная вода). На отдельных участках склона уже появились овраги, и оползни здесь - привычное явление. Несколько лет назад уже пострадали десяток частных домов, а сколько будут "снесены" еще… Как утверждает руководитель Центра сейсмостойкости сооружений Института сейсмологии Министерства образования и науки, доктор технических наук Танаткан Абаканов, на горе происходят интенсивные геодинамические явления. К примеру, в восточной части вершины имеется железобетонная постройка старого хозблока бывшего ресторана "Аул". Из-за оползня полностью разрушены мощные железобетонные рамы, смята рабочая арматура. Даже телебашня, которая имеет основательный фундамент, уже накренилась на 15-20 сантиметров. При этом какие бы то ни было целенаправленные исследования не проводятся. В случае сильного землетрясения на территории Коктобе, считает сейсмолог, могут проявиться сейсмообусловленные оползневые явления, так как грунты находятся в неустойчивом состоянии. Как известно, при сейсмических воздействиях происходит разрыхление и разжижение водонасыщенных грунтов. Таких прецендентов в мировой практике было достаточно. Институт сейсмологии предложил целый комплекс мер, чтобы избежать беды. По мнению специалистов, нужно провести полную ревизию и обследование горы Коктобе со всеми постройками, находящимися на ее вершине, склоне и у подножия, исследовать с помощью геофизических методов динамики изменения физико-механических характеристик геологической среды и степени дислокационного процесса как тела горы, так и сооружений, возведенных на ней. Это то, что могут сделать со своей стороны сейсмологи. А городские власти должны исключить водополив на Коктобе, создать систему организованного водоотвода поверхностных и атмосферных вод, укрепить серпантины дорог защитными сооружениями и, естественно, категорически запретить там строительство любых объектов. Особое внимание специалисты обращают на то, что канатная дорога - некогда гордость Алматы - находится в предаварийном состоянии и дальнейшее ее использование чревато непредсказуемыми последствиями. В свое время канатная дорога, его верхняя и нижняя опоры были запроектированы и возведены с учетом инженерно-геологических, особенно грунтовых условий того времени. Однако при проектировании из-за слабого понимания возможных изменений динамики техногенных нагрузок, изменения условия эксплуатации ближайшей окрестности верхней опоры были допущены серьезнейшие просчеты. Начиная с 1990 года, хозяева горы несколько раз менялись. В силу своих возможностей каждый из них старался выкачать с нее как можно больше денег, при этом не вкладывая никаких средств на мероприятия по ее сейсмической защите. Сейчас на пятачке у самой верхней опоры канатной дороги функционируют три хозяйственных субъекта: непосредственный хозяин канатной дороги и два кафе, которые канализационные стоки бесконтрольно спускают в грунт. Происходит интенсивное водоснабжение всей толщи насыпного грунта, примыкающие к канатной дороге, вследствие чего происходит сползание, деформация и повреждения подпорных стен, а также сползание всей толщи грунта по веткам канатной дороги ниже ее верхней опоры. Поэтому сегодня остро стоит вопрос о спасении канатной дороги. Для этого необходимо провести комплекс сложных инженерно-технических мероприятий. В принципе, техническая возможность полной эксплуатации и сейсмической безопасности канатной дороги имеется. Но нет желания, поскольку реально вряд ли возможно отдать Коктобе в одни руки. И даже если бы это произошло, нужны большие финансовые ресурсы для сохранения канатной дороги - как минимум несколько миллионов тенге. Сколько точно, никто не считал, потому что во властных структурах пока не проявляют особого интереса к тому, что происходит на Коктобе. Правда, в последнее время на Коктобе зачастили всевозможные комиссии, только вот будет ли принято единственно правильное решение, неизвестно. У нас же всегда так: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи